Унтерман, Исер Йеhуда
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |УРОВЕНЬ=1 |КАЧЕСТВО= |АВТОР1= |АВТОР2= |АВТОР3= |ВИКИПЕДИЯ…»)
Следующая правка →
Версия 14:01, 17 марта 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
17/03/2011 | |
Унтерман, Исер Йеhуда (19 апреля 1886 , Бриск - 26 января 1976, Иерусалим) - лидер движения Мизрахи и второй ашкеназский главный раввин государства Израиль. Лауреат премии Рава Кука по религиозной литературе в 1954 г .
Биография
Родился у Элияhу и Шейны, жителей Бриска. В детстве считался вундеркиндом, учился с местным раввином и даяном Симхой Зелигом Ригером. В 1898 году, в возрасте 12 лет, был приглашен в качестве одного из основателей ешивы Анаф Эц Хаим в Мельце, которую возглавлял раввин Залман Сендер Кахана Шапира. Временно переехал в иешиву Мир, но вернулся и стал одним из лучших учеников раввина Шимона Шкопа. После свадьбы с Рахель-Леей Елиной учился колеле ешивы Воложина, где он также был посвящён в раввины равом Рафаэлем Шапиро, главой ешивы. Во время учебы в Воложине раввин Унтерман открыл ешиву в соседнем городе Вишнева, а также служил раввином в ряде общин в Литве и Беларуси, в т.ч. в Могиляне и Амстивове. После Первой мировой войны служил раввином Лонгавале, а затем был раввином Гродно. Раввин Унтерман был сионистом и был среди наиболее важных раввинов, которые поддержали движение Мизрахи. В 1922 году, на третьей Конференции Мизрахи, которая прошла в Польше, раввин Унтерман произнёс речь против плана Уганды. Среди прочего он сказал следующее:
"Я не сторонник сионизма, основанного на отрицании бедности и тягот в изгнании. Такой сионизм может привести к пустой идее создать еврейское государство в Уганде. Сионизм нуждается в душе, духовной основе и традиции многих поколений".
В 1923, под влиянием рабби Хаима Озера Гродзинского, лидера литовского еврейства, раввин Унтерман переехал в Англию и служил раввином Ливерпуля. Раввин Унтерман быстро преодолел языковой барьер и стал движущей силой в еврейской общине. Он установил зонтичную организацию для еврейских общин в области, завозил учеников из Европы, чтобы поддержать местные ешивы, и сформировал "академию Талмуд-Тора" в Ливерпуле.
Во время Второй мировой войны, раввин Унтерман работал для благо еврейских беженцев из Германии, а Англия в то время считала их подданными вражеского государства. Он с риском для себя посещал их в местах их заключения и поощрял к этому членов своей общины в местах, где они укрывались.
После смерти рабби Моше Авигдора Амиэля в 1946, раввин Унтерман был назначен Ашкеназским раввином Тель-Авива. Сначала он отказался ехать в Эрец-Исраэль в счет квоты сертификатов, полученных от британских властей, и тогда ему была выдана специальная виза для иммиграции в качестве "британского специалиста-раввина".
В Тель-Авиве раввин Унтерман основал колель "Шевет Йеhуда" и написал различные респонсы и статьи. Основные респонсы он собрал в своей книге: "Шевет Йеhуда". Вместе с главным сефардским раввином, Яковом Моше Толедано, он создал Специальный суд по вопросам агунот.
Раввин Unterman также служил даяном в Главном раввинском суде, в 1955 году был избран в Совет Главного раввината. 16 марта 1964 он был избран главным ашкеназским раввином Израиля с перевесом в один голос по сравнению с равом Гореном. В этой должности он служил до 1972, затем проиграл выборы раввину Шломо Горену, что было расценено им как отстранение от должности.
Раввин Унтерман скончался около 4 лет спустя, и в его честь были названы улицы в Тель-Авиве, Иерусалиме и Петах Тикве. У него и Рахель-Леи Елиной было семеро детей. Один сын, Барух, занимал должность директора университета Бар - Илан. Одна из внучек, Рива Ман, рассказывала о его терпимости: несмотря на то, что она не соблюдает заповеди Торы, дедушка "любил ее без всяких условий"
Его галахические решения
Раввин Унтерман был литовским знатоком Торы в классическом смысле. Он находился под сильным влиянием своего учителя р. Шимона Шкопа. Его лекции и его респонсы включали обсуждение юридической логики и использование логических средства, которые характерны для его наставника. Однако, в отличие от рабби Шимона Шкопа, раввин Унтерман также рассматривал вопросы, актуальные для современной галахи (большинство из которых актуальны и сегодня), например, подъём на Храмовую гору, брачные запреты, заповеди, связанные со Страной Израиля, призыв девушек в Цаhаль (занимал по этому вопросу устрожающую позицию, утверждая, что это запрещено) и многие другие.
По сравнению с другими ортодоксальными раввинами того периода, православные , раввин Unterman считался неустанные либеральной и его позиция относительно гибким. Например: Что касается женщины рукопожатие раввин Unterman сказал, что это разрешено и даже использовали его из уважения к людям [5] . Другим примером является подход, который делает его легким для получения советских иммигрантов живут, они написали [6] : "Там уменьшить это напряжение, когда вы не можете вмешиваться в любой способ предотвратить иностранных иммигрантов и сыны Израилевы ... должен вести себя в тех, которые требуют правового ящики Торы будет нежным и понимания, учитывая то, что случилось с этими братьями и их духовных страданий." Возобновляемые галахические вопросы также рассматриваются технологические и научные аспекты, его подход как правило, содействовать, например, в отношении трансплантации органов: изначально верили в раввин Unterman (как и большинство органов власти на время), что не должно, но, узнав, что можно определить момент смерти неопределенным научной основе, допускается по пересадке органов и возобновляется аргумента для облегчения проблемы " запрещено удовольствия, чем мертв ", которые пришли с вопросами такого рода рассуждения, к настоящему времени власти [7] . Аналогичные вопросы также легко, он писал в ответ на статью раввин Katriel Фишел Tekoars вопрос Бар - Илан об использовании эмбриональных стволовых тайский [8] : Я получил письмо с я провел переговоры подробный вопрос, если я могу использовать словах настраиваемый удалены биопсии от матери Сарид неразорвавшихся снарядов упал их и заставлял их самостоятельно животных медицинских потребностей детей; пустыне РФ я вижу, что обсуждает этот вопрос со значительным раввины согласились их разрешения. так что я сообщить вам, что после семинара об этом я согласен разрешения (выделено в оригинале), что дальнейшие научные исследования материал для медицины и больницы. и так далее. " Раввин Unterman высказал мнение, что читать Халлел на День Независимости , а потому, что у нас нет полномочий, чтобы определить мудрецов новых благословений, он колебался, следует ли благословит до похвалы называется королевы, то есть упоминания имени. С другой стороны в день Иерусалим утверждал, что раввин Unterman сказал Гиллель называют Королевой Великобритании за праздник для выхода из смерти в жизнь [9] . Однако, раввин Unterman говорит, что первый День Независимости Иерусалим на следующий день после Дня Независимости и Йом выражает человеческое чудо воскресения Провиденс Иерусалиме.