Карком (гора)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) (→Расположение и физические характеристики) |
Architect1 (Обсуждение | вклад) (→Расположение и физические характеристики) |
||
Строка 51: | Строка 51: | ||
Смысл арабского названия не ясен: корень слова может относиться к слову "Ид" (праздник), и к слову "адид" (многочисленный, многий). | Смысл арабского названия не ясен: корень слова может относиться к слову "Ид" (праздник), и к слову "адид" (многочисленный, многий). | ||
- | Гора расположена в южном [[Негев | + | Гора расположена в южном [[Негев]]е на северной стороне реки [[Паран]]. Гора Карком - это горст (приподнятый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений), состоит из осадочных пород мела эпохи эоцена. |
Длина горного хребта составляет 4,5 км. ширина 1 км. Подъем на гору довольно сложен - это обусловлено тем что стороны горы отвесные и вздымаются на 300 метров над окрестностями, а сама же гора находится на уровне 850 метров над уровнем моря. | Длина горного хребта составляет 4,5 км. ширина 1 км. Подъем на гору довольно сложен - это обусловлено тем что стороны горы отвесные и вздымаются на 300 метров над окрестностями, а сама же гора находится на уровне 850 метров над уровнем моря. |
Версия 22:11, 27 февраля 2011
Регулярная статья | |
Спивак Евгений | |
11 февраля 2011 | |
hар-Карком | |
Координаты: | |
---|---|
Гора Карком (иврит הר כרכום) (ар. Джебель Айдида) - гора, расположенная на територии северного Негева. По мнению проф. Эмануэля Анати она является библейской горой Синай. Данная теория отрицается большинством израильских археологов.
Содержание |
Расположение и физические характеристики
Смысл арабского названия не ясен: корень слова может относиться к слову "Ид" (праздник), и к слову "адид" (многочисленный, многий).
Гора расположена в южном Негеве на северной стороне реки Паран. Гора Карком - это горст (приподнятый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений), состоит из осадочных пород мела эпохи эоцена.
Длина горного хребта составляет 4,5 км. ширина 1 км. Подъем на гору довольно сложен - это обусловлено тем что стороны горы отвесные и вздымаются на 300 метров над окрестностями, а сама же гора находится на уровне 850 метров над уровнем моря.
Там же берет свое начало река Карком, которая позже делится на более мелкие ручьи.
Археологические находки
Большинство археологических находок на горе были обнаруженны профессором Анати в ходе археологических раскопок от имени Центра исследования древней истории Камуно, основанного им же, который находится в Валь-Камоника в Италии. Найдены артефакты эпохи палеолита, хальколита, ранней бронзы и начала средней бронзы. В районе найдены около 40 000 наскальных изображений, а также антропоморфные статуэтки. На горе находятся более 200 мест эпохи палеолита. Найдены кремнёвые орудия африканского типа, сделанные из местного кремня, эпохи раннего и среднего палеолита. Видимо, гора лежала на пути миграций палеолитических людей из Африки в Азию.
Анати считает, что возраст святилища, найденного в 1992 - 30 000 лет. Оно состоит из сорока больших камней естественной формы, поднятых на вершину горы. На земле на площади 400 кв.м. найдены 220 других камней, а также места погребения. У подножия горы найдены следы жилищ и стоянок. Согласно Анати, в упомянутое время гора использовалась как место интенсивного культового служения до 3 тысячелетия до н.э.
Карком - библейская гора Синай?
Профессор Анати выдвинул теории по которой гора Карком является библейской горой Синай. Он проводит параллели между археологочискими находками и библейской историей получения Торы у горы Синай. Вот несколько его доводов в пользу его теории:
Карком как место стоянки и жительства древних людей
Гора Карком считалась святым местом еще в 4000 до н.э., в то время люди строили жилища у подножия горы, но не многие поднимались на вершину для совершения религиозных обрядов. Анати проводит параллель со стихом из книги Исход в ,котором упоминается запрет на подъем на гору "и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти" (Исход 19;12)
Также, заселенность местности более высока чем в других областях Негева или пустыни Синай, несмотря на малочисленные источники воды.
Анати утверждает, что когда Сыны Израиля пришли к подножию горы они были там не одни. Танах намекает нам на это в стихе "Моисей пас овец у Итро, тестя своего, священника Мидьянского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хореву"(Исход 3:1). Из стиха мы узнаем, что была традиция называть гору Божией еще до того как Моше первый раз взошел на нее. Описанная гора находилась на землях мидьян, и видимо была священной для разных племен пустыни, таких как мидьяне, амалеки и т.д.
Профессор Анати видит связь между этим данными и местом стоянки у подножия горы.
Месторасположение горы Карком
Были выдвинуты множество теорий по поводу маршрута исхода евреев из Египта, но не один их них не проходит через Карком. Большинство ученных, отталкиваясь от библейского описания в книгах Исход и Левит, определили местоположение библейской горы Синай как север полуострова Синай.
Профессор Анати предложил новый маршрут выхода из Египта, который проходит через Карком. По мнению Анати возможно воссоздать маршрут из земли Гошен к горе Синай с определенной мерой точности.
В книге Второзаконие (1:2) написано: "в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадеш-Барнеа ". Анати просчитал что на дороге к горе Карком есть 10 колодцев на расстоянии 10-15 километров друг от друга. Это приблизительно то расстояние которое может пройти за день большая группа людей с возможностью пополнить запасы воды. Таким образом если считать гору Карком горой Синай то дорога к ней займет ровно 11 дней как и указанно в Танахе.
По библейскому описанию гора Синай располагается между двух пустынь – Цин и Паран и между землями амалеков и мидян. В истории Моше в стране мидян гораСинай находится на краю мидянских пастбищ по дороге между жилищем Итро и Египтом. Карком единственный среди конкурентов называться библейской горой Синай подходит под данное географическое описание.
Наскальные рисунки
При раскопках были обнаружены более 40000 наскальных рисунков. Это самое большое подобное местонахождение наскальных рисунков на всей территории Негева и пустыни Синай. Некоторые из рисунков напоминают библейские сцены и намекают на веру в единого Бога.
Изображения скорпионов, ящериц и змей Анати относит к отрывку из Второзаконие "Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной" (8:15)
Дополнительные доводы
У подножия горы найдены 12 монументов расположенных в два ряда по 6 в каждом. Также недалеко от них, к северу, был найдена площадка с каменной платформой. По мнению профессора Анати, эти 12 монументов символизируют 12 колен Израиля, а каменная платформа является жертвенником. Анати в своем утверждение отталкивается от отрывка из книги Исход: "И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу" (24:4-5).
На вершине горы находится грот, для гор полуострова Синай явление очень редкое. Он мог служить природным убежищем для Моше, упомянутым в книге Исход: "И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду"(33:21-22).
Кроме того на горе найдены следы древнего святилища с частично сохранившимся жертвенником, его Анати относит к отрывку из Исхода: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе"(25:40) и к "Сделай его пустой внутри, досчатый: как показано тебе на горе, так пусть сделают " (27:8).
Противники теории Анати
Большинство ученых не принимают точку зрения профессора Анати о местоположение библейской горы Синай.
Проблематичность теории Анати в том, что Исход из Египта принято относить к 13 веку до н.э., а находки, подтверждающие теорию Анати, относятся ко второму, третьему и даже четвертому тысячелетию до н.э.
Анати считает, что принятая датировка Исхода неправильна. По его мнению Исход из Египта относится к третьему тысячелетию до н.э. и он приводит несколько доводов в пользу этой теории. Например в истории о праотцах он видит отражение периода полукочевников, которые занимались в основном скотоводством на плодородных территориях и как раз в это время Яаков со своей семьей переселяется в Египет. Однако, сложно представить такое возможным, так как в то время правила 6 династия фараонов, которая вела политику, при которой чужаки не могли бы поселится на столь плодородной земле.
Кроме того, Анати утверждает что во всей восточной части Синая и южной части Негева нет находок указывающих на человеческое присутствие в течение 13-14 веков до н.э., с другой стороны есть различные археологические находки указывающие на разнообразную деятельность в бронзовом веке, а именно примерно в 3 тысячелетии до н.э.
Известный израильский археолог Исраэль Финкельштейн выступил резкой критикой данной теории. Он подчкеркивает, что принятая датировка появления еврейских племен в Ханаане опирается на многочисленные данные почерпнутые из археологических раскопок и академических исследований, которые накапливались в течение многих лет, и такое радикальное изменение о датировке, которое предлагает Анати,совершенно необосновано.
Финкельштейн утверждает, что в Танахе, в книге Исход, упоминаются различные топонимы во время исхода из Египта, но из всех топонимов с точностью можно идентифицировать лишь два из них: Эцион гевер (около Эйлата) и Кадеш Барнеа (Эйн Кодерет). Все остальные топонимы указанные в Танахе сегодня не представляется возможным идентифицировать. Кроме того нельзя полагаться даже на современные названия местности, по которым определились эти два топонима, так как в пустыне на протяжении всей истории не было постоянного и непрерывного поселения. Более того, Финкельштейн утверждает что танахический текст был составлен сотни лет после того как история описанная в нём произошла, и поэтому мы не можем относиться к истории описанной в Танахе как к точному историческому описанию.
Доказательства профессора Анати, по мнению Финкельштейна, основываются более на его вере, нежели на археологических данных. Сосредоточение археологических находок на Каркоме не единственное в своем роде – другие скопления находок в таком же объеме были найдены в различных частях Негева.
Что касается датировки наскальных рисунков, Финкельштейн также не согласен с Анати – он указывает на то что невозможно указать точную дату опираясь только лишь на сами рисунки и на патину на камне, ведь есть еще дополнительные данные, которые нужно учитывать, например микроклимат.
После того как опровергнем малоубедительные доказательства, точно утверждать мы можем лишь, то что в Негеве есть горный хребет с относительно большим скоплением древних поселений, чем в других горных местностях в его окрестностях, и то что Карком отличается от остальных гор Негева большим количеством наскальных рисунков.
Источники
- Википедия на иврите
- История религии
- Маршрут прогулки по Каркому
- Сайт Проф. Анати о горе Карком
- Выставка наскальных рисунков гоы Карком
- Секреты горы Карком מתוך אתר ynet
- Статьи об Израиле