ПОСЛАНИЕ «ОБ ОСВЯЩЕНИИ ИМЕНИ ВСЕВЫШНЕГО» (Маймонид)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Лембрик (Обсуждение | вклад) |
Architect1 (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Б-г» на «Бог») |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
== Обвинения в адрес евреев принявших ислам == | == Обвинения в адрес евреев принявших ислам == | ||
- | <span style="line-height: 115%; font-size: 12pt"> Оппонент РаМБаМа обвинял признававшего Мухаммада пророком в отречении от | + | <span style="line-height: 115%; font-size: 12pt"> Оппонент РаМБаМа обвинял признававшего Мухаммада пророком в отречении от Бога: такой еврей приобретал статус язычника со всеми вытекающими последствиями. Даже если еврей продолжал придерживаться своей традиции дома, то, по мнению обвинителя, такой человек не мог считаться евреем, поскольку публично выдавал себя за не еврея. Самым безжалостным стало заявление о совершении двойного греха одновременного поклонения и идолу, и Богу в случае, если преследуемый за религиозные убеждения еврей заходил в мечеть, где он оставался безучастным в молитве мусульман, а затем возвращался домой молиться по всем правилам еврейского закона. На Небесах такая молитва не могла быть принята, а на земле таких евреев, ведших двойную жизнь, не следовало допускать в качестве свидетелей в суде, как не допускают к судопроизводству злодеев.</span> |
== Ответ РаМБаМа == | == Ответ РаМБаМа == |
Текущая версия на 20:06, 17 апреля 2011
Содержание |
Время и причины написания послания
В период гонений Маймонид написал послание-ответ на заявление человека, имя которого Раби Моше не упоминает. Точная дата послания не известна, предполагается, что оно было составлено или в Марокко, или вскоре после переезда в Святую Землю.
Послание было предназначено для поддержки единоверцев, которые под давлением режима альмогадов были вынуждены признать истинность их учения, а Мухаммада – пророком, оставаясь втайне приверженцами иудейского вероисповедания.
Обвинения в адрес евреев принявших ислам
Оппонент РаМБаМа обвинял признававшего Мухаммада пророком в отречении от Бога: такой еврей приобретал статус язычника со всеми вытекающими последствиями. Даже если еврей продолжал придерживаться своей традиции дома, то, по мнению обвинителя, такой человек не мог считаться евреем, поскольку публично выдавал себя за не еврея. Самым безжалостным стало заявление о совершении двойного греха одновременного поклонения и идолу, и Богу в случае, если преследуемый за религиозные убеждения еврей заходил в мечеть, где он оставался безучастным в молитве мусульман, а затем возвращался домой молиться по всем правилам еврейского закона. На Небесах такая молитва не могла быть принята, а на земле таких евреев, ведших двойную жизнь, не следовало допускать в качестве свидетелей в суде, как не допускают к судопроизводству злодеев.
Ответ РаМБаМа
В ответном послании РаМБаМ демонстрирует всеобъемлющие познания в Торе, аргументировано полемизируя с неизвестным.
Открывая послание, Маймонид резко критикует автора обвинительных речей в адрес притесненных режимом альмогадов евреев, подкрепляя свои слова историей с самим Моше Рабейну, который был наказан за то, что позволил себе усомниться в праведности еврейского народа.
На принявших Ислам не распостроняется статус язычников
Касательно обозначенной оппонентом непосредственной связи между признанием Мухаммада пророком и статусом язычника, Маймонид на основании Устной Традиции разъясняет, что все заповеди Торы делятся на две фундаментальные группы:
Первая группа - идолопоклонство, разврат, убийство другого человека. Здесь действует правило: в случае принуждения преступить одну из них, человек обязан отдать жизнь, но не преступить. Это правило действует для еврея всегда и везде, независимо от преследуемой цели, где под словом «всегда» имеется в виду как во время гонений, так и в мирное время, а под словом «везде» имеется в виду как публично (десять и более евреев), так и тайно (менее десяти евреев); под фразой «независимо от преследуемой цели» имеется в виду цель преследователя, то есть желает ли он лишь простого послушания со стороны преследуемого, или - специально ввести в грех преследуемого, зная о запрете этого деяния для него, иными словами, есть ли умысел.
Вторая группа – все остальные заповеди. Они, в зависимости от умысла со стороны преследователя, делятся на две группы:
а) если умысла нет, то еврей обязан преступить, но сохранить свою жизнь, независимо от наличия гонений (фактор времени) и публичности события (фактор места);
б) если есть умысел со стороны преследователя ввести преследуемого в грех, то во время гонений на еврейскую религию обязан отдать жизнь, но не преступить, независимо от того, публично это происходит или тайно, в мирное время и тайно – обязан преступить, но сохранить жизнь, в мирное время и публично – обязан расстаться с жизнью, но не преступить, даже если это касается несущественной детали.
Далее Раби Моше уточняет, что все эти правила распространяются на случаи, когда от преследуемых требуется совершения конкретных действий или воздержания от них. Там, где этого не требуется, а достаточно лишь произнести словесные формулы, выражающие веру в Мухаммада, тайно имея возможность соблюдать все 613 заповедей, перечисленных в Торе, то такое поведение не называется идолопоклонством, так как он опровергает своими действиями слова, произносимые им лишь для успокоения властей.
Человек, совершивший что-либо под принуждением – освобожден от ответственности
Общее талмудическое правило гласит, что «человек, совершивший что-либо под принуждением – освобожден от ответственности». Данное правило, конечно же, предполагает исключения. Например, человеку запрещено убивать другого человека, независимо от принуждения, так как в том же самом источнике, в Вавилонском Талмуде, трактате «Санэдри́н», 74а, сформулировано другое правило: «…Кто сказал, что твоя кровь краснее? Может быть, кровь того человека краснее…»
Рекомендации РаМБаМа
В конце своего послания Раби Моше рекомендует всем тем, кто подвергся преследованиям, постараться покинуть места гонений, а до тех пор, пока эти люди находятся здесь, они рассматриваются как близкие к статусу «богохульник по доброй воле». При этом исполнение заповеди во время гонений в большей степени ценно, чем в мирное время, потому что человек исполняет ее бескорыстно, не для собственного возвеличивания, когда все вокруг восхищаются его набожностью, как сказано в Священном Писании: «Когда воззовешь ко Мне всем сердцем твоим и всей душой твоей».
Источники
А. Барановский, "Моше бен Маймон", Москва 2006