Хасидизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=4
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=19/04/2011
 +
}}
 +
[[Файл:Chernobil rabbis.jpg|thumb|200px|Адмуры-хасиды в городе [[Бней-Брак]].]]
[[Файл:Chernobil rabbis.jpg|thumb|200px|Адмуры-хасиды в городе [[Бней-Брак]].]]
 +
 +
'''Этот материал унаследован из Википедии. Его надо исправить.'''
 +
'''Хасиди́зм''' (от {{lang-he|חסידות}}, ''хасидут'', «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в [[иудаизм]]е, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Подолии, Волыни, Галиции, Украины, с необыкновенной быстротой распространилось по Литве и Белоруссии, Румынии и Венгрии.
'''Хасиди́зм''' (от {{lang-he|חסידות}}, ''хасидут'', «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в [[иудаизм]]е, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Подолии, Волыни, Галиции, Украины, с необыкновенной быстротой распространилось по Литве и Белоруссии, Румынии и Венгрии.
Строка 263: Строка 281:
[[yi:חסידות]]
[[yi:חסידות]]
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
{{WikiCopyRight}}
 +
 
 +
{{checked_final}}

Версия 19:34, 19 апреля 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Дата создания: 19/04/2011


Файл:Chernobil rabbis.jpg
Адмуры-хасиды в городе Бней-Брак.

Этот материал унаследован из Википедии. Его надо исправить.

Хасиди́зм (от ивр. חסידות‎, хасидут, «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Подолии, Волыни, Галиции, Украины, с необыкновенной быстротой распространилось по Литве и Белоруссии, Румынии и Венгрии.

Хасид — последователь хасидизма; женской формы слово не имеет, иногда в качестве множественного числа используют ивритское «хасидим».

Исторически термин «хасид» применялся в отношении различных направлений в иудаизме в течение всей истории (хасидим II в. н. э., Хасидей Ашкеназ в XIII век и т.д.), однако сегодня так называют прежде всего последователей хасидизма.

Содержание

История хасидизма


Возникновение хасидизма

Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Хасидизм возник в обстановке тяжёлого духовного кризиса еврейства Восточной Европы после погромов времён "освободительной войны" на территории современной Украины (известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской — «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Преследования евреев 1648 и 1649 года)) и после краха мессианского движения Шабтая Цви. В еврейской историографии XIX в. было принято считать, что хасидизм возник как движение протеста против закостенения иудейской учёности, деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности учёных евреев от народной жизни.

Вдохновителем хасидизма стал проповедник рабби Исраэль бен Элиэзер (1698—1760) из Окоп (Окуп), Каменец-Подольского района на Подолье, живший в Меджибоже, также известный как Баал Шем-Тов, или сокращённо Бешт. На основе Каббалы он создал собственное течение в иудаизме, поставившее религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Исследователи видят в хасидизме влияние умеренного саббатианства с его стремлением сделать каббалистические идеи достоянием масс и применять их на практике для достижения мессианского Избавления. Впрочем, современные исследователи согласны, что если на основателя хасидизма и оказывали влияние саббатианские проповедники и книги, они воспринимались им как традиционные каббалистические источники, а не как часть саббатианской ереси.

Несмотря на сопротивление многих раввинов, хасидизм из Подолья быстро распространился по Украине, Галиции, проник в Закарпатье, Венгрию, Бессарабию, Румынию и часть Польши, а также захватил некоторые общины в Белоруссии. В движение хасидов включились различные каббалистические кружки. Хасиды заменили традиционный кагал на принцип верности конкретному лидеру и назвали своей важнейшей миссией распространение хасидизма. В то же время, во времена Баала Шем-Това хасидизм не был единым учением, а представлял собой разрозненные группы, независимые и не подчиняющиеся Бешту, а лишь признающие его авторитетом.

Духовный наследник Бешта, Дов-Бер из Межерича («Магид из Межерича»), сплотил движение, и подавляющее большинство хасидских деятелей возводят свое происхождение к одному из учеников рабби Дов-Бера.

С тех пор хасидизм является не единым движением, а общим названием для многих групп (от 100 до 150), среди которых наиболее крупные — вижницкие, гурские, любавичские, белзские и брацлавские хасиды. Названия этих групп происходит от тех географических мест Восточной Европы (за исключением разве что бостонских хасидов), где когда-то проживал первый ребе основатель соответветствующего направления. Руководитель каждой из этих групп называется соответственно Адмор ми-Вижниц, Адмор ми-Гур и т. д. Исключение — брацлавские хасиды, не имеющие лидера, но сплотившиеся вокруг изучения наследия, которое оставил Ребе Нахман из Брацлава.

Хасидизм в Новое время

К началу XX века хасидизм потерял значительное число сторонников. Его база — еврейские местечки Восточной Европы — находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванном капиталистическим развитием и утратой еврейским местечком традиционных хозяйственно-экономических функций.

Хасидизм утрачивал свою привлекательность в связи с отходом от веры и соблюдения обычаев, переходом в ряды коммунистов и сионистов видных хасидских деятелей и отпрысков семей цадиков. Типичный сюжет описан в рассказе Исаака Бабеля «Сын рабби».

Часть хасидов отошла от традиционного иудаизма, уехала в большие центры Российской империи на учёбу, эмигрировала в Америку и Европу. После Октябрьской революции в России большая часть хасидских центров оказалась в Советской России. Холокост физически уничтожил хасидов Восточной Европы. Уцелевшие переселились в Израиль или Северную Америку, где создали новые центры, а часто и новые хасидские династии.

Нынешнее положение

В конечном итоге хасидизм пришёл к компромиссу с ортодоксальным иудаизмом. Будучи первоначально сектантским течением, хасидизм в результате стал одним из оплотов иудейской ортодоксии в современном мире.

В Северной Америке крупнейшие хасидские группы Сатмар, Любавич (Хабад), Бреслов, Бобов, Сквира, Вижниц, Цанз (Клойзенбург) Пупа, Мункач и Спинка. В Израиле — Гур, Белз, Сатмар, Бреслов, Хабад, Вижниц и Серет-Вижниц, Сегет, Надворна, Бьян, Карлин-Столин и Карлин-Пинск, Садигура, и возникшая уже в Израиле вокруг иешивы Толдос Аарон.

В Государстве Израиль большинство хасидов голосует за партию Агудат Исраэль или за избирательный список, в котором эта партия участвует. Лидеры главных хасидских направлений представлены в Моэцэт гдолей а-Тора («Совет великих в Торе»), который руководит этой партией.

Сатмарские хасиды (и некоторые менее заметные группы) не признают Государства Израиль (в частности, призывают бойкотировать выборы в Кнессет и демонстрируют лояльность антиизраильским политическим силам) и занимают воинствующую позицию по отношению к «оппортунистам» — сотрудничающим с государственными структурами ортодоксальных евреев. Впрочем, и в этом вопросе в последние годы среди молодых израильских сатмарских хасидов не наблюдается былого единства.

В Восточной Европе и бывшем СССР особенной активностью отличаются хасиды Хабада, которые претендуют на главенство в главных организациях общин ортодоксального иудаизма и выдвинули своих главных раввинов в России, Чехии, Грузии, Молдавии и на Украине. Такая активность вызывает резкое сопротивление других организаций, не-хасидских еврейских общин и хасидов иных толков. Из других хасидских течений на территории бывшего СССР действуют хасиды Карлин-Столина.

Учение хасидизма

Своим необыкновенным успехом хасидизм в значительной мере обязан тому, что его основатель Баал Шем-Тов сумел придать практический характер своему учению, сумел придать своей системе форму, отвечающую в полной мере принципам демократизации иудаизма, построения религии на началах сердечной, интимной привязанности человека к Богу и оптимистического отношения к жизни и людям. Сущность его учения сводилось к следующим основам:

  • 1. Религиозный пантеизм. В корне хасидизма находится идея, что мир есть не эманация Божества (учение Каббалы, в особенности - школы р.Моше Кордоверо и р.Моше Хаим Луццато), а лишь проявление Божества (школа р.Ицхака Лурии). Из этого вытекают следующие принципы.
  • 2. Добро и зло. Раз в мире есть только Божество, то ничто не может считаться абсолютным злом. Зло представляет особую временную форму проявления Божества; самостоятельно зла в самом себе нет.
  • 3. Грех и благочестие. Всякий человек, как бы низко он ни пал, всегда в состоянии подняться до Божества, ибо ничто и никто не может быть абсолютно плохим. Бог присутствует в плохом человеке, как и в праведнике. Бешт учил, что про́стэ ид (буквально: простой еврей) так же любезен Богу, как и высокоучёный талмудист.
  • 4. Служение Богу. Цель человеческой жизни состоит в слиянии с Божеством, источником жизни. Человек должен стремиться к познанию Божественной тайны, которая есть чувство слияния с Божеством, которое после всех объяснений остаётся столь же непонятным человеку, не испытавшему этого чувства, как глухому — музыка.
  • 5. Слияние человека с Божеством достигается не путём изучения Закона, доступного лишь немногим, а путём восторженной молитвы, при которой человек чувствует себя слитым с источником — с Божеством ("двекут", прилепление), а также через песни и танцы. Хасидизм считает достижение веселия фундаментальным принципом религиозной практики.
  • 6. Эта истинная цель существования человека достигается также путём исполнения заповедей, но при этом пусть верующий обращает внимание на то, чтобы исполнение каждой заповеди сопровождалось восторженностью и было проникнуто религиозным чувством.
  • 7. Но не одной лишь молитвой и исполнением заповедей достигается высшая цель существования человека, а непрерывным служением Богу всей своей жизнью. Раз всякий жизненный акт есть проявление Божества, то человек обязан жить таким образом, чтобы и земные дела превращались человеком в Божественные. Это достигается посредством сосредоточения всех своих мыслей и чувств на Боге и ведения к Нему жизненных явлений.
  • 8. Пути служения. Аскетизм, как и страх Божий, суть менее совершенные пути служения Богу, чем бодрое и радостное Ему служение, исполненное ответственного взгляда на жизнь и людей.
  • 9. Грешник не должен скорбеть о прошлом, ибо следует радоваться тому, что в его душе зазвучал глас, призывающий его к раскаянию. Следует вообще относиться к грешнику, как к праведнику, ибо такое отношение возбуждает добрые чувства в людях, заставляя их возвышаться до Бога.

Цадикизм

Одна из главных особенностей хасидизма — вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером цадиком или рeбе.

Рабби Элимелех из Лежайска выработал принцип цадикизмa o том, что хасидский цадик (букв. праведник) или ребе посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку (ивр. פדיונים‎, пидйоним), чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик (ребе) «благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия». Место цадика или ребе передавалось по наследству по мужской линии, хотя на практике наследовали титул племянники, зятья, а то и верные ученики. Такая практика приводила к частым расколам хасидских "дворов", когда несколько прямых или духовных наследников цадика делили общину. Из последних примеров — разгоревшаяся сразу после смерти Сатмарского ребе Мойше Тейтельбойма (см.) борьба между его сыновьями р. Аароном и р. Залманом в Бруклине см..

Молитва и пути служения

Хасидская молитвенная практика помогает медитации, сопровождается характерным пением без слов, мелодиями (нигун), ставшими хорошо известными благодаря клезмерской музыке.

По большей части хасиды придерживаются нусаха (молитвенный стиль) «Сфарад» (не путать с нусах сефардов), который отличается от ашкеназского нусаха, изменениями, которые основываются на учении каббалиста XVII века рабби Ицхака Лурия (Аризаль). Некоторые из хасидов (в основном — любавичские хасиды) используют нусах, называемый нусах Ари. Как и все ортодоксальные евреи, хасиды молятся на иврите (немногочисленные вставки — на арамейском языке), подавляющее большинство придерживаются одной из разновидностей ашкеназийского произношения. Во многих хасидских группах принято проводить обучение на идише.

Хасиды рассматривают молитву как одну из наиболее важных религиозных практик. Характерная особенность хасидских молитв, вызывающая ожесточенное сопротивление в нехасидских ортодоксальных кругах, — отказ от традиционного молитвенного расписания (зманим), особенно для утренней молитвы.

Есть и другие хасидские особенности молитвы, в которых критики (не столь ожесточенные, впрочем, как 200 лет назад) видят нарушения законов Галахи. Некоторые идеологи реформистского, консервативного и реконструктивистского иудаизма утверждают, что элементы хасидских обрядов широко вошли в их практику. Сами хасиды категорически с этим не согласны, и отказываются иметь что-то общее с неортодоксальными направлениями.

Хасидские обычаи

Хасиды придерживаются строгих обычаев во всех сферах жизни. Они, как и представители так называемого «литовского» направления, стараются соблюсти как можно больше устрожений (на иврите «хумрот»)

Язык хасидов

По большей части хасиды пользуются языком тех стран, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеют большинство хасидов.

Некоторые хасидские течения в Израиле и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы. Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Израиле, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений.

Хасидская одежда

Хасиды придерживаются определённого стиля одежды, в общих чертах повторяющего одежду евреев XVIII — начала XIX вв.

Многие виды одежды — по сути, нееврейская одежда времён зарождения хасидизма либо еврейская одежда Восточной Европы. Каждая хасидская группа имеет свои особенности одежды, по которым их легко опознать. Хасиды традиционно одеваются в чёрный шёлковый (кто не может себе этого позволить - в сатиновый или полиэстеровый) кафтан (бекише, капоте, халат на идише) и белую рубашку. Некоторые носят светло-серые или белые кафтаны и другие вариации. Некоторые хасидские группы носят тёмные панталоны до колен и белые или чёрные чулки разной длины.

Любавические хасиды носят сюртуки фасона 30-х годов «а-ля принц Альберт». Некоторые венгерские хасиды носят «драй фертл» — три четверти, то есть двубортный пиджак с жилетом, однако в отличие от обычного мужского костюма, правый борт ложится на левый.

Хасидские головные уборы

Одной из отличительных черт хасидского наряда — штраймл, меховая шапка, надеваемая в субботу и по праздникам. В Иерусалиме некоторые нехасидские евреи тоже их надевают. Другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпкe. Любавические хасиды (хабадники, то есть хасиды Хабада) носят черные фетровые шляпы фасона 1940—1950 годов. Такие же шляпы носят и не-хасиды и неконфессиональные хасиды, не относящиеся к конкретному ребе. Хабадников можно узнать по тому, что они стараются выгнуть передние полы шляпы вниз. Есть и другие фасоны, по которым можно опознать не только принадлежность к определённой хасидской группе, но также общественное положение, принадлежность к семье ребе и семейный статус.

Ритуальное значение одежды

Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, что, как считается, нарушает святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише), чтобы их можно было снимать, не касаясь их руками и избегая скверны и необходимости лишний раз омывать руки; шелковый шнурок вокруг пояса (гартл идиш), надеваемый во время молитвы, должен, по идее, отделять вышнее и духовное от суетного, что ниже пояса, и т. п.

Хасидская община

Экономические основы хасидской общины

Многие хасиды-мужчины обычно не работают в молодости, то есть до свадьбы и в первые годы после неё, а отдают всё время изучению Торы, но тем не менее работа для мужчины-хасида не считается ненормативным явлением, в отличие от общепринятого у литваков. Хасид работает не только для содержания своей семьи, но и для содержания двора своего ребе. Многие общины в Израиле и США занимаются политическим лоббированием с целью получения общественных средств для существования своих членов.

Вместе с тем, хасидские общины создали для своих членов широкую сеть общественного признания и взаимопомощи, помогающую в решении проблем повседневной жизни — беспроцентные ссуды, помощь в получении жилья, бесплатные столовые, распределение пищи для нуждающихся, помощь приданым бедным невестам, юридическая защита и многое другое.

Среди хасидов ощутима прослойка парнасов — состоятельных людей, содержащих общину. Традиционные занятия хасидов — бизнес в области недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество, финансовый рынок. Сатмарские хасиды контролируют большую часть рынка кошерного мяса США объёмом около 4 млрд. долларов в год и контролируют сеть общественных учреждений, ссудных касс, объектов недвижимости только в Нью-Йорке стоимостью около полумиллиарда долларов.

Уникальную сеть по распространению своей версии иудаизма создали хасиды Хабада. Их сеть насчитывает около 3 тысяч раввинов - «посланников Ребе» по всему миру. Её оборот достигает 1 миллиарда долларов США в год.

Демография хасидов

Средняя хасидская семья в США имеет 8 детей.

Сопротивление хасидизму

Хасидизм с самого зарождения вызывал резкую оппозицию в раввинском истеблишменте.

Митнагдим (миснагдим)

Противники хасидизма получили название митнагдимашкеназском произношении миснагдим — сопротивляющиеся). Они рассматривали хасидов как мессианских раскольников, наподобие последователей Шабтая Цви и Якова Франка. Протест вызывали некоторые теологические нововведения хасидизма. Ещё больший протест вызывали новые практики хасидского богослужения и нетрадиционная хасидская вера в непогрешимость и чудотворность своих лидеров.

Миснагдим оклеветали хасидское учение перед Виленским гаоном, в результате чего Гаон даже присоединился к херему (см. ниже). Фундаментальный принцип хасидизма о том, что Бог присутствует везде, толковавшийся хасидами строго в духе монотеизма, был истолкован их противниками как еретический пантеизм. Лишь спустя 2 поколения раввины-миснагдим признали легитимность такого подхода.

Неоднократно хасидов подвергали херему (анафеме). Запрещалось с ними общаться, жениться и выходить замуж. Преследования хасидов не ограничились лишь религиозными мерами. Борьба с хасидизмом часто сопровождалась физическим насилием, ложными доносами властям, взятками и различными кознями.

Приверженцы Виленского гаона донесли русским властям, что якобы знаменитый проповедник Лейви-Ицхок Дербаремдикер из Бердичева, собиравший деньги на паломничество в Израиль и на поддержку живших там хасидов, на самом деле турецкий шпион. Дело происходило во время Русско-турецкой войны, и обеспокоенные власти отправили старика по этапу в Петербург. Заодно по этапу пригнали и доносчика. Ведавшие религиозными делами чиновники не сразу разобрались, что речь идёт о религиозном конфликте. Разобравшись, отправили раввинов домой, пригрозив, что писание напрасных доносов может для них закончиться настоящей ссылкой. Однако доносительство не прекратилось. По ложному доносу одного из миснагдим был арестован и ребе Шнеур Залман из Ляд, основатель Хабада.

Антихасидская сатира Просвещения

Еврейское движение просвещения Хаскала сделало хасидизм главным объектом своей критики, изображало его символом дикости, отсталости и обскурантизма, препятствием на пути к прогрессу. Хасидов высмеивала появившаяся тогда светская еврейская литература. Против хасидов писались многочисленные памфлеты, сочинялись сатирические песни, анекдоты. Высмеивались хасидские обряды, где веселие порой достигалось изрядным возлиянием алкоголя. Высмеивали абсолютную веру хасидов в своего ребе. Например:

Как-то попал еврей в крошечную хасидскую общину, почитавшую своего ребе великим святым. Помолился с ними и спрашивает:
— Скажите, а какие такие великие чудеса совершил ваш ребе?
— Ну как, чудеса великие… разве вы не слышали, — ответили хасиды вопросом на вопрос — вот скажите, вы бы посчитали чудом, если Бог делает всё, что наш ребе ему скажет?
— Да, разумеется, — отвечал еврей.
— Так тем более вы должны считать чудом, что наш ребе делает всё, что ему Бог говорит!

Или другой пример:

Спрашивает как-то еврей хасидов:
— Скажите, а откуда вы знаете, что ваш ребе разговаривает с Богом?
— Ну как? Сам ребе нам об этом рассказывает.
— И откуда вы знаете, что это правда?
— Как откуда? Разве Господь, благословенно Имя Его, станет разговаривать с обманщиком?

Со временем хасиды восприняли и сохранили все эти шутки, которые, по их мнению, относятся к чужому ребе. Многие антихасидские песенки, как про дураковатого ребе Элимелеха, делавшего все наоборот, "Когда ребе танцует" или «Эх, выпили хасиды», циклы анекдотов про мудрецов-хахамов из Хелма во главе с их ребе Лемелом (бараном) вошли в хасидский фольклор и с удовольствием исполняются самими хасидами.

Впрочем, Хаскала нанесла хасидизму огромный урон, вырвав из его рядов много людей. Хаскала относилась к хасидизму как к пережитку. Наиболее влиятельный еврейский историк XIX века Генрих Грец писал о хасидизме как о дикости, а хасидских цадиков обвинял в поощрении непомерного пьянства.


Сноски и источники


См. также

Ссылки

Религиозные источники

Научные источники

Литература

  • Бубер М. Избранные произведения. — Библиотека-Алия, 1979.
  • Бубер М. Хасидские предания. - М.:Республика, 1997.
  • Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995.
  • Бубер М. Путь человека по хасидскому учению. - Спб.: Высшая религиозно-философская школа, 1995.
  • Городецкий С.А. Садагорская династия. Т.2. - Еврейская старина, 1909.
  • Городецкий С.А. Рабби Леви-Ицхок Бердичевский. Т.2. - Еврейская старина, 1909.
  • Дубнов С.М. История евреев в Европе. Т.4. - Рига, 1937.
  • Дубнов С.М. Возникновение хасидизма. - Восход, 1888.
  • Дубнов С.М. Вмешательство русского правительства в антихасидскую борьбу. Т.3. - Еврейская старина, 1910.
  • Еврейская энциклопедия. Т. 1-16.
  • Зангвиль И. Баал Шем. Т.10. - Еврейская жизнь, 1904.
  • Кандель Ф. Очерки времён и событий. Т.1. - Иерусалим: Тарбут, 1988.
  • Каплан А. Еврейская медитация. - АВИВ. - 1996. - В.5.
  • Рабби Шнеур-Залман из Ляд. Ликутей Амарим (Тания). - Вильнюс: Гешарим, 1990.
  • Сафир Й. Хасидизм и терапевтический парадокс. - Возрождение. - 1990. - В.12.
  • Штейнзальц А. Творящее слово. - М.: институт изучения иудаизма в СНГ, 1996.

bg:Хасидизъм ca:Hassidim cs:Chasidismus da:Chasidisk jødedomeo:Ĥasidismoet:Hassidism fa:یهودیت حسیدیhu:Haszidizmus id:Yudaisme Hasidutja:ハシディズム lt:Hasidinis judaizmas nl:Chassidisch jodendom nn:Ḥasidisk jødedom no:Ḥasidisk jødedom pl:Chasydyzm pt:Judaísmo chassídico ro:Hasidismsk:Chasidizmus sl:Hasidijski Judje sv:Chassidism tr:Hasidizm

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация