Ойербах, Шломо Залман

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
О.Э. (Обсуждение | вклад)
(Книги)
О.Э. (Обсуждение | вклад)
(Книги)
Строка 74: Строка 74:
* "Галихот Шломо"
* "Галихот Шломо"
-
Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые другие утверждают, что книги, изданные после смерти рава Ойербаха подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями.  
+
Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые др. утверждают, что книги, изданные после смерти рава Ойербаха, подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями.  
-
Их оппоненты возражают, что редактирование не противоречит исходному тексту и объясняют их возмущение непониманием того, что язык рава с годами изменился - отсюда и претензии к редакторам его книг. <ref>Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א </ref>
+
Их оппоненты возражают, что редактирование не противоречит исходному тексту и объясняют претензии к редакторам его книг непониманием того обстоятельства, что язык рава с годами изменился. <ref>Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א </ref> <ref>http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html </ref>
-
<ref>http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html </ref>
+
== Источники ==
== Источники ==

Версия 09:33, 22 марта 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Дата создания: 21 марта 2011


Файл:Rabbi Shlomo Zalman Auerbach.jpg
р. Шломо-Залман Ойербах

Рав Шломо-Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( 30 июля 1910 – 19 февраля 1995) - один из важнейших харедимных религиозных авторитетов второй половины 20 века; глава ешивы Коль Тора.

Содержание

Биография

Родился в Иерусалиме в 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Ойербех, был одной из центральных личностей старого ишува и главой каббалистической ешивы Шаар hа-Шамаим в Иерусалиме.

Рав Ш.-З. Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим.

В 24 года он написал книгу "Мэорей Эш". Взгляды, изложенные в этой книге, поддержали его преподаватель, рав Исер-Залман Мелцер, а также рав Хаим-Озер Гродзенский из Вильнюса.

В 1929 женился на Хае-Ривке Рохамкин и продолжил свое обучение в колеле рава Цви-Песаха Франка (Мидраша Бней Цион), который специализировался на седер зраим и законах, привязанных к земле (его нововведения вошли в книги "Керем Цион" и "Мааданей Арец").

Учился также у рава Дова-Бериша Вейденфельда, рава Шимшона-Аhарона Полански и рава Зелига-Реувена Бенгиса.

Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно на те, что касаются новых технологий.

В 1948 году был назначен главой ешивы Коль Тора, которой управлял 40 лет, вплоть до своей смерти.

Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале Шаарей Цедек.

Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью.

Раву Ойербаху не раз предлагали разные высокие раввинские должности, в том числе - пост главного рава Иерусалима, но он от них отказывался.

С созданием "Бейт hа-Дин hа-Гадоль ле-ирурим" (Высший религиозный апелляционный суд) рав Ицхак Айзик Герцог предложил р. Ойербаху стать одним из главных судей, но он отказался. Несмотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.

Хотя рав Ойербах принадлежал к течению харедим, он был признанным религиозным авторитетом и среди других ортодоксальных течений иудаизма.

Рав Ойербах высоко ценил и почитал р. А.-И. Кука, с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою hаскаму на книгу "Мэорей эш".

Поддерживал поселенческое движение в Иудее и Самарии.

Галаха рава Ойербаха

То обстоятельство, что его отец был каббалистом, никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того, нет свидетельств о том что он вообще когда-либо занимался каббалой.

Большая часть его галахических постановлений выходила в форме статей, он также давал их в устной или письменной форме; некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них - ответы на личные вопросы о галахических дилеммах, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей, привязанных к земле. Но все же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.

Он уделял особое внимание решению галахических вопросов, связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление некоторых принципов галахи. Например, установление точного момента смерти или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", он посвятил проблеме использования электричества в шабат.

В своих постановлениях р. Ойербах, кроме классических источников, опирается также на моральные и человеческие соображения. Он акцентирует внимание на необходимости разделять собственно закон и гзерот, и довольно часто склонялся к вынесению более мягкого решения, исходя из того, что сегодня не создаются новые гзерот.

Иногда он применял довольно новаторский подход к решению галахических вопросов, но делал это в определенных случаях с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.

Книги

Изданные до его смерти

  • "Меорей эш", 1935
  • "Мааданей арец", 1946
  • "Мааданей арец", 1952
  • "Минхат Шломо" (первый том), 1986

Изданные после его смерти

  • "Минхат Шломо" (второй и третий том), 1999
  • "Минхат авот"
  • "ШУлхан Шломо"
  • "Галихот Шломо"

Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые др. утверждают, что книги, изданные после смерти рава Ойербаха, подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями. Их оппоненты возражают, что редактирование не противоречит исходному тексту и объясняют претензии к редакторам его книг непониманием того обстоятельства, что язык рава с годами изменился. [1] [2]

Источники

Примечания

  1. Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א
  2. http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация