Религиозные титулы и их градация в иудаизме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) (→Статус Главного раввината Израиля) |
|||
Строка 119: | Строка 119: | ||
В сефардском обществе разделение на "харедим" и "религиозных сионистов" не такое резкое, как в ашкеназском. | В сефардском обществе разделение на "харедим" и "религиозных сионистов" не такое резкое, как в ашкеназском. | ||
- | + | [[Ришон ле-цион]], буквально "первый в Сионе", титул верховного раввина Израиля (а до создания государства — Эрец-Исраэль) от [[сефард]]ов и восточных еврейских общин. Должность Ришон ле-Циона была узаконена турецкими властями в 1842 г., и звание [[хахам-баши]], которое ранее носил лишь главный раввин Османской империи в Стамбуле, стало добавляться и к титулу Ришон ле-Циона (добавление было отменено с начала британского мандата). До смерти [[Узиэль, Бен-Цион Меир Хай|Б.М.Х. Узиэля]] (1953) пребывание на посту Ришон ле-Циона было пожизненным, но далее каденция обоих Главных раввинов была ограничена 10 годами. Следующими Ришон ле-Цион были [[Ицхак Ниссим]] и [[Овадья Йосеф]]. В 1983 г. эту должность занял [[Мордехай Элияhу]], в 1993 - [[Элияhу Бакши Дорон]], а в 2003 - [[Шломо Амар]]. | |
Титул Ришон ле-Цион остается в силе пожизненно, даже после ухода с поста Главного сефардского раввина. | Титул Ришон ле-Цион остается в силе пожизненно, даже после ухода с поста Главного сефардского раввина. |
Версия 10:59, 18 марта 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
Содержание |
Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме
В библейские и мишнаитские времена (до II в. н.э.)
Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
Моше принял Тору на Синае и передал ее Йеhошуа, Йеhошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (Кнесет hа-гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им[1]. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
В талмудические времена (до VI в. н.э.)
Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион (Санhедрин). В разное время решающий голос в нём имели фарисеи и саддукеи. Санhедрин оставался высшим авторитетом еврейства Страны Израиля до Х в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов (смиха) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, т.е. ежемесячно корректировать еврейский календарь. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались рабби и хахам, а получившие звание мудреца в Вавилонии - рав. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
Период Гаонов (VII - Х в. н.э.) и календарная полемика
После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были гаоны.
После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяли границы государств и линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.
Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине Х в., когда Аhарон Бен-Меир, глава иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Саадии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией.
Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной[2].
После эпохи гаонов и до настоящего времени
Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и Ашкеназ). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.
Во многих странах в Средневековье и позже делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи (хахам-баши) и в других странах. Наполеон I во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.
В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - Ваад четырёх стран.
С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.
В некоторых странах современного мира (Великобритания, Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому теоретически должны подчиняться в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин. Однако на практике такое подчинение является чисто добровольным, и каждый раввин сам решает, какому раввинскому автортету он хочет подчиняться.
Подробнее см. ниже
Религиозные титулы и их значения
"ХаЗаЛь"
Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют собирательно мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к пост-талмудическим мудрецам.
Раввин
Базовый религиозный титул в иудаизме, показывающий религиозное образование и компетентность в применении религиозного законодательства - галахи.
Сравнительная квалификация - см. ниже даян
Титулы "рабби" и "рав"
До I в.н.э. еврейские мудрецы обходились без титулов, так они и упомянуты в Мишне - по именам. Далее появился титул рабби, в Вавилоне - рав. См. подробнее Раввин, Смиха.
Гаон
Гаон - титул глав еврейства Страны Израиля, Вавилонии и Египта в VI-XI вв.
В современном иудаизме так в переносном смысле называют особо одарённых раввинов, в основном в среде харедим. Этот титул показывает личное уважение, он не является раввинским званием. (Им также называют Виленского Гаона)
Даян
Даян - член раввинского суда. Сравнительное достоинство титулов "рав" и "даян" было различным в различных общинах и в различные эпохи.
Сегодня "просто раввин" имеет квалификацию применения галахи в отношении "объектов" (вопросы кашрута, субботы, Богослужения и т.д.), а "даян" - имеет дополнительную квалификацию и право решать споры в отношении людей (гражданское и семейное право).
Посек
К поским причисляют выдающихся раввинов, наиболее авторитетных фигур в мире галахи, которые наделяются правом не только применять уже существующую галаху, но и создавать ее, т.е. принимать прецедентные решения по новым возникающим проблемам.
В современном иудаизме получение этого звания не формализовано, им наделяются те религиозные авторитеты, мнение когорых готовы признавать многие другие раввины.
При этом посек одного из направлений (литваки, хасиды, сефарды, религиозные сионисты) далеко не всегда является авторитетным и признаваемым для сторонников другого направления.
Иерархия религиозных авторитетов в современном религиозном обществе
Сегодня в ортодоксальном еврейском мире нет единых религиозных авторитетов, а в каждом направлении признаются свои религиозные авторитеты. При этом по некоторым вопросам, не затрагивающим идеологических разногласий (или при нахождении компромисса) решения могут приниматься авторитетами нескольких направлений совместно.
Сегодня можно выделить следующие основные направления в ортодоксальном иудаизме: хасиды, литваки, харедимные сефарды и религиозные сионисты.
Титул "Ребе" в хасидизме
Ребе (рабби) - глава хасидского "двора", ветви хасидизма. Авторитет ребе неоспорим среди хасидов его "двора". Все хасидские ребе (из не враждующих между собой дворов) имеют одинаковый авторитет среди хасидов в общих вопросах религиозной жизни всего хасидского мира. Среди ортодоксов-нехасидов (литваки, восточные евреи, религиозные сионисты и пр.) авторитет конкретного ребе зависит от его личной харизмы и познаний в галахе.
Титул "Адмор"(сокращение от "Адонейну морейну рабейну" - "наш господин, учитель и рав") равнозначен титулу "Ребе".
Сегодня в Израиле хасидский мир в целом объединен в партию "Агудат Исраэль", при которой также есть "Совет мудрецов партии Агудат Исраэль", объединяющий лидеров главных хасидских направлений.
Титул "Гадоль" в "литовском" иудаизме
Букв."Руководитель поколения". Этот титул применяется внутри литовского направления иудаизма и означает высших духовных авторитетов для этой общины.
В Америке с 1940-х гг. и до 1986 г. им считался рав Моше Файнштейн.
В Израиле до 1953 г. это был Хазон Иш, в 1980-90-х гг. р. Э.М.Шах, в 2000-х гг. рав Й.Ш. Эльяшив.
Руководство литваков связано в Израиле с движением и политической партией Дегель hа-Тора, при которой имеется Совет мудрецов.
Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе
В сефардском обществе разделение на "харедим" и "религиозных сионистов" не такое резкое, как в ашкеназском.
Ришон ле-цион, буквально "первый в Сионе", титул верховного раввина Израиля (а до создания государства — Эрец-Исраэль) от сефардов и восточных еврейских общин. Должность Ришон ле-Циона была узаконена турецкими властями в 1842 г., и звание хахам-баши, которое ранее носил лишь главный раввин Османской империи в Стамбуле, стало добавляться и к титулу Ришон ле-Циона (добавление было отменено с начала британского мандата). До смерти Б.М.Х. Узиэля (1953) пребывание на посту Ришон ле-Циона было пожизненным, но далее каденция обоих Главных раввинов была ограничена 10 годами. Следующими Ришон ле-Цион были Ицхак Ниссим и Овадья Йосеф. В 1983 г. эту должность занял Мордехай Элияhу, в 1993 - Элияhу Бакши Дорон, а в 2003 - Шломо Амар.
Титул Ришон ле-Цион остается в силе пожизненно, даже после ухода с поста Главного сефардского раввина.
В сефардском обществе разделение на "харедим" и "религиозных сионистов" не такое резкое, как в ашкеназском, и партия ШАС объединяет не только харедимные, но частично и сионистские и в большом количестве "традиционалистские" (т.е.полу-религиозные) сефардские круги. Духовное руководство с 1970-х гг. и до сего дня принадлежит раву Овадье Йосефу. При ШАС также есть Совет мудрецов Торы.
Система авторитетов в религиозном сионизме
Религиозный сионизм является наиболее разнородной группой среди ортодоксальных групп Израиля.
Духовные лидеры религиозного сионизма формально не носят специальных титулов.
С 1921 г. (основание р.А.И. Куком Главного раввината) и до середины 1980-х гг. Главный раввинат Израиля считался галахическим авторитетом для религиозного сионизма. Начиная с середины 1980-х гг., ввиду начала активного вмешательства харедим в назначение Главных раввинов, религиозный сионизм перестал признавать в них своих авторитетов.
Таким образом,
- С начала 20 в.и до середины 1930-х гг. главными авторитетами религиозного сионизма были р.А.И. Кук и р. Я. Меир,
- далее до середины 1950-х гг. р. И. Герцог и р. Б.М.Х. Узиэль, а также р.Я.М. Харлап и р. Д. Коhен ("Назир"),
- до 1980-х гг. р. Ш. Горен, р. Х.Д.hа-Леви и р. Ц.И. Кук, а в Америке р.Й.Д. Соловейчик
- далее до середины 2000-х гг.р. А.Э. Шапира и р. М. Элияhу.
- Сегодня в религиозно-сионистском обществе наиболее авторитетными считаются р. Яаков Ариэль, р. Д. Лиор, р. Х. Друкман и р. Ш. Элияhу.
Профессиональные звания
Должности, существующие в еврейских общинах: рав, меламед, шохет, бодек, моhель, парнас, габай, балан, баал-крия. Многие из этих должностей были почётными, поэтому их названия иногда функционировали как титулы. Занимать эти должности (кроме баланит) могли только мужчины.
От названия этих должностей образованы соответствующие еврейские фамилии.
Примечания
- ↑ Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху