Тернополь (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Памятники жертвам холокоста» с помощью HotCat) |
Eytil2 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
'''Терно́поль''' ({{lang-uk|Тернопіль}}) — город на западе Украины. | '''Терно́поль''' ({{lang-uk|Тернопіль}}) — город на западе Украины. | ||
+ | Версии происхождения названия города: | ||
+ | * от фамилии владельца-основателя Яна Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь. | ||
+ | * от названия дикой сливы - терна, распространенного в Западной Украине. | ||
+ | Крупный город исторического региона [[Галиция]]. | ||
+ | |||
[[Файл:Ternopil .jpg|thumb|220px|В центре города]] | [[Файл:Ternopil .jpg|thumb|220px|В центре города]] | ||
- | |||
- | |||
Четвёртый по величине город Западной Украины. | Четвёртый по величине город Западной Украины. | ||
Строка 22: | Строка 25: | ||
Расположен на реке Серет (приток Днестра). На пересечении важных автомобильных и железнодорожных путей. | Расположен на реке Серет (приток Днестра). На пересечении важных автомобильных и железнодорожных путей. | ||
- | Расстояние до Киева по железной дороге 486 км (через Винницу). | + | Расстояние до Киева по железной дороге - 486 км (через Винницу). |
+ | == Важнейшие даты истории города == | ||
- | + | * 1540 г. – грамота польского короля Сигизмунда I краковскому кастеляну Яну Тарновскому | |
+ | на учреждение города и владения землёй вокруг него. Строительство крепости на берегу Серета в местности Сопильче (Топильче) длилось восемь лет. | ||
+ | * 1772-1918 г.г. - в составе Австро-Венгрии. | ||
+ | * С 1915 г. - в составе Польши. | ||
+ | * С 1939 г. - в составе УССР. | ||
+ | * 1941 г. - оккупирован немецкими войсками, | ||
+ | * 1944 г. - освобожден Советской армией.Современный вариант наименования города был введён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года. | ||
- | + | == Еврейская история города до начала XIX в.== | |
- | + | Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составили большинство его населения. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | === XVI век === | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | В 1550 г. еврейская община получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади. | |
- | + | === XVII век === | |
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу. | В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу. | ||
Строка 55: | Строка 54: | ||
В XVII в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя. | В XVII в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя. | ||
- | Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных бандами Богдана Хмельницкого во время похода от Золочова через Галицию. | + | Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных бандами Богдана Хмельницкого во время похода от Золочова через Галицию. Большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками. |
- | + | Во второй половине XVII в. происходил процесс восстановления общины. | |
- | + | === XVIII в. === | |
- | + | К середине XVIII в., когда город принадлежал семейству Потоцких, еврейская община достигла расцвета. Ее численность превысила все предыдущие показатели - евреи составляли подавляющее большинство населения города. | |
- | + | ||
- | + | В 1740 г. привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого было подтверждено право евреев: | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
* жить и торговать во всех частях города, | * жить и торговать во всех частях города, | ||
- | * производить водку | + | * производить водку, |
- | * содержать питейные заведения | + | * содержать питейные заведения, |
- | + | * владеть половиной городской скотобойни, | |
- | * | + | * еврейские ремесленники, обязанные по закону записываться в христианские цеха, могли быть освобождены, при уплате определенной суммы, от участия в религиозных цеховых церемониях. |
- | * еврейские ремесленники, обязанные по закону записываться в христианские цеха, могли быть освобождены при уплате определенной суммы от участия в религиозных цеховых церемониях. | + | |
В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев. | В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев. | ||
- | Основу еврейской экономической деятельности составляли | + | Основу еврейской экономической деятельности составляли: |
- | * ремесла | + | * ремесла, |
- | * торговля зерном | + | * торговля зерном, |
* торговля скотом. | * торговля скотом. | ||
Строка 89: | Строка 82: | ||
Община Тернополя находилась в юрисдикции [[Ваад четырех земель |органов еврейского самоуправления Червонной Руси ]] (с центром во [[Львов]]е), и ее представители играли в них видную роль. | Община Тернополя находилась в юрисдикции [[Ваад четырех земель |органов еврейского самоуправления Червонной Руси ]] (с центром во [[Львов]]е), и ее представители играли в них видную роль. | ||
- | В 1788 г. Н. Х. Хомберг (1749–1841) основал в городе | + | В 1788 г. Н. Х. Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке. Проект был встречен религиозными евреями города с неприязнью, и школа была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции. |
- | + | == XIX век == | |
- | + | С 1801 г. тернопольским раввином был рав [[Иошуа Гешель бен Ицхак Бабад]] (1754–1838). Его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до начала [[Холокост|Шоа]]. | |
- | + | После второго раздела Польши город был включен в состав Австрии. | |
- | + | === Образование и просвещение === | |
- | |||
- | |||
- | |||
Религиозные евреи Тернополя принадлежали к [[митнагдим]] и [[Хасидизм| хасидам ]] разных направлений. | Религиозные евреи Тернополя принадлежали к [[митнагдим]] и [[Хасидизм| хасидам ]] разных направлений. | ||
- | В 1813 Иосиф Перл на собственные средства создал [[еврейское образование |еврейскую школу]] - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение [[иврит]]а и различных наук. | + | С начала XIX в. благодаря деятельности [[Перл, Иосиф|Иосифа Перла]] и Д. (Б.) Гинцбурга Тернополь стал центром [[Хаскала|Хаскалы]] (просвещения) в [[Галиция|Галиции]]. |
+ | В 1813 Иосиф Перл на собственные средства создал [[еврейское образование|еврейскую школу]] - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение [[иврит]]а и различных наук. | ||
- | Противостояние традиционного [[хасидизм]]а и модернизированного | + | Противостояние традиционного [[хасидизм]]а и модернизированного [[Хаскала|"маскилизма"]] продолжалось четыре года и окончилось победой последнего. |
- | Учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей | + | Учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей Хаскалы в Галиции и в Восточной Европе. |
- | Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в | + | Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–1830-е г.г. в городе проживали |
* Н. Крохмаль, | * Н. Крохмаль, | ||
* М. Сатановер, | * М. Сатановер, | ||
- | * Ш. Л. Гольдберг ( | + | * Ш. Л. Гольдберг (1807–1846). |
Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах. | Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах. | ||
Строка 119: | Строка 110: | ||
В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления. | В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления. | ||
- | В | + | В 1814–1816 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на [[иврит]]е «Цур нееман». |
В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку. | В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку. | ||
- | При школе Перла была создана [[синагога]] «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам [[ | + | При школе Перла была создана [[синагога]] «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам [[Реформистский иудаизм|реформистского направления]]. |
- | Во второй половине XIX в. среди тернопольских маскилим усилилось | + | Во второй половине XIX в. среди тернопольских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г. |
Активная деятельность маскилим вызвала противодействие [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных]] кругов. | Активная деятельность маскилим вызвала противодействие [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных]] кругов. | ||
- | [[Львов]]ский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и | + | [[Львов]]ский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и раввин из Жидачева Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили [[херем]] тернопольским маскилим. |
Назначенный с помощью Перла тернопольским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г. | Назначенный с помощью Перла тернопольским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г. | ||
- | 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам. | + | В 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам. |
- | В середине | + | В середине XIX в. в Тернополе поселился рабби Яаков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска. |
=== Экономическая деятельность === | === Экономическая деятельность === | ||
- | + | При тогдашней численности населения города в 30,415 человек евреи составляли половину населения Тернополя. | |
- | + | ||
- | При тогдашней численности населения города в 30,415 человек | + | |
Евреи занимались главным образом ремесленным производством: | Евреи занимались главным образом ремесленным производством: | ||
Строка 147: | Строка 136: | ||
* обувным производством, | * обувным производством, | ||
* гончарным делом, | * гончарным делом, | ||
- | * гравировкой | + | * гравировкой. |
Также евреи занимались: | Также евреи занимались: | ||
- | * торговлей с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран | + | * торговлей с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран; |
* банковским делом и ростовщичеством. | * банковским делом и ростовщичеством. | ||
Многие евреи занимались также сельским хозяйством. | Многие евреи занимались также сельским хозяйством. | ||
- | Во второй половине | + | Во второй половине XIX в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468. |
В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось. | В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось. | ||
- | |||
- | |||
=== Общественная деятельность === | === Общественная деятельность === | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете. | С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете. | ||
Строка 174: | Строка 155: | ||
* И. Перла, | * И. Перла, | ||
* барона М. Гирша | * барона М. Гирша | ||
- | * рава [[ | + | * рава Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–1874 г.г. |
+ | |||
+ | В конце XIX в. в Тернополе начинают активно действовать палестинофилы - организация [[Ховевей Цион|Ховевей Цион]](их первая организация — Бней-Цион — создана в городе в 1893 г.), | ||
+ | а затем — [[Сионизм|сионисты]]. | ||
+ | |||
+ | До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов. | ||
== Первая половина ХХ в. == | == Первая половина ХХ в. == | ||
+ | |||
+ | В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека, а в 1905 году - около 14 тыс. человек (44% всего населения). | ||
С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией. | С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией. | ||
- | |||
- | |||
Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению. | Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению. | ||
Строка 186: | Строка 172: | ||
После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики. | После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики. | ||
- | В | + | В 1918–1919 г.г. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии. |
- | 15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень. | + | 15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень. |
+ | |||
+ | 17 сентября 1939 г. город был занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР. | ||
+ | |||
+ | Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано. | ||
+ | |||
+ | В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их. | ||
=== Экономическое положение === | === Экономическое положение === | ||
- | После начала Первой мировой войны и русской оккупации экономическое положение евреев резко ухудшилось | + | После начала Первой мировой войны и русской оккупации экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек). |
- | + | ||
- | + | ||
- | В ходе советско-польской войны | + | В ходе советско-польской войны 1920–1921 гг. евреи города страдали от насилия и грабежа воюющих сторон. |
После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни. | После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни. | ||
- | В | + | В 1920–1930-е г.г.еврейское производство и торговля сокращались, большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками, росла безработица. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Тем не менее, в Тернополе действовали организации еврейской взаимопомощи, организации взаимного кредита, еврейские кооперативы. | |
- | + | ||
- | + | К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек. | |
- | + | ||
=== Общественная жизнь === | === Общественная жизнь === | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось | + | В городе работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений: сионисты всех направлений, [[Бунд|Бунд]], [[Агудат Исраэль|Агудат Исраэль]]. |
+ | |||
+ | Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось. Часто общиной управляли назначенные правительством комиссары. | ||
=== Образование === | === Образование === | ||
+ | |||
В Тернополе существовали | В Тернополе существовали | ||
- | * две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи), | + | * две школы с преподаванием на иврите (системы [[Тарбут|Тарбут]] и [[Мизрахи (движение)|Мизрахи]]), |
- | * | + | * Талмуд-Тора, |
* две частные гимназии. | * две частные гимназии. | ||
На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников). | На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников). | ||
- | + | == Холокост == | |
- | + | [[Файл:Ternopol - podzemnoe spasenie.jpg|thumb|left|Реконструкция укрытия евреев в тернопольской пещере Вертебе]] | |
- | + | [[Файл:Ternopol, Maria Gritsiv.jpg|thumb|right|Мария Гритсив - ребенком скрывалась в пещере вместе с матерью, бабушкой и братьями, бежавшими из тернопольского гетто.]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
* 2 июля 1941 г. немецкая армия вступила в Тернополь. | * 2 июля 1941 г. немецкая армия вступила в Тернополь. | ||
- | * 4 июля 1941 - начало погрома, длившегося неделю. Украинцы и немцы погубили пять тысяч евреев. | + | * 4 июля 1941 г.- начало погрома, длившегося неделю. Украинцы и немцы погубили пять тысяч евреев. |
* Сентябрь 1941 г. - основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев). | * Сентябрь 1941 г. - основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев). | ||
- | * 25 марта 1942 г. немцы расстреляли тысячу евреев. | + | * 25 марта 1942 г. - немцы расстреляли тысячу евреев. |
- | * | + | * Конец августа 1942 г. - четыре тысячи тернопольских евреев отправлены в концлагерь Белжец. |
- | * 30 сентября 1942 еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец. | + | * 30 сентября 1942 г. - еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец. |
- | * 20 июня 1943 г – ликвидация гетто. | + | * 20 июня 1943 г. – ликвидация гетто. |
- | * 6 августа 1943 - уничтожение рабочего лагеря. | + | * 6 августа 1943 г. - уничтожение рабочего лагеря. |
- | * Апрель 1944 г – освобождение города советскими войсками | + | * Апрель 1944 г. – освобождение города советскими войсками. |
- | + | ||
- | + | ||
+ | В город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза. Некоторые евреи во время оккупации выжили, спасаясь в пещерах и подземных гротах под городом. | ||
== Послевоенное время == | == Послевоенное время == | ||
- | |||
- | |||
+ | * 1946–1948 г.г. - аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий. | ||
+ | * 1950-е г.г. - разрушен памятник жертвам Катастрофы. | ||
- | == 70-е - 80-е | + | == 70-е - 80-е г.г. == |
В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения. | В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения. | ||
Строка 261: | Строка 241: | ||
== Конец XX в.== | == Конец XX в.== | ||
- | В конце 1980-х | + | В конце 1980-х г.г. в Тернополе, по официальным данным, проживало примерно 500 евреев. |
+ | |||
+ | В начале 1990-х г.г. еврейская жизнь начала восстанавливаться, как и во всей независимой Украине. Было организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб), учреждены религиозная община и воскресная школа. | ||
+ | |||
+ | Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства. | ||
+ | |||
+ | По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей. | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
- | + | * [http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=14093&query= Электронная еврейская энциклопедия] | |
- | * | + | * [http://booknik.ru/news/report/?id=26916 Booknik.ru] |
- | + | ||
- | + | ||
- | * | + | |
- | + | ||
- | |||
- | |||
[[Категория:Евреи в СССР]] | [[Категория:Евреи в СССР]] | ||
[[Категория:Иудаизм в Украине]] | [[Категория:Иудаизм в Украине]] | ||
Строка 278: | Строка 260: | ||
[[Категория:Холокост в Украине]] | [[Категория:Холокост в Украине]] | ||
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] | ||
- | [[Категория:Памятники жертвам | + | [[Категория:Памятники жертвам Xолокоста]] |
Версия 01:52, 5 апреля 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Терно́поль (укр. Тернопіль) — город на западе Украины. Версии происхождения названия города:
- от фамилии владельца-основателя Яна Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь.
- от названия дикой сливы - терна, распространенного в Западной Украине.
Крупный город исторического региона Галиция.
Четвёртый по величине город Западной Украины.
Расположен на реке Серет (приток Днестра). На пересечении важных автомобильных и железнодорожных путей.
Расстояние до Киева по железной дороге - 486 км (через Винницу).
Содержание |
Важнейшие даты истории города
- 1540 г. – грамота польского короля Сигизмунда I краковскому кастеляну Яну Тарновскому
на учреждение города и владения землёй вокруг него. Строительство крепости на берегу Серета в местности Сопильче (Топильче) длилось восемь лет.
- 1772-1918 г.г. - в составе Австро-Венгрии.
- С 1915 г. - в составе Польши.
- С 1939 г. - в составе УССР.
- 1941 г. - оккупирован немецкими войсками,
- 1944 г. - освобожден Советской армией.Современный вариант наименования города был введён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года.
Еврейская история города до начала XIX в.
Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составили большинство его населения.
XVI век
В 1550 г. еврейская община получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади.
XVII век
В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу.
В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей.
Между 1622 и 1628 гг. в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Здание было построено в виде крепости, так что в случае военных действий обороняющиеся могли вести огонь во всех направлениях. Открыта в 1640. В XVII в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя.
Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных бандами Богдана Хмельницкого во время похода от Золочова через Галицию. Большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.
Во второй половине XVII в. происходил процесс восстановления общины.
XVIII в.
К середине XVIII в., когда город принадлежал семейству Потоцких, еврейская община достигла расцвета. Ее численность превысила все предыдущие показатели - евреи составляли подавляющее большинство населения города.
В 1740 г. привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого было подтверждено право евреев:
- жить и торговать во всех частях города,
- производить водку,
- содержать питейные заведения,
- владеть половиной городской скотобойни,
- еврейские ремесленники, обязанные по закону записываться в христианские цеха, могли быть освобождены, при уплате определенной суммы, от участия в религиозных цеховых церемониях.
В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев.
Основу еврейской экономической деятельности составляли:
- ремесла,
- торговля зерном,
- торговля скотом.
Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией.
С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку.
Община Тернополя находилась в юрисдикции органов еврейского самоуправления Червонной Руси (с центром во Львове), и ее представители играли в них видную роль.
В 1788 г. Н. Х. Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке. Проект был встречен религиозными евреями города с неприязнью, и школа была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.
XIX век
С 1801 г. тернопольским раввином был рав Иошуа Гешель бен Ицхак Бабад (1754–1838). Его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до начала Шоа.
После второго раздела Польши город был включен в состав Австрии.
Образование и просвещение
Религиозные евреи Тернополя принадлежали к митнагдим и хасидам разных направлений.
С начала XIX в. благодаря деятельности Иосифа Перла и Д. (Б.) Гинцбурга Тернополь стал центром Хаскалы (просвещения) в Галиции. В 1813 Иосиф Перл на собственные средства создал еврейскую школу - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение иврита и различных наук.
Противостояние традиционного хасидизма и модернизированного "маскилизма" продолжалось четыре года и окончилось победой последнего.
Учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей Хаскалы в Галиции и в Восточной Европе.
Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–1830-е г.г. в городе проживали
- Н. Крохмаль,
- М. Сатановер,
- Ш. Л. Гольдберг (1807–1846).
Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах.
В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления.
В 1814–1816 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на иврите «Цур нееман».
В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку.
При школе Перла была создана синагога «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам реформистского направления.
Во второй половине XIX в. среди тернопольских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.
Активная деятельность маскилим вызвала противодействие ортодоксальных кругов.
Львовский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и раввин из Жидачева Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили херем тернопольским маскилим.
Назначенный с помощью Перла тернопольским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г.
В 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам.
В середине XIX в. в Тернополе поселился рабби Яаков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска.
Экономическая деятельность
При тогдашней численности населения города в 30,415 человек евреи составляли половину населения Тернополя.
Евреи занимались главным образом ремесленным производством:
- ткачеством,
- обувным производством,
- гончарным делом,
- гравировкой.
Также евреи занимались:
- торговлей с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран;
- банковским делом и ростовщичеством.
Многие евреи занимались также сельским хозяйством.
Во второй половине XIX в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468.
В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось.
Общественная деятельность
С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете.
Три улицы в Тернополе носили имена евреев:
- И. Перла,
- барона М. Гирша
- рава Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–1874 г.г.
В конце XIX в. в Тернополе начинают активно действовать палестинофилы - организация Ховевей Цион(их первая организация — Бней-Цион — создана в городе в 1893 г.), а затем — сионисты.
До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов.
Первая половина ХХ в.
В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека, а в 1905 году - около 14 тыс. человек (44% всего населения).
С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией.
Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению.
После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики.
В 1918–1919 г.г. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии.
15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень.
17 сентября 1939 г. город был занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР.
Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано.
В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.
Экономическое положение
После начала Первой мировой войны и русской оккупации экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек).
В ходе советско-польской войны 1920–1921 гг. евреи города страдали от насилия и грабежа воюющих сторон.
После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни.
В 1920–1930-е г.г.еврейское производство и торговля сокращались, большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками, росла безработица.
Тем не менее, в Тернополе действовали организации еврейской взаимопомощи, организации взаимного кредита, еврейские кооперативы.
К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.
Общественная жизнь
В городе работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений: сионисты всех направлений, Бунд, Агудат Исраэль.
Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось. Часто общиной управляли назначенные правительством комиссары.
Образование
В Тернополе существовали
- две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи),
- Талмуд-Тора,
- две частные гимназии.
На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников).
Холокост
- 2 июля 1941 г. немецкая армия вступила в Тернополь.
- 4 июля 1941 г.- начало погрома, длившегося неделю. Украинцы и немцы погубили пять тысяч евреев.
- Сентябрь 1941 г. - основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев).
- 25 марта 1942 г. - немцы расстреляли тысячу евреев.
- Конец августа 1942 г. - четыре тысячи тернопольских евреев отправлены в концлагерь Белжец.
- 30 сентября 1942 г. - еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец.
- 20 июня 1943 г. – ликвидация гетто.
- 6 августа 1943 г. - уничтожение рабочего лагеря.
- Апрель 1944 г. – освобождение города советскими войсками.
В город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза. Некоторые евреи во время оккупации выжили, спасаясь в пещерах и подземных гротах под городом.
Послевоенное время
- 1946–1948 г.г. - аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий.
- 1950-е г.г. - разрушен памятник жертвам Катастрофы.
70-е - 80-е г.г.
В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения.
Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению.
Конец XX в.
В конце 1980-х г.г. в Тернополе, по официальным данным, проживало примерно 500 евреев.
В начале 1990-х г.г. еврейская жизнь начала восстанавливаться, как и во всей независимой Украине. Было организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб), учреждены религиозная община и воскресная школа.
Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства.
По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.