Самария

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — «Б-г» на «Бог»)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Строка 14: Строка 14:
{{main|Иудея и Самария|Округ Иудея и Самария}}
{{main|Иудея и Самария|Округ Иудея и Самария}}
 +
 +
Про город Самария (Шомрон), столицу Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э., см. [[Самария (Шомрон, Себастия) (город)]]
 +
{{Перевести|he|השומרון}}  
{{Перевести|he|השומרון}}  
[[File:Gaza WestBank panorama.jpg|thumb|250 px|Самария]]
[[File:Gaza WestBank panorama.jpg|thumb|250 px|Самария]]

Версия 20:01, 23 апреля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 2.02.2011


Про город Самария (Шомрон), столицу Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э., см. Самария (Шомрон, Себастия) (город)



Самария (ивр. שומרון‎ — Шомрон) — географическая область в Израиле и Палестинской Автономии. Является частью региона Иудея и Самария, называемого иначе Западный берег реки Иордан.

Содержание

Этимология

Название «Самария» происходит от названия одноименного города, располагавшегося в южной части нынешней Самарии. Этот город был столицей Израильского царства.

В ТАНАХе 3Цар.16:23-24 рассказывается о том, что царь Израиля Омри (Амврий) (около 875 г до н. э.) купил гору у некоего Шемэра (или клана Шемэр) за два таланта серебра и построил на ней город Самария (Шомрон), который назвал по имени бывшего владельца горы. Впрочем, по поводу топографии Самарии в ТАНАХе есть противоречивые сведения - горы Самарии упоминаются несколько раз (Амос III 9;. Иер XXXI 5 и др.) и "поле Самарии" один раз (Об. 19).

Данный регион назывался Самарией с древнейших времен и вплоть до 1948 года, когда Иордания захватила его территорию и переименовала ее в Западный берег реки Иордан[1].

География

Граничит на севере с Изреельской долиной, на востоке — с Иорданской долиной, на юге — с Иудейскими горами и на западе — с областью Шарон. Большая часть Самарии расположена на занятых Израилем в 1967 году территориях Западного Берега, чей статус[2] ещё не определен.

Территория Самарии состоит в основном из гор и холмов. Климатические условия в этой местности более благоприятные, чем в соседней Иудее.

Проживавший (и проживающий до сих пор) здесь народ получил название самаритяне.

Крупные города: Рамалла, Наблус (Шхем), Дженин, Калькилия, Туль-Карем, Ариэль.

История

Карта 1655 года
Основная статья: Израильское царство

Период Израильского царства (IX-VIII до н. э.)

Первое упоминание региона под этим названием зафиксировано в эпоху правления царя Израиля Омри (Амврия) (около 875 г до н. э.).

Исайя называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и Иезекииль говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. XVI. 53). На территории Самарии Израильское царство вело войны с Сирией.

Период от ассирийского вторжения до Хасмонейского царства(VIII-I до н. э.)

В 722 г. до н.э. Самария, как и всё Израильское царство, была захвачена Ассирией. Столица, город Самария, держалась ещё около года. Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).

Депортированных израильтян из Самарии (области) заменили язычниками из разных стран, в основном из Сирии и Месопотамии, посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Бога с язычеством (IV Ц 17:.24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками самаритян.

При персидских царях Самария была самостоятельной провинцией, правители которой конфликтовали с правителями Иудеи.

Самаритяне вызывали враждебное отношение евреев Иудеи за смешанное происхождение, отступление от канонов иудаизма и постройку храма-конкурента.

Во время Александра Македонского жители Самарии восстали. В наказание за это он поселил в Самарии греческих колонистов.

При хасмонейском царе Иоанне Гиркане Самария была присоединена к Иудейскому царству.

Под властью Римской империи и в Средневековье (I в до н. э. - XI в. н. э.)

В Новом Завете Иисус рассказывает притчу о Добром самаритянине — жителе Самарии, который, увидев еврея, ограбленного разбойниками и брошенного умирать на дороге, спас его, несмотря на традиционную межэтническую рознь.

В четвёртом веке Самария досталась Восточной римской империи, впоследствии превратившейся в Византию. Самаритяне подвергались таким же притеснениям, как евреи.

В начале VII века самаритяне (в союзе с Ираном) подняли восстание против византийской власти, поддержанное евреями. После короткого периода иранской власти, оказавшейся не лучше византийской, вновь пришли византийцы. Они устроили массовые убийства евреев и самаритян. Большинство выживших бежало из Страны Израиля.

От Крестовых походов и до ХХ века

В XII веке крестоносцы забазировались в Самарии, восстановив древний город Себасте. Беньямин из Туделы проехал через это место и не нашёл там ни одного еврея[3]. Учитывая, что во всех посещаемых им городах (например, Каире) он считал и самаритян, можно предположить, что их там в это время не было. Впрочем, Беньямин из Туделы не посетил Шхем.

На месте древнего Себасте к началу XX века была небольшая арабская деревня Себастия.

Новейшая история

В период между двумя мировыми войнами названием «Самария» обозначались еврейские поселения в северной части приморской полосы (наиболее значительными из которых были Хадера и Зихрон-Яаков, первоначально называвшийся Шомрон).

В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По плану ООН Самария должна была стать одной из частей арабского государства.

В ходе Войны за независимость Самария была оккупирована Иорданией и вместе с Иудеей объявлена провинцией Западный Берег (основная территория королевства находится на восточном берегу Иордана). Попытка Иордании аннексировать эту территорию не встретила широкой поддержки в мире.

Шестидневная война и проблема контролируемых территорий

В ходе Шестидневной войны Самария была занята израильской армией.

Территории, оказавшиеся после прекращения огня под контролем Израиля, управлялись военной администрацией. Существовавшая до войны, местная администрация сохранила свои полномочия в области религии, гражданского права, здравоохранения и местного управления. Местная полиция была включена в систему Министерства полиции Израиля.

Израильские военные суды рассматривали лишь дела, связанные с безопасностью страны. Стала проводиться политика «открытых мостов»: арабы Иудеи, Самарии и полосы Газы получили возможность пересекать Иордан и торговать в арабских странах. Жители полосы Газы впервые смогли посещать Иудею и Самарию и выезжать за их пределы, а выпускники арабских средних школ — учиться в университетах Египта и других арабских стран.

Из 120 тыс. арабов, бежавших во время военных действий, 14 тыс. вернулись. Израильская военная администрация удовлетворила просьбы многих арабов о возвращении на контролируемые территории в порядке воссоединения семей. Родственникам и друзьям жителей контролируемых территорий разрешалось посещать их каждое лето.

Тысячи арабов нашли работу на территории Израиля (в пределах «зеленой черты»); значительное число их составляли обитатели лагерей беженцев. Все эти шаги были направлены на поддержание спокойствия на контролируемых территориях. Вместе с тем израильские силы безопасности сурово наказывали террористов, а также тех, кто оказывал им поддержку.

Политические разногласия в израильском обществе помешали принятию решения о том, что делать с новыми территориями. Правительство, контролируемое социалистичесской партией МАПАМ и её союзниками, рассчитывало на мирный договор с арабскими странами в обмен на возврат этих территорий или их части. Этот расчёт оказался неверным.

Создание еврейских поселений

Правительством строились отдельные поселения и военные базы с перспективой превращения в поселения - все не в Самарии.

После прихода к власти партии Ликуд новое правительство не решалось ни на какие шаги в отношении контролируемых территорий. По инициативе общественного движения Гуш эмуним началось создание поселений на контролируемых территориях силами групп граждан. Первое такое поселение было основано в 1978 году у деревни Себастия, почти точно на месте древнего города Самария.

Квартал посёлка Кирьят Нетафим (около Баркана)

Правительство вскоре перестало препятствовать созданию поселений. С конца 70-х по начало 90-х годов при участии правительства Израиля были построены десятки поселений в Иудее, Самарии, полосе Газы и на красноморском побережье Синайского полуострова. Среди крупнейших поселений Самарии - город Ариэль, Альфей-Менаше, группа Карней-Шомрон, Кдумим, Оранит, Бейт-Эль, Бейт-Арье, Офра.

Все поселения располагаются с учётом стратегического положения и служат опорой для военных баз. В поселениях и рядом с ними создана мощная экономическая инфраструктура. Промышленные и строительные предприятия дают значительную долю национального продукта Израиля.

Развивается и система просвещения. Наряду со школами всех ступеней и йешивами действуют два высших учебных заведения: Ариэльский Университетский Центр Самарии и педагогический колледж "Орот" в посёлке Элькана.

Экономическое развитие Самарии под израильским контролем

Строительство и экономическая активность в новых еврейских поселениях дали возможность скачкообразного развития близлежащих арабских населённых пунктов. Их жители работают в поселениях и промышленных зонах. Еврейские поселенцы и израильские фирмы покупают товары в арабских городах и деревнях Самарии.

До конца 1980-х годов жители контролируемых территорий практически свободно ездили внутрь "зелёной черты" и массово работали там, а израильские граждане спокойно посещали арабские населённые пункты за "зелёной чертой" (в основном рынки).

Ухудшение отношений между евреями и арабами-жителями территорий

После Первой интифады и интифады 2000 года отношения резко ухудшились. Торговые и деловые контакты перенеслись в основном на контролируемые территории, большей частью в промышленные зоны. Вход арабов - жителей контролируемых территорий в еврейские населённые пункты ограничен по соображениям безопасности. Вход евреев в ряд арабских городов и деревень запрещён в связи с опасностью для их жизни. Там, где нет запрета, действуют соображения разумной осторожности.

Тем не менее, десятки тысяч арабских жителей Самарии постоянно работают на предприятиях, принадлежащих израильтянам, и на строительстве в еврейских поселениях. Ещё десятки тысяч работают внутри арабских населённых пунктов по заказам, поступающим из Израиля. В отдельных местах Самарии израильтяне продолжают посещать арабские магазины и прочие заведения. Таким образом, в экономику арабской общины Самарии вливаются значительные средства.

Строительство

Конструкция зданий в арабских населённых пунктах радикально изменилась в начале 1980-х годов. До того строились дома из дикого камня с минимальным количеством раствора. После - стали строить здания с каркасами из монолитного бетона и стенами из шлакоблоков. Как правило, простой прямоугольной формы с плоскими крышами, по краям которых выведены пучки арматуры для будущей надстройки ещё одного этажа.

Один из кварталов арабской деревни Бидия в Самарии

В конце 1990-х годов архитектурный стиль ещё раз поменялся. С тех пор и по сей день строятся небольшие виллы изысканного вида с крышей из красной черепицы и облицовкой стен декоративной плиткой. Также появились многоэтажные дома европейского типа, разделённые на квартиры.

Тем самым, по архитектурному облику зданий в арабских населённых пунктах можно определить, что почти все они построены после 1980 года, причём подавляющее большинство - на грани веков. Следовательно, до появления еврейских поселений в арабских деревнях этого района почти никто не жил.

Параллельно экономическому развитию произошло серьёзное социальное развитие арабского населения. Открыто много учреждений здравоохранения, просвещения и науки. При содействии Гражданской администрации созданы университеты в Рамалле, Шхеме и Дженине.

См. также

Источники

Библиография

  • Baedeker-Socin, Palestine, p.259;
  • Grätz, Gesch. 4th ed., iii. 74 et seq.;
  • Guérin, La Terre Sainte, i. 270;
  • Munk, Palestine, p. 79;
  • Robinson, Researches, iii. 138 et seq.;
  • Schürer, Gesch. 3d ed., ii. 149 et seq.;
  • Stanley, Sinai and Palestine, pp. 245 et seq.;
  • Wilson, in Hastings, Dict. Bible.J.

Примечания

  1. This Side of the River Jordan
  2. Израиль считает эти территории спорными, а ООН - оккупированными
  3. "Itinerary," ed. Asher



Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация