Цицит
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (дополнение) |
(оформление) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
=== Афоризм о цитит === | === Афоризм о цитит === | ||
- | + | <blockquote>Каким образом простой взгляд на цицит может напомнить о заветах Бoга? Я думаю, что цицит подобен военной форме. Когда на тебе форма, ты лучше помнишь о том, кому обязан своей присягой | |
- | <p style="text-align:right;">раби Хаим Донин</p> | + | <p style="text-align:right;">раби Хаим Донин</p></blockquote> |
== Интересные факты о цицит == | == Интересные факты о цицит == | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
* Сказано в [[Коhэлет]]: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). Есть мнение что эта нить - [[тфиллин]], [[мезуза]] и цицит. | * Сказано в [[Коhэлет]]: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). Есть мнение что эта нить - [[тфиллин]], [[мезуза]] и цицит. | ||
* По мнению [[Мессианский иудаизм|мессианских евреев]] [[Иисус из Назарета|Иисус]] как богобоязненный еврей тоже носил цицит: | * По мнению [[Мессианский иудаизм|мессианских евреев]] [[Иисус из Назарета|Иисус]] как богобоязненный еврей тоже носил цицит: | ||
- | + | <blockquote>"Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошла к нему сзади и прикоснулась к цициту на его хитоне" (Матфея 9:20)</blockquote> | |
- | + | <blockquote>"Они умоляли его, чтобы он позволил больным лишь коснуться цицит. на его одежде, и каждый, кто прикоснулся, полностью исцелился" (Матфея 14:36)<ref>цитаты по "Новому завету" в переводе мессианского теолога Дэвида Стерна(Израиль)</ref></blockquote> | |
* На иврите слово ''ציצית'' обозначает также прядь волос или чуб. В библейском иврите этим словом называлась декоративная кисть, украшающая ткань. | * На иврите слово ''ציצית'' обозначает также прядь волос или чуб. В библейском иврите этим словом называлась декоративная кисть, украшающая ткань. | ||
=== О голубой нити цицит === | === О голубой нити цицит === |
Версия 11:57, 14 апреля 2011
Регулярная статья | |
Raphael | |
Цици́т или ци́цес (ивр. ציצית) — в иудаизме сплетённые пучки нитей (часто шерстяных), которые надлежит носить мальчиками и мужчинам, прикрепив их к угалм четырёхугольной одежды (в частности, талита).
Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины.
Заповедь ношения цицит обосновывается ссылкой на Чис.15:38-39: «Говори сынам Исраэйля и скажи им, чтобы они делали себе цицит на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит края синюю нить. И будет она у вас в цицит, и, глядя на неё, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их».
Содержание |
Гематрия
צ+י+צ+י+ת = 400+10+90+10+90= 600 С учётом восьми нитей и пяти узлов это будет 600+5+8=613,
т.е. число заповедей, поэтому сказано: "посмотрев на которые, вы вспомните все заповеди".
Также сказано: "Равноценная заповедь цицит всем заповедям Торы вместе взятым" (Нэдарим 25а)
Мидраши о цицит
- Молодой ученый особо тщательно соблюдал законы о цицит. Однажды он услышал о необыкновенно красивой блуднице, и его охватила страсть. Он послал ей 400 золотых динариев (многие тысячи долларов) и отправился на свидание. Войдя в комнату, он увидел прекрасную нагую блудницу, лежащую на ложе. И гений начал раздеваться, но, как описывает Талмуд, когда он стал снимать свой цицит, кисть поднялась и шлепнула его по лицу. Юноша отвернулся от блудницы и сел на пол. Она спросила, неужели она ему не понравилась? «Нет,— ответил он,— ты действительно самая прекрасная женщина, которую я видел, но...» И он рассказал ей о цицит. Женщина сказала: «Я не отпущу тебя, пока ты не назовешь свое имя, свой город, имя своего наставника и название школы, где ты учил Тору». Когда юноша ответил, она продала все, что имела, отдала треть этих денег на благотворительность и пришла в Иерусалим, к учителю юноши раби Хие: «Прими меня в вашу веру!»
- Раби Хия, увидев самую красивую женщину Римской империи, просящую о помощи, очень удивился: «Наверное, ты влюбилась в одного из моих учеников?» — спросил он. Женщина молча вручила ему записку, которую ей дал юноша. Раби прочитал записку и узнал почерк своего ученика. И он обратил женщину в иудаизм и устроил ее брак с юношей (Мнахот, 44а)[1].
- "Какой алахе учил вас сегодня Моше?" — спросила она.
- "Он обучал нас заповеди цицит, говорил о правилах ношения нитей с узелками, одна из которых является тхелет", — ответил Корах.
- "Что такое тхелет?"
- "Моше говорил: "Прикрепите к своей одежде нити. Одна из них должна быть из голубой шерсти, окрашенной кровью хилазона", — объяснил Корах жене.
- "Каким глупостям он учит вас! Почему ты должен прикрепить к одежде только одну нить тхелет? Я могу сделать тебе одежду, которая вся будет тхелет".
- Именно эти ее слова и внушили Кораху мысль о противостоянии Моше.[2]
Афоризм о цитит
Каким образом простой взгляд на цицит может напомнить о заветах Бoга? Я думаю, что цицит подобен военной форме. Когда на тебе форма, ты лучше помнишь о том, кому обязан своей присягой
раби Хаим Донин
Интересные факты о цицит
- Цицит носят только днём, ведь сказано: "посмотрев на которые", а смотреть, видеть можно только днём.
- Хабадники и некоторые сефарды кроме обязательных узлов делают ещё от 13 до 40 мелких узелков.
- Сказано в Коhэлет: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). Есть мнение что эта нить - тфиллин, мезуза и цицит.
- По мнению мессианских евреев Иисус как богобоязненный еврей тоже носил цицит:
"Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошла к нему сзади и прикоснулась к цициту на его хитоне" (Матфея 9:20)
"Они умоляли его, чтобы он позволил больным лишь коснуться цицит. на его одежде, и каждый, кто прикоснулся, полностью исцелился" (Матфея 14:36)[3]
- На иврите слово ציצית обозначает также прядь волос или чуб. В библейском иврите этим словом называлась декоративная кисть, украшающая ткань.
О голубой нити цицит
Уже довольно давно евреи не красят одну из белых нитей в голубой цвет, так как краска должна делаться из желёз хилазона, а какое именно это животное, евреи забыли. Но относительно недавно появилось другое мнение: Вот такой видят тхелет химики.
Бесцветная прозрачная жидкость, находящаяся в поджаберной железе моллюска вместе с ферментом purpurase, при попадании на солнечный свет превращается в чернила. Рurpurase очень быстро распадается, поэтому реакция должна произойти в самое кратчайшее время после извлечения жидкости из моллюска, в полном соответствии с талмудическим правилом. Молекулы, помещенные в специальный раствор, наносятся на шерсть. Если на этой стадии сине-фиолетовый дибромо-индиго поместить под действие ультрафиолетовых лучей, то он превратится в чистый синий индиго.
В последние два десятилетия был опубликован целый ряд научных статей и произведены интересные изыскания, в частности анализы профессора Цви Корена, сравнивающие современные красители с теми, что обнаружены в археологических раскопках. В 1985 году иерусалимский раввин Элиягу Тавгер начал разработку галахической технологии и основал добровольную организацию «Птиль тхелет», поставившую своей целью внедрение тхелет в повседневную религиозную практику.[4]
Примечания
- ↑ http://istok.ru/library/jews-n-world/jews/jewishworld/jewishworld_2226.html
- ↑ http://toldot.ru/tora/articles/articles_1934.html?template=83
- ↑ цитаты по "Новому завету" в переводе мессианского теолога Дэвида Стерна(Израиль)
- ↑ http://booknik.ru/colonnade/suget/?id=19860
Ссылки
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
ca:Tsitsit cs:Cicitja:ツィーツィート lad:Tzitzit nn:Sisít pl:Cicit pt:Tzitzit tr:Tsitsit
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.