Яффе, Мордехай бен-Авраам
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Каббалисты» с помощью HotCat) |
Karkaix (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
|ДАТА СОЗДАНИЯ=25/04/2011 | |ДАТА СОЗДАНИЯ=25/04/2011 | ||
}} | }} | ||
- | |||
'''Яффе, Мордехай бен-Авраам бен-Иосиф бен-Элиезер бен-Авраам''' (род. в [[Прага|Праге]] в [[1533]] г., ум. в [[Познань|Познани]] в [[1612]] г.) из Богемии — известнейший кодификатор и ученый, потомок [[раввин]]а [[Авраам из Богемии|Авраама из Богемии]]; | '''Яффе, Мордехай бен-Авраам бен-Иосиф бен-Элиезер бен-Авраам''' (род. в [[Прага|Праге]] в [[1533]] г., ум. в [[Познань|Познани]] в [[1612]] г.) из Богемии — известнейший кодификатор и ученый, потомок [[раввин]]а [[Авраам из Богемии|Авраама из Богемии]]; | ||
Версия 07:30, 26 апреля 2011
Текст унаследован из Википедии | |
25/04/2011 | |
Яффе, Мордехай бен-Авраам бен-Иосиф бен-Элиезер бен-Авраам (род. в Праге в 1533 г., ум. в Познани в 1612 г.) из Богемии — известнейший кодификатор и ученый, потомок раввина Авраама из Богемии;
Отец его, раввин Авраам из Праги (а не р. Авраам из Богемии), ум. в 1564 г., дал сыну разностороннее образование. Дальнейшее талмуд. образование Я. получил под руководством р. Моисея Иссерлиса и р. Соломона Лурии, a по каббале — под руководством р. Маттитии б.-Соломон Делакрута. По возвращении на родину Яффе стал главой Пражской Савв. школы, каковой пост занимал до 1561 г., когда ввиду изгнания евреев из Праги, отправился в Венецию, где занялся изучением астрономии (1561—1571). В 1572 г. стал раввином в Гродне, в 1588 г. — в Люблине, где становится одним из главных руководителей ваада четырех стран; был затем раввином в Кременце, a в 1592 г. стал главным раввином и ректором школы в Праге. С 1599 г. до смерти состоял главн. раввином в Познани.
Я. — выдающийся представитель 16 в. — эпохи расцвета талмуд. науки и пилпула, когда элементы каббалы и мистицизма все более и более стали овладевать евр. умами. Почти все современники Я. увлекались каббалой, но ни один из них не решился до него внести ее элементы в кодификацию галах. Часто Я. мотивирует то или иное постановление каббалист. тайнами, вера в которые y Я. доходит до того, что он признает молитву к десяти сефирот, которую не только талмудисты вообще, но даже впоследствии хасидские вожди считали противоречащей монотеизму и иудаизму, не признающему посредника между Богом и человеком. Местами Я. обнаруживает грубое суеверие, которое он вводит в свой кодекс. Хотя уважение его к Маймониду безгранично, но нападок Маймонида на мистицизм он не принимает во внимание, так как «Маймонид впоследствии сам признал каббалу». Я. следует, главным образом, испанской каббале, в особенности р. Иосифу Гикатиле и р. Менахему Реканати; на каббалистическое сочинение «Rekanati» Я. написал комментарий «Lebusch Or Jekarot». Я. признает веру в переселение душ, но отвергает утверждение Ари и р. Хаиима Виталя, что душа человека иногда перевоплощается в растения и минералы. Наряду с верой в переселение душ, колдовство, в демонов и т. д., Я. увлекается и метафизикой, и точными науками, которые, по его мнению, стоят, однако, гораздо ниже Торы и каббалы, почему разрешается человеку заниматься науками лишь после того, как он основательно изучил Талмуд и кодексы. Большое уважение Я. питал к комментариям Раши, каждое слово которых заключает эзотерическое и экзотерическое значение.
Сочинения
Труды Я. объединены одним заглавием «Lebusch» (намек на Эсф., 8, 15):
- «Lebusch ha-Techelet»,
- «Lebusch ha-Chur»,
- «Lebusch Ateret Zahab»,
- «Lebusch ha-buz we-ha-Argamon»
- «Lebusch Ir Schuschan».
Все эти сочин. Я. представляют кодекс в порядке Турим; первый обнимает Тур Орах Хаиим до № 242, второй — Тур Орах-Хаиим с № 242 до конца, третий — Тур Иоре-Деа, четвертый — Тур Эбен га-Эзер и пятый — Тур Хошен га-Мишпат. Кодекс Я., отличающийся литературными достоинствами, сжатостью и ясностью, по своим качествам стоит гораздо выше Шулхан-Аруха Каро и Рамо, не говоря уже ο том, что каждый закон, каждое правило мотивируется исчерпывающим образом. Тем не менее, кодекс Я. почти не пользовался популярностью, быть может, из-за элементов каббалы и философии. Первый и второй томы вышли в Люблине в 1590 г., третий том — в Кракове в 1594, 4-й и 5-й тт. — в Кракове в 1598 и 1599 гг. (есть и пражское, и венецианское издания; библиограф. редкость);
- «Lebusch Orah» — комментарий на комментарий Раши к Пятикнижию;
- «Lebusch Simchah» — проповеди;
- «Lebusch Jekarah» — на Реканати;
- «Lebusch Eder ha-Jekar» — o календаре,
- «Lebusch Pinnat Jikrat» — к Маймонидову «Moreh Nebuchim» (Люблин, 1594).
Последние три произведения Я. носят еще общее заглавие «Lebusch Or Jekarot».
Литература
- Яффе, Мордехай бен-Авраам бен-Иосиф бен-Элиезер бен-Авраам 29/226 // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб.: 1906—1913..
- Grätz, Gesch., евр. пер., т. VII;
- Perles, Gesch. d. Juden in Posen, в Monatsschrift, XIII, 409—416;
- S. A. Horodetzki, Rabbi Mordechai Jaffe, в Ha-Eschkol, III, 69—90 и в Le-Korot ha-Rabbanut, 1912;
- J. E., VII, 58—60; И. Урысон, «Евр. старина», 1912, ΙV;
- Α. Гаркави, «Историческая справка etc.» в «Восх.», 1894, III;
- S. B. Nissenbaum, Le-Korot ha-Jehudim be-Lublin; Friedenstein, Ir Gibborim, 1880;
- Eisenstadt-Winer, DK.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.