Хисдай Ибн Шапрут
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | Хисдай ибн Шапрут (Хасдай, Hasdai ibn Shaprut; 915?, Кордова, – 970?, там же), | + | '''Хисдай ибн Шапрут''' (Хасдай, Hasdai ibn Shaprut; 915?, Кордова, – 970?, там же), первый известный истории еврей, занимавший высокое положение при дворе арабских халифов Испании. |
+ | == Карьера при мусульманских халифах == | ||
Ибн Шапрут был назначен придворным врачом халифа Абд ар-Рахмана III (929–961), а затем стал главой пошлинного ведомства. | Ибн Шапрут был назначен придворным врачом халифа Абд ар-Рахмана III (929–961), а затем стал главой пошлинного ведомства. | ||
- | Ибн Шапрут успешно выполнял различные дипломатические миссии. В 953 г. он вёл переговоры с посланником императора Священной Римской империи Оттона I. В 958 г. Ибн Шапрут добился заключения мира между христианским королевством Наварра и Кордовским халифатом | + | Ибн Шапрут успешно выполнял различные дипломатические миссии. В 953 г. он вёл переговоры с посланником императора Священной Римской империи Оттона I. В 958 г. Ибн Шапрут добился заключения мира между христианским королевством Наварра и [[Кордова|Кордовским халифатом]]. |
Ибн Шапрут был привлечен к переводу с греческого на арабский язык трактата Диоскорида по фармакологии, подаренного халифу византийскими послами в конце 940-х гг. | Ибн Шапрут был привлечен к переводу с греческого на арабский язык трактата Диоскорида по фармакологии, подаренного халифу византийскими послами в конце 940-х гг. | ||
- | Халиф назначил Ибн Шапрута также и главой еврейской общины мусульманской Испании. На этом посту Ибн Шапрут принес большую пользу развитию еврейской культуры, поддерживая еврейских ученых, мыслителей и поэтов. Особое историческое значение имело назначение Ибн Шапрутом выдающегося раввина '''Моше бен Ханоха''' (умер, по-видимому, в 965 г.) на пост | + | == Главный раввин мусульманской Испании == |
+ | Халиф назначил Ибн Шапрута также и главой еврейской общины мусульманской Испании. На этом посту Ибн Шапрут принес большую пользу развитию еврейской культуры, поддерживая еврейских ученых, мыслителей и поэтов. | ||
+ | |||
+ | Особое историческое значение имело назначение Ибн Шапрутом выдающегося раввина '''Моше бен Ханоха''' (умер, по-видимому, в 965 г.) на пост [[раввин]]а [[Кордова|Кордовы]]. В результате испанская община перестала зависеть от [[вавилон]]ских [[гаон]]ов, что привело к ослаблению связей между испанским еврейством и еврейским центром в [[Вавилония|Вавилонии]]. | ||
Используя свое высокое положение в мусульманской Испании и большой дипломатический авторитет, Ибн Шапрут стремился по мере возможности покровительствовать еврейским общинам в разных странах. Так, он обратился к византийскому императору с просьбой прекратить преследования евреев в Южной Италии. | Используя свое высокое положение в мусульманской Испании и большой дипломатический авторитет, Ибн Шапрут стремился по мере возможности покровительствовать еврейским общинам в разных странах. Так, он обратился к византийскому императору с просьбой прекратить преследования евреев в Южной Италии. | ||
- | Узнав, что правители [[Хазария|хазарского царства]] приняли иудаизм, Ибн Шапрут отправил к хазарскому кагану (царю) Иосифу делегацию с посланием, в котором выражал радость по поводу существования независимого царства, где исповедуется иудаизм. В ответном послании, являющемся ценным источником по истории хазар, каган Иосиф рассказал об обращении хазар в иудаизм. | + | Узнав, что правители [[Хазария|хазарского царства]] приняли иудаизм, Ибн Шапрут отправил к [[Хазары|хазарскому кагану (царю) Иосифу]] делегацию с посланием, в котором выражал радость по поводу существования независимого царства, где исповедуется иудаизм. В ответном послании, являющемся ценным источником по истории хазар, каган Иосиф рассказал об обращении [[Хазары|хазар]] в иудаизм. |
- | Источник | + | ==Источник== |
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11668&query=ХИСДАЙ Электронная еврейская энциклопедия] | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11668&query=ХИСДАЙ Электронная еврейская энциклопедия] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Раввины по алфавиту]] |
+ | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
+ | [[Категория:История евреев Испании]] | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Версия 16:51, 3 мая 2011
Хисдай ибн Шапрут (Хасдай, Hasdai ibn Shaprut; 915?, Кордова, – 970?, там же), первый известный истории еврей, занимавший высокое положение при дворе арабских халифов Испании.
Карьера при мусульманских халифах
Ибн Шапрут был назначен придворным врачом халифа Абд ар-Рахмана III (929–961), а затем стал главой пошлинного ведомства.
Ибн Шапрут успешно выполнял различные дипломатические миссии. В 953 г. он вёл переговоры с посланником императора Священной Римской империи Оттона I. В 958 г. Ибн Шапрут добился заключения мира между христианским королевством Наварра и Кордовским халифатом.
Ибн Шапрут был привлечен к переводу с греческого на арабский язык трактата Диоскорида по фармакологии, подаренного халифу византийскими послами в конце 940-х гг.
Главный раввин мусульманской Испании
Халиф назначил Ибн Шапрута также и главой еврейской общины мусульманской Испании. На этом посту Ибн Шапрут принес большую пользу развитию еврейской культуры, поддерживая еврейских ученых, мыслителей и поэтов.
Особое историческое значение имело назначение Ибн Шапрутом выдающегося раввина Моше бен Ханоха (умер, по-видимому, в 965 г.) на пост раввина Кордовы. В результате испанская община перестала зависеть от вавилонских гаонов, что привело к ослаблению связей между испанским еврейством и еврейским центром в Вавилонии.
Используя свое высокое положение в мусульманской Испании и большой дипломатический авторитет, Ибн Шапрут стремился по мере возможности покровительствовать еврейским общинам в разных странах. Так, он обратился к византийскому императору с просьбой прекратить преследования евреев в Южной Италии.
Узнав, что правители хазарского царства приняли иудаизм, Ибн Шапрут отправил к хазарскому кагану (царю) Иосифу делегацию с посланием, в котором выражал радость по поводу существования независимого царства, где исповедуется иудаизм. В ответном послании, являющемся ценным источником по истории хазар, каган Иосиф рассказал об обращении хазар в иудаизм.