Йосеф (сын Яакова), родоначальник колен еврейского народа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Колена Израиля» с помощью HotCat) |
|||
Строка 97: | Строка 97: | ||
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | ||
[[Категория:Библейские сюжеты]] | [[Категория:Библейские сюжеты]] | ||
+ | [[Категория:Колена Израиля]] | ||
Версия 23:38, 1 мая 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Иосиф | |
---|---|
Файл:Joseph working 02.gif | |
Иосиф управляет Египтом |
|
Пол: | мужской |
Отец: | Иаков |
Мать: | Рахиль |
Супруг: | Асенефа |
Дети: | Манассия, Ефрем |
ИО́СИФ (יוֹסֵף, Иосеф; יְהוֹסֵף, Иехосеф), сын Иакова и Рахили, родившей его после семилетнего бесплодия (Быт. 29:30–31; 30:22–24); отец Менашше и Эфраима, родоначальников двух колен Израилевых.
Содержание |
Библейский рассказ
Библия повествует, что 17-летний Иосиф, пасший, как и его братья, скот Иакова, вызвал их ненависть тем, что «доводил... худые слухи о них» до сведения отца, благоволившего к нему, а особенно — заносчивыми рассказами о своих снах, в одном из которых ему поклонялись солнце, луна и одиннадцать звезд (то есть весь дом Иакова; Быт. 37:2–11). Однажды, когда Иаков послал Иосифа навестить братьев в их кочевье, вид приближающегося Иосифа вызвал в братьях такую вспышку ненависти, что они замыслили убить его. Реувен, втайне надеясь спасти Иосифа, предложил бросить его в находившуюся неподалеку яму. В отсутствие Реувена мимо становища проходил торговый караван, направлявшийся в Египет, и братья, по предложению Иехуды, продали Иосифа за 20 мер серебра. Чтобы скрыть злодеяние, братья, разорвав и выпачкав кровью одежды Иосифа, принесли их отцу как свидетельство того, что Иосиф был растерзан в пути хищниками; горе Иакова по поводу гибели любимого сына было безутешно.
В Египте Иосиф был продан Потифару (распространенное египетское имя Па-ди-па-ре — `Тот, кого дал бог солнца`), сановнику при дворе фараона (Быт. 37:36; 39:1). Иосиф быстро снискал благоволение господина, который назначил его своим домоправителем (Быт. 39:2–6). Однако вскоре Потифар, по навету своей жены, безуспешно пытавшейся соблазнить Иосифа, заточил его в тюрьму (Быт 39:7–20).
В заключении Иосиф добился расположения начальника тюрьмы, поставившего его над всеми узниками. Однажды Иосиф истолковал сны находившихся в заточении начальника пекарей и начальника виночерпиев фараона, первому предсказав скорую казнь, второму — освобождение и восстановление в должности. Предсказание Иосифа сбылось, однако начальник виночерпиев, несмотря на просьбу Иосифа походатайствовать за него перед фараоном, вспомнил о нем лишь через два года, когда никто из мудрецов не смог истолковать сон фараона. Доставленный ко двору Иосиф истолковал сон как предзнаменование семи лет изобилия, на смену которым придут семь неурожайных лет, и посоветовал назначить чиновника с широкими полномочиями для создания в течение изобильных лет продовольственных запасов в закромах фараона, которые позволят предотвратить голод в последующие неурожайные годы (Быт. 41:1–36). Фараон, впечатленный разумностью плана, поручил его осуществление самому Иосифу, которому тогда исполнилось 30 лет (Быт. 41:37–40, 46). Иосиф стал самым высоким сановником при дворе фараона: его предсказания сбылись и на этот раз, и план был блестяще выполнен. Благодаря ему в период тяжелой засухи Египет стал житницей для окружающих стран. За зерно землевладельцы отдавали фараону свои поля, и таким образом все земли Египта перешли в его личное владение.
С наступлением голодных лет десять братьев Иосифа прибыли в Египет, чтобы купить зерно, и предстали перед Иосифом, которого они не узнали. Иосиф не открылся братьям, обошелся с ними крайне сурово и, обвинив в соглядатайстве, содержал их три дня под стражей. Затем, потребовав, чтобы братья в доказательство своей невиновности привезли к нему младшего брата Биньямина, Иосиф оставил заложником Шим‘она и отпустил братьев домой с купленным зерном.
Жестокий голод и уговоры сыновей побудили Иакова согласиться на разлуку с Биньямином. По прибытии братьев Иосиф освободил Шим‘она и пригласил их на трапезу. Приказав управителю тайно положить уплаченные братьями за зерно деньги в их мешки, а в мешок Биньямина спрятать серебряную чашу, Иосиф отпустил их. Однако не успели братья на рассвете следующего дня выехать из города, как посланный Иосифом слуга обвинил их в воровстве. Чаша была обнаружена у Биньямина, и ошеломленные братья вновь предстали перед Иосифом, который потребовал обращения виновного в рабство. Однако, когда Иехуда предложил взять на себя вину Биньямина, Иосиф не смог больше сдерживаться и открылся братьям. В своем великодушии он даже высказал мнение, что его продажа в рабство братьями была актом Провидения для спасения всей семьи в голодные годы. Велев братьям спешить в Ханаан, чтобы перевезти в благоденствующий Египет отца и все семейство, Иосиф отпустил их.
Когда сыновья рассказали престарелому Иакову о случившемся, тот направился к Беер-Шеве, возле которой Бог утвердил его в намерении переселиться в Египет. В Гошене в дельте Нила Иакова встретил Иосиф после 22 лет разлуки, и с разрешения фараона семейство Иакова поселилось в этой области.
Иаков прожил в земле Гошен 17 лет и, почувствовав близость смерти, благословил двух сыновей Иосифа и заповедал Иосифу и братьям похоронить его в пещере Махпела.
После смерти отца Иосиф жил еще 54 года и умер ста десяти лет. Перед смертью Иосиф выразил уверенность, что Бог исполнит Свое обещание патриархам отдать Ханаан их потомкам, и заставил братьев поклясться, что они перевезут его останки в Землю обетованную (Быт. 50:22–26).
Повествование об Иосифе является наиболее детализированным в книге Бытие и представляет собой цельную и высокохудожественную биографию. Хотя история Иосифа имеет секулярный характер (нет упоминаний о чудесах, откровении и т. п.), она проникнута идеей зависимости событий от воли Провидения. Благородство Иосифа и его возвышение, являющееся результатом безвинного страдания, введены в перспективу истории о миграции израильтян в Египет, их последующего закабаления и эвентуального избавления — Исхода.
Реалии, отраженные в рассказе
Библейский рассказ рисует подлинную атмосферу Древнего Египта. В нем фигурируют египетские имена (Потифар, Цафнат-Па‘неах) и некоторые мотивы и жанровые формы египетского фольклора (как, например, в «Сказке о двух братьях», датируемой 13 в. до н. э.).
Назначение Иосифа «господином всей земли египетской» по мановению руки фараона, не посоветовавшегося ни с придворными, ни с богами, отражает суверенный статус египетского властелина, почитавшегося как божество. Особый интерес в этом отношении представляет описание захвата фараоном плодородных земель Египта.
Покупка зерна в Египте семитскими кочевниками — весьма распространенное явление, отраженное в египетских источниках 2-й половины 2 тысячелетия до н. э.
Некоторые исследователи пытаются отнести историю Иосифа к периоду владычества гиксосов в Египте, однако большинство не связывают ее с каким-либо специфическим периодом, а рассматривают как отражение встречи египетского мира с семитами, поселившимися в Египте и занявшими в нем высокие административные посты.
В агаде
В аггадической литературе Иосиф выступает как образец целомудрия, сыновней любви, преданности своему роду и поведения человека на высоком посту, хотя иногда критикуется за ложные доносы на братьев, достойным наказанием за что являются его злоключения. В известном отношении история Иосифа в Египте становится символом изменчивой судьбы Израиля на чужбине.
Иосиф в художественной литературе
Образ Иосифа и его жизнь испокон веков вдохновляли еврейское, христианское и мусульманское искусство. Иосифу посвящено множество произведений литературы, изобразительного искусства и музыки. Нравоучительное житие Иосифа вошло в псевдоэпиграф конца 2 в. до н. э. Заветы двенадцати патриархов. В 20 в. одним из значительных событий мировой культуры стала тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» (1933–43).
См. также
Литература
- F. Vigouroux, «La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie», tome II, Paris: Berche et Tralin, 1877 (2-е издание: 1879).
- A. П. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий», Спб., 1889—1895 (т. I, кн. IV — «Иосиф и его время»).
- Лекции П.Полонского о Йосефе
Ссылки
Йосеф (сын Яакова), родоначальник колен еврейского народа на Викискладе? |
- Статья «Иосиф» в Электронной еврейской энциклопедии
ace:Yusuf ar:يوسف arz:يوسف az:Yusif Peyğəmbər be:Іосіф, сын Якава bg:Йосиф (Библия) br:Jozeb, mab Jakob ca:Josep cs:Josef (patriarcha)eo:Jozef (filo de Jakob)fa:یوسف fi:Joosef (Jaakobin poika)hr:Josip (praotac) hsb:Józef (patriarch)ja:ヨセフ (ヤコブの子) ko:요셉 ku:Yûsif nl:Jozef (zoon van Jakob) no:Josef (stamfar) pl:Józef (postać biblijna) pt:José (filho de Jacob) ro:Iosif (figură din Vechiul Testament) sv:Josef, Jakobs son th:โยเซฟ (พระธรรมปฐมกาล) tr:Yusuf (peygamber) uz:Yusuf wa:Djôzef, fi da Djåcobzh:約瑟 (舊約聖經)Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.