Арбаа Турим (книга)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Структура и содержание: дополнение, викификация)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(дополнение)
Строка 13: Строка 13:
# «Хошен Мишпат» ({{lang-he|חוֹשֶן מִשפָּט}} - "[[хошен]] истины", фраза из [[Шмот]] 28:15)  — законы судопроизводства; гражданское право и взаимоотношения между людьми; имущественные споры и их решение.
# «Хошен Мишпат» ({{lang-he|חוֹשֶן מִשפָּט}} - "[[хошен]] истины", фраза из [[Шмот]] 28:15)  — законы судопроизводства; гражданское право и взаимоотношения между людьми; имущественные споры и их решение.
-
В книге "Арбаа турим" автор исследует практику [[hАлаха|еврейского закона]] исходя из текстов Торы, изречений [[Талмуд]]а эпохи [[Ришоним]]. Он использовал свод р. [[Ицхак Альфази|Ицхака Альфази]] как отправную точку, сравнивая его мнение с мнением [[Маймонид]]а и [[ашкеназ]]ской традицией, собранной в литературе [[Тосафот]].
+
В книге "Арбаа турим" автор исследует практику [[Галаха|еврейского закона]] исходя из текстов Торы, изречений [[Талмуд]]а эпохи [[Ришоним]]. Он использовал свод р. [[Ицхак Альфази|Ицхака Альфази]] как отправную точку, сравнивая его мнение с мнением [[Маймонид]]а и [[ашкеназ]]ской традицией, собранной в литературе [[Тосафот]].
В отличие от "[[Мишнэ Тора]]" [[Маймонид]]а Тур не ограничивается догмами, постулатами, а сравнивает имеющиеся мнения по любым спорным моментам (хотя в большинстве случаев [[Яков бен Ашер]] принимает мнение своего отца - [[Ашер бен Иехиэль|Ашера сына Иехиэля]]).
В отличие от "[[Мишнэ Тора]]" [[Маймонид]]а Тур не ограничивается догмами, постулатами, а сравнивает имеющиеся мнения по любым спорным моментам (хотя в большинстве случаев [[Яков бен Ашер]] принимает мнение своего отца - [[Ашер бен Иехиэль|Ашера сына Иехиэля]]).
Строка 20: Строка 20:
== Дальнейшая история ==
== Дальнейшая история ==
 +
 +
Наиболее известным комментарием к "Арбаа турим" является труд "[[Бейт Йосеф]]" (Дом Йосефа) р. [[Йосеф Каро|Йосефа Каро]], хотя он и выходит за рамки обычных комментариев в том, что проводя обзор данных мнений, пытается привести к окончательному и единственному решению каждого вопроса и дать таким образом всеобъемлющий сборник [[Галаха|Галахи]].
 +
 +
Другими комментариями являются "[[Байт Хадаш]]" (Новый Дом) (р. [[Йоэль Сиркис]]), "[[Даркей Моше]]" ([[Иссерлес, Моше (РаМА)|Моше Иссерес]]), "[[Бейт Исраэль]]"/ "[[Периша у-Дериша]]" (Дом Израиля/Разворачивание (свитка) и выводы) ([[Джошуа Фальк]]) и другие работы эпохи [[Ахроним]].
 +
 +
Тур по-прежнему играет важную роль в Галахе.
== См. также ==
== См. также ==

Версия 13:24, 10 мая 2011


Арбаа турим (ивр. אַרְבַּעָה טוּרִים‎‎ - "четыре ряда"), (сокращённо "Тур") - важный алахический свод, составленный р. Йаковом бен Ашером (1270-1340), так же известным как Бааль hа-Турим ("Хозяин рядов"). Структура из 4х книг позже дала начало кн. "Шулхан арух".

Содержание

Значение названия

Название книги переводится с иврита как "4 ряда" - это аллюзия на украшение хошена первосвященника. Каждая глава работы - "Тур", поэтому, например, заголовок "Тур Орах Хайим симан 22" означает "Раздел Орах Хайим, глава 22". В дальнейшем, для отличия от соответствующего радела в Шулхан Арух, в заголовок добавилась запятая ("Тур, Орах Хайим симан 22") и так "Тур" стал названием всей работы.

Структура и содержание

Как уже было сказано, книга "Арбаа турим" состоит из 4х глав ("туров"), которые в свою очередь поделены на разделы (на иврите "симан", мн. "симаним")

  1. «Орах Хаим» (ивр. אוֹרַח חַיִים‎ - "образ жизни", фраза из псалма 16:11) — правила повседневной жизни и молитв, законы Шабата, праздников и постов;
  2. «Йоре Де'а» (ивр. יוֹרֶה דֵעָה‎ - "учит знанию", фраза из Йешайи 28:9) — законы о ниде, шхите и все вопросы кашрута;
  3. «Эвен а-Эзер» (ивр. יוֹרֶה דֵעָה‎ - "Ковчег Божий", фраза из Шемуэль I 5:1) — законы семьи и брака.
  4. «Хошен Мишпат» (ивр. חוֹשֶן מִשפָּט‎ - "хошен истины", фраза из Шмот 28:15) — законы судопроизводства; гражданское право и взаимоотношения между людьми; имущественные споры и их решение.

В книге "Арбаа турим" автор исследует практику еврейского закона исходя из текстов Торы, изречений Талмуда эпохи Ришоним. Он использовал свод р. Ицхака Альфази как отправную точку, сравнивая его мнение с мнением Маймонида и ашкеназской традицией, собранной в литературе Тосафот.

В отличие от "Мишнэ Тора" Маймонида Тур не ограничивается догмами, постулатами, а сравнивает имеющиеся мнения по любым спорным моментам (хотя в большинстве случаев Яков бен Ашер принимает мнение своего отца - Ашера сына Иехиэля).

Другое отличие "Арбаа турим" от "Мишнэ Тора" в том, что она описывает только те законы, которые применимы в галуте.

Дальнейшая история

Наиболее известным комментарием к "Арбаа турим" является труд "Бейт Йосеф" (Дом Йосефа) р. Йосефа Каро, хотя он и выходит за рамки обычных комментариев в том, что проводя обзор данных мнений, пытается привести к окончательному и единственному решению каждого вопроса и дать таким образом всеобъемлющий сборник Галахи.

Другими комментариями являются "Байт Хадаш" (Новый Дом) (р. Йоэль Сиркис), "Даркей Моше" (Моше Иссерес), "Бейт Исраэль"/ "Периша у-Дериша" (Дом Израиля/Разворачивание (свитка) и выводы) (Джошуа Фальк) и другие работы эпохи Ахроним.

Тур по-прежнему играет важную роль в Галахе.

См. также

  • Яков бен Ашер
  • Шулхан арух
  • Кицур шулхан арух
  • Мишнэ Тора

Источники

статья Арбаа турим на en.wikipedia.org

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация