Ойербах, Шломо Залман

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
О.Э. (Обсуждение | вклад)
Строка 13: Строка 13:
}}
}}
-
[[Файл:Rabbi Shlomo Zalman Auerbach.jpg|thumb|right|р. Шломо Залман Ойербах]]
+
[[Файл:Rabbi Shlomo Zalman Auerbach.jpg|thumb|right|р. Шломо-Залман Ойербах]]
-
Рав Шломо Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( <!-- и. --> 30 июля 1910 – 19 февраля 1995) один из важнейших [[харедим]]ных религиозных  авторитетов второй половины 20 века; глава ешивы Коль Тора.
+
Рав Шломо-Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( <!-- и. --> 30 июля 1910 – 19 февраля 1995) - один из важнейших [[харедим]]ных религиозных  авторитетов второй половины 20 века; глава ешивы Коль Тора.
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в Иерусалиме в 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Ойербех, одна из важнейших личностей старого ишува; глава каббалистической иешивы Шаар hа-Шамаим в Иерусалиме. Рав Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим.
+
Родился в Иерусалиме в 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Ойербех, был одной из центральных личностей старого ишува и главой каббалистической ешивы Шаар hа-Шамаим в Иерусалиме.  
-
В 24 года им была написана книга "Мэорей Эш", взгляды изложенные им в этой книге нашли поддержку у его преподавателя  рава [[Мелцер, Исер Залман|Исера Залмана Мелцера]], а также рава [[Гродзенский, Хаим Озер|Хаима Озера Гродзенским]] из Вильнюса.
+
Рав Ш.-З. Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим.
-
В 1929 Женился на Хае Ривке Рохамкин, почле чего продолжил свое обучение в колеле рава Цви Песаха Франка, Мидраш Бней Цион, который специализировался на седер зраим и законах привязанных к земле. Его нововведения вошли в книги Керем Цион и Мааданей Арец.
+
В 24 года он написал книгу "Мэорей Эш". Взгляды, изложенные в этой книге, поддержали его преподаватель, рав [[Мелцер, Исер Залман|Исер-Залман Мелцер]], а также рав [[Гродзенский, Хаим Озер|Хаим-Озер Гродзенский]] из Вильнюса.
-
Учился также у рава Дова Бериша Вейденфельда, рава Шимшона Аhарона Полански и рава Зелига Реувена Бенгиса.
+
В 1929 женился на Хае-Ривке Рохамкин и продолжил свое обучение в колеле рава Цви-Песаха Франка (Мидраша Бней Цион), который специализировался на седер зраим и законах, привязанных к земле (его нововведения вошли в книги "Керем Цион" и "Мааданей Арец").
-
Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно тех, что касаются новых технологий.
+
Учился также у рава Дова-Бериша Вейденфельда, рава Шимшона-Аhарона Полански и рава Зелига-Реувена Бенгиса.
-
В 1948 году был назначен главой иешиви [[Коль Тора]], которой управлял 40 лет, вплоть до своей смерти.
+
Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно на те, что касаются новых технологий.
 +
 
 +
В 1948 году был назначен главой ешивы [[Коль Тора]], которой управлял 40 лет, вплоть до своей смерти.
Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале [[Шаарей Цедек (квартал Иерусалима)|Шаарей Цедек]].   
Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале [[Шаарей Цедек (квартал Иерусалима)|Шаарей Цедек]].   
-
Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью по отношению к кого бы встретил.
+
Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью.
-
Раву Ойербаху не раз были предложены разные высокопоставленные должности рава, в том числе и главного рава Иерусалима, но он отказывался от них.
+
Раву Ойербаху не раз предлагали разные высокие раввинские должности, в том числе - пост главного рава Иерусалима, но он от них отказывался.
-
С созданием "Бейт hа-Дин hа-Гадоль ле-ирурим" (Высший религиозный апелляционный суд) рав [[Герцог, Ицхак Айзик |Ицхак Айзик Герцог]] пригласил рава Ойербаха быть одним из главных судей, но он отказался. Но, не смотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.
+
С созданием "Бейт hа-Дин hа-Гадоль ле-ирурим" (Высший религиозный апелляционный суд) рав [[Герцог, Ицхак Айзик |Ицхак Айзик Герцог]] предложил р. Ойербаху стать одним из главных судей, но он отказался. Несмотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.
-
Несмотря на то, что рав Ойербах сам относился к течению [[харедим]], он был признаваем как религиозный авторитет и другими ортодоксальными течениями иудаизма.
+
Хотя рав Ойербах принадлежал к течению [[харедим]], он был признанным религиозным авторитетом и среди других ортодоксальных течений иудаизма.
-
Большим уважением пользовался у него р. [[А.И. Кук]], с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою [[hаскама|hаскаму]]  на книгу "Мэорей эш".
+
Рав Ойербах высоко ценил и почитал р. [[Кук, Авраам Ицхак|А.-И. Кука]], с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою [[hаскама|hаскаму]]  на книгу "Мэорей эш".
Поддерживал поселенческое движение в Иудее и Самарии.
Поддерживал поселенческое движение в Иудее и Самарии.
Строка 46: Строка 48:
== Галаха рава Ойербаха ==
== Галаха рава Ойербаха ==
-
Несмотря на то, что его отец был каббалистом, данное обстоятельство никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того нет свидетельств о том что он вообще когда либо занимался.
+
То обстоятельство, что его отец был каббалистом, никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того, нет свидетельств о том что он вообще когда-либо занимался каббалой.
-
В основном, его галахические постановления не печатались в книгах, а издавались в статьях, а также давались в устной или письменной форме, некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них ответы на личные вопросы людей, касающиеся галахических дилемм, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей привязанных к земле. Но все, же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.
+
Большая часть его галахических постановлений выходила в форме статей, он также давал их в устной или письменной форме; некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них - ответы на личные вопросы о галахических дилеммах, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей, привязанных к земле. Но все же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.
-
Он уделял особое внимание решению галахических вопросов связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление принципов галахи. Например, установления точного [[Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма
+
Он уделял особое внимание решению галахических вопросов, связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление некоторых принципов галахи. Например, установление точного [[Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма|момента смерти]] или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", он посвятил проблеме использования электричества в шабат.
-
|момента смерти]] или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", посвятил проблеме использования электричества в шабат.
+
-
В своих постановлениях рав Ойербах кроме классических источников, опирается также на моральные и человеческие соображения. Он акцентирует внимание на надобности разделять между собственно законом и [[гзерот]] и довольно часто склонялся вынести более мягкое решение, так как на сегодняшний день не создаются новые гзерот.
+
В своих постановлениях р. Ойербах, кроме классических источников, опирается также на моральные и человеческие соображения. Он акцентирует внимание на необходимости разделять собственно закон и [[гзерот]], и довольно часто склонялся к вынесению более мягкого решения, исходя из того, что сегодня не создаются новые гзерот.
-
В иногда применял довольно новаторский подход к решению вопросов галахи , но в определенных случах с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.  
+
Иногда он применял довольно новаторский подход к решению галахических вопросов, но делал это в определенных случаях с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.
== Книги ==
== Книги ==

Версия 09:18, 22 марта 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Дата создания: 21 марта 2011


Файл:Rabbi Shlomo Zalman Auerbach.jpg
р. Шломо-Залман Ойербах

Рав Шломо-Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( 30 июля 1910 – 19 февраля 1995) - один из важнейших харедимных религиозных авторитетов второй половины 20 века; глава ешивы Коль Тора.

Содержание

Биография

Родился в Иерусалиме в 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Ойербех, был одной из центральных личностей старого ишува и главой каббалистической ешивы Шаар hа-Шамаим в Иерусалиме.

Рав Ш.-З. Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим.

В 24 года он написал книгу "Мэорей Эш". Взгляды, изложенные в этой книге, поддержали его преподаватель, рав Исер-Залман Мелцер, а также рав Хаим-Озер Гродзенский из Вильнюса.

В 1929 женился на Хае-Ривке Рохамкин и продолжил свое обучение в колеле рава Цви-Песаха Франка (Мидраша Бней Цион), который специализировался на седер зраим и законах, привязанных к земле (его нововведения вошли в книги "Керем Цион" и "Мааданей Арец").

Учился также у рава Дова-Бериша Вейденфельда, рава Шимшона-Аhарона Полански и рава Зелига-Реувена Бенгиса.

Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно на те, что касаются новых технологий.

В 1948 году был назначен главой ешивы Коль Тора, которой управлял 40 лет, вплоть до своей смерти.

Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале Шаарей Цедек.

Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью.

Раву Ойербаху не раз предлагали разные высокие раввинские должности, в том числе - пост главного рава Иерусалима, но он от них отказывался.

С созданием "Бейт hа-Дин hа-Гадоль ле-ирурим" (Высший религиозный апелляционный суд) рав Ицхак Айзик Герцог предложил р. Ойербаху стать одним из главных судей, но он отказался. Несмотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.

Хотя рав Ойербах принадлежал к течению харедим, он был признанным религиозным авторитетом и среди других ортодоксальных течений иудаизма.

Рав Ойербах высоко ценил и почитал р. А.-И. Кука, с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою hаскаму на книгу "Мэорей эш".

Поддерживал поселенческое движение в Иудее и Самарии.

Галаха рава Ойербаха

То обстоятельство, что его отец был каббалистом, никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того, нет свидетельств о том что он вообще когда-либо занимался каббалой.

Большая часть его галахических постановлений выходила в форме статей, он также давал их в устной или письменной форме; некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них - ответы на личные вопросы о галахических дилеммах, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей, привязанных к земле. Но все же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.

Он уделял особое внимание решению галахических вопросов, связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление некоторых принципов галахи. Например, установление точного момента смерти или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", он посвятил проблеме использования электричества в шабат.

В своих постановлениях р. Ойербах, кроме классических источников, опирается также на моральные и человеческие соображения. Он акцентирует внимание на необходимости разделять собственно закон и гзерот, и довольно часто склонялся к вынесению более мягкого решения, исходя из того, что сегодня не создаются новые гзерот.

Иногда он применял довольно новаторский подход к решению галахических вопросов, но делал это в определенных случаях с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.

Книги

Изданные до его смерти

  • "Меорей эш" 1935
  • "Мааданей арец" 1946
  • "Мааданей арец" 1952
  • "Минхат Шломо" первый том 1986

Изданные после его смети

  • "Минхат Шломо" второй и третий том 1999
  • "Минхат авот"
  • "ШУлхан Шломо"
  • "Галихот Шломо"

Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые другие утверждают, что книги изданные после смерти рава Ойербаха подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями. Их оппоненты утверждают что редактирование не идет вразрез с написанным изначально и объясняют их возмущение непониманием того, что язык рава с годами изменился - отсюда и претензии к редакторам его книг. [1] [2]

Источники

Примечания

  1. Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א
  2. http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация