Религиозные титулы и их градация в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
(Степени централизации религиозного авторитета в иудаизме)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
{{Начало_работы}}
{{Начало_работы}}
-
'''Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической переспективе, так и сегодня.'''
+
Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
-
== Централизация и де-централизация религиозного авторитета в  иудаизме==
+
== Централизация и де-централизация религиозного авторитета в  иудаизме ==
 +
 
 +
Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
 +
<blockquote>
 +
Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
 +
</blockquote>
 +
В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_820.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.]</ref>. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
 +
 
 +
Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион ([[Санhедрин]]). В разное время решающий голос в нём имели [[фарисеи]] и [[саддукеи]]. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов ([[смиха]]) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать [[еврейский календарь]]. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались [[рабби]], а получившие звание мудреца в Вавилонии - [[рав]]. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
 +
 
 +
У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры.
 +
 
 +
После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.
 +
 
 +
Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной<ref>[http://eleven.co.il/article/11929#03 Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху]</ref>.
-
* До конца 3 в. н.э. существует единый центр ([[Санhедрин]]).
 
* В 4-10 вв. существуют два центра Вавилонский и Эрец-Исраэльный (в 4- нач 7 вв. они в  Новоперсидском Царстве и в Римской Империи, далее оба в Исламском Халифате). Постепенно единственным ведущим центром становятся Гаоны Вавилонии.
* В 4-10 вв. существуют два центра Вавилонский и Эрец-Исраэльный (в 4- нач 7 вв. они в  Новоперсидском Царстве и в Римской Империи, далее оба в Исламском Халифате). Постепенно единственным ведущим центром становятся Гаоны Вавилонии.
* Начиная с 10 в. - независимые (от Гаонов) центры на Западе (Магриб, позже Испания и [[Ашкеназ]]).
* Начиная с 10 в. - независимые (от Гаонов) центры на Западе (Магриб, позже Испания и [[Ашкеназ]]).

Версия 14:12, 2 марта 2011


Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.

Содержание

Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме

Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:

Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).

В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им[1]. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.

Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион (Санhедрин). В разное время решающий голос в нём имели фарисеи и саддукеи. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов (смиха) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать еврейский календарь. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались рабби, а получившие звание мудреца в Вавилонии - рав. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.

У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры.

После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.

Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной[2].

  • В 4-10 вв. существуют два центра Вавилонский и Эрец-Исраэльный (в 4- нач 7 вв. они в Новоперсидском Царстве и в Римской Империи, далее оба в Исламском Халифате). Постепенно единственным ведущим центром становятся Гаоны Вавилонии.
  • Начиная с 10 в. - независимые (от Гаонов) центры на Западе (Магриб, позже Испания и Ашкеназ).
  • В 11-18 вв. - центры только регионального уровня.
  • С конца 18 в. и по настоящее время - у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма свои авторитеты.

Период Мудрецов Талмуда (до 7 в. н.э.)

Термин "ХаЗаЛь"

Что означает, когда используется

авторитетнее всех последующих

Понятие "Смиха"

  • когда было, что означало, какие вопросы давало право решать.
  • когда перестало существовать.
  • что этот термин означает сегодня

Титулы "рабби" и "рав"

Первые авторитеты обходились без титулов, и так они и зафиксировались в Талмуде - по именам

Далее "рабби"

в Вавилоне - "рав"

Период Гаонов (7-10 вв.)

Термин "Гаон" - Что означает, когда используется

До этого (в 4-6 вв.) две традиции - Вавилонская (в Новоперсидском Царстве) и Эрец-исраэльная (в Римской Империи) существуют раздельно, и почти нет взаимодействия. В эпоху Гаонов взаимодействуют и конфликтуют, вавилонская побеждает. Поэтому для последующих поколений Гаоны - полнстью авторитеты.

Образное использование термина Гаон в последующие эпохи

От 11 до 18 вв.

Это эпоха Ришоним и первая половина эпохи Ахроним

Единый титул "рабби".

"Даян" - должность, а не титул

Региональные авторитеты.

С конца 18 в. и по настоящее время

С конца 18 в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма свои авторитеты, и система титулов различается.

Титул "рав" ("рабби")

является общим для всех направлений

кем и как присваивается

Уровень "рав города"

кем и как присваивается

Титул "даян"

кем и как присваивается

Статус "посек"

когда возник, что означает, кем и как присваивается

Титул "Ребе" в хасидизме

когда возник, что означает, кем и как присваивается

Титул "Гдоль" в литвакском иудаизме

идентично "посек hа-дор"?

когда возник, что означает, кем и как присваивается

Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе

когда возник, что означает, кем и как присваивается

Система авторитетов в религиозном сионизме

что есть на сегодня

Статус Главного раввината Израиля

является официальным авторитетом для гос. аппарата.

Создан сионистами.

но последние выборы контролируется харедим


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация