Религиозные титулы и их градация в иудаизме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 4: | Строка 4: | ||
== Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме == | == Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме == | ||
- | + | === В библейские и мишнаитские времена === | |
Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна: | Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна: | ||
<blockquote> | <blockquote> | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_820.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.]</ref>. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников. | В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_820.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.]</ref>. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников. | ||
- | + | === В талмудические времена === | |
Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион ([[Санhедрин]]). В разное время решающий голос в нём имели [[фарисеи]] и [[саддукеи]]. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов ([[смиха]]) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать [[еврейский календарь]]. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались [[рабби]], а получившие звание мудреца в Вавилонии - [[рав]]. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией. | Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион ([[Санhедрин]]). В разное время решающий голос в нём имели [[фарисеи]] и [[саддукеи]]. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов ([[смиха]]) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать [[еврейский календарь]]. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались [[рабби]], а получившие звание мудреца в Вавилонии - [[рав]]. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией. | ||
У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры. | У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры. | ||
- | После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря. | + | После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были [[гаон]]ы. |
+ | === Календарная полемика === | ||
+ | После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление [[Еврейский календарь|календаря]]. | ||
+ | |||
+ | Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского [[гаон]]ата издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания [[Саадия Гаон|Са‘адии Гаона]] (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной<ref>[http://eleven.co.il/article/11929#03 Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху]</ref>. | ||
+ | |||
+ | === После эпохи гаонов === | ||
+ | |||
+ | Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и [[Ашкеназ]]). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти. | ||
- | + | Во многих странах в Средневековье делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи ([[хахам-баши]] и в других странах). [[Наполеон|Наполеон I]] во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства. | |
- | + | В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - [[Ваад четырёх стран]]. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений. | |
- | + | В некоторых странах современного мира (Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому подчиняются в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин. | |
- | + | == Религиозные титулы и их значения == | |
- | + | === "ХаЗаЛь" === | |
- | + | Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к постталмудическим мудрецам, называя их собирательно. | |
- | + | === Раввин === | |
- | + | {{main|Раввин}} | |
- | + | ||
=== Титулы "рабби" и "рав" === | === Титулы "рабби" и "рав" === |
Версия 14:53, 2 марта 2011
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
Содержание |
Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме
В библейские и мишнаитские времена
Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им[1]. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
В талмудические времена
Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион (Санhедрин). В разное время решающий голос в нём имели фарисеи и саддукеи. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов (смиха) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать еврейский календарь. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались рабби, а получившие звание мудреца в Вавилонии - рав. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры.
После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были гаоны.
Календарная полемика
После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.
Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной[2].
После эпохи гаонов
Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и Ашкеназ). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.
Во многих странах в Средневековье делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи (хахам-баши и в других странах). Наполеон I во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.
В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - Ваад четырёх стран.
С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.
В некоторых странах современного мира (Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому подчиняются в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин.
Религиозные титулы и их значения
"ХаЗаЛь"
Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к постталмудическим мудрецам, называя их собирательно.
Раввин
Титулы "рабби" и "рав"
Первые авторитеты обходились без титулов, и так они и зафиксировались в Талмуде - по именам
Далее "рабби"
в Вавилоне - "рав"
Период Гаонов (7-10 вв.)
Термин "Гаон" - Что означает, когда используется
До этого (в 4-6 вв.) две традиции - Вавилонская (в Новоперсидском Царстве) и Эрец-исраэльная (в Римской Империи) существуют раздельно, и почти нет взаимодействия. В эпоху Гаонов взаимодействуют и конфликтуют, вавилонская побеждает. Поэтому для последующих поколений Гаоны - полнстью авторитеты.
Образное использование термина Гаон в последующие эпохи
От 11 до 18 вв.
Это эпоха Ришоним и первая половина эпохи Ахроним
Единый титул "рабби".
"Даян" - должность, а не титул
Региональные авторитеты.
С конца 18 в. и по настоящее время
С конца 18 в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма свои авторитеты, и система титулов различается.
Титул "рав" ("рабби")
является общим для всех направлений
кем и как присваивается
Уровень "рав города"
кем и как присваивается
Титул "даян"
кем и как присваивается
Статус "посек"
когда возник, что означает, кем и как присваивается
Титул "Ребе" в хасидизме
когда возник, что означает, кем и как присваивается
Титул "Гдоль" в литвакском иудаизме
идентично "посек hа-дор"?
когда возник, что означает, кем и как присваивается
Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе
когда возник, что означает, кем и как присваивается
Система авторитетов в религиозном сионизме
что есть на сегодня
Статус Главного раввината Израиля
является официальным авторитетом для гос. аппарата.
Создан сионистами.
но последние выборы контролируется харедим
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>