Бейт Гуврин-Мореша - национальный парк
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Spivach (Обсуждение | вклад) (→Елевферополь) |
Spivach (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | + | ||
Бейт Гуврин - это национальный парк,раскинувшийся на территории 5000 тысяч квадратных километров. На его территории находятся пещеры,в которых обнаружены многие археологические находки.<ref>[http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%92%D7%95%D7%91%D7%A8%D7%99%D7%9F_-_%D7%9E%D7%A8%D7%A9%D7%94 Википедия на иврите]</ref> | Бейт Гуврин - это национальный парк,раскинувшийся на территории 5000 тысяч квадратных километров. На его территории находятся пещеры,в которых обнаружены многие археологические находки.<ref>[http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%92%D7%95%D7%91%D7%A8%D7%99%D7%9F_-_%D7%9E%D7%A8%D7%A9%D7%94 Википедия на иврите]</ref> | ||
- | == История == | + | == История поселения == |
+ | |||
+ | В разные периоды истории город имел несколько названий и несколько раз разрушался. | ||
+ | |||
=== Мареша === | === Мареша === | ||
- | Мареша(ивр.מָרֵאשָׁה, מָרֵשָׁה) древний город на юге области Шфела. Входил в надел колена Иехуды (ИбН. 15:44; I Хр. 2:42; 4:21). Царь Рехав‘ам укрепил город (II Хр. 11:5–12) с целью охраны дороги Иерусалим—Лахиш. Его внук, царь Аса, разбил под Марешой некоего Зераха ха-Куши (Зераха Эфиопа; II Хр. 14:8,9 и далее), историческая идентификация которого спорна. Из Мареши происходили пророки Эли‘эзер бен Додаваху (II Хр. 20:37) и, возможно, Миха (1:1, 14–15). | + | Мареша(ивр.מָרֵאשָׁה, מָרֵשָׁה) древний город на юге области Шфела. Входил в надел колена Иехуды (ИбН. 15:44; I Хр. 2:42; 4:21). Царь Рехав‘ам укрепил город (II Хр. 11:5–12) с целью охраны дороги Иерусалим—Лахиш. Его внук, царь Аса, разбил под Марешой некоего Зераха ха-Куши (Зераха Эфиопа; II Хр. 14:8,9 и далее), историческая идентификация которого спорна. Из Мареши происходили пророки Эли‘эзер бен Додаваху (II Хр. 20:37) и, возможно, Миха (1:1, 14–15)<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12633 электронная еврейская энциклопедия]</ref> |
+ | |||
+ | В 701 до н.э. после восстания Хизкияhу Мареша как и ряд других городов Иудеи, таких как Лахиш, Азека и Тель Годед, пострадал во время военного похода ассирийского царя Синаххериба. | ||
+ | |||
+ | В 6 веке до н.э. Цидкияhу, царь Иудеи, взбунтовался против вавилонского правления. В ответ, царь Вавилона, Навухданацор, захватил Иудею, разрушил Храм и изгнал евреев с их земли. Изгнанию подверглись и евреи Мареши. | ||
+ | |||
+ | После манифест Кира и возвращения из вавилонского пленения (536 до н.э.), Мареша не вошла в состав еврейской автономии так как после того как евреи оставили город в нем поселились эдумеи, которые до тех пор населяли район Арад и Бэер Шевской расщелины. По этой причине вся эта территория в персидский и эллинистический период (6-1 века до н.э.) называлась Эдомея. | ||
+ | |||
+ | Мареша была одним из значимых город Эдумеи. Со временм в городе начали поселятся финикийцы, а с завоевание Александра Македонского (332 до н.э.) и греки. Город рос и развивался под воздействием различных культур. | ||
+ | |||
+ | Во втором веке до н.э., во время восстания Хасмонеев, город стал штабом, из которого греки руководили подавлением еврейского мятежа. | ||
+ | |||
+ | В 112 году до н.э. хасмонейский правитель, Йоханан Гиркан, захватил Мареша и обратил в иудаизм его жителей. | ||
+ | Жители города сопротивлялись захвату и обращению к еврейству, на что хасмонеи дали жесткий ответ. Город потерял свой статус и жизнь в нем затихла. | ||
+ | |||
+ | При захвате, в 63 году до н.э. римлянами Хасмонейского царства, римский полководец Помпей, вернул Эдумее независимость.<ref>[http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%A8%D7%A9%D7%94 Википедия на иврите] </ref> | ||
+ | По сообщениям Иосифа Флавия, в 40 г. до н. э. город был разрушен парфянами.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=12633&query=%CC%C0%D0%C5%D8%C0 Электронная еврейская энциклопедия]</ref> | ||
+ | |||
=== Бейт Гуврин === | === Бейт Гуврин === | ||
Во время правления Ирода (37-4 до н.э.) Бей Гуврин унаследовал у Мареши звание столицы Эдумеи (Эдумея занимала территорию от юга Хеврона и Шфелы до Бэер Шевской расщелины и Арада). | Во время правления Ирода (37-4 до н.э.) Бей Гуврин унаследовал у Мареши звание столицы Эдумеи (Эдумея занимала территорию от юга Хеврона и Шфелы до Бэер Шевской расщелины и Арада). |
Версия 21:58, 23 февраля 2011
Регулярная статья | |
Спивак Евгений | |
20 февраля 2011 | |
Бейт Гуврин - это национальный парк,раскинувшийся на территории 5000 тысяч квадратных километров. На его территории находятся пещеры,в которых обнаружены многие археологические находки.[1]
Содержание |
История поселения
В разные периоды истории город имел несколько названий и несколько раз разрушался.
Мареша
Мареша(ивр.מָרֵאשָׁה, מָרֵשָׁה) древний город на юге области Шфела. Входил в надел колена Иехуды (ИбН. 15:44; I Хр. 2:42; 4:21). Царь Рехав‘ам укрепил город (II Хр. 11:5–12) с целью охраны дороги Иерусалим—Лахиш. Его внук, царь Аса, разбил под Марешой некоего Зераха ха-Куши (Зераха Эфиопа; II Хр. 14:8,9 и далее), историческая идентификация которого спорна. Из Мареши происходили пророки Эли‘эзер бен Додаваху (II Хр. 20:37) и, возможно, Миха (1:1, 14–15)[2]
В 701 до н.э. после восстания Хизкияhу Мареша как и ряд других городов Иудеи, таких как Лахиш, Азека и Тель Годед, пострадал во время военного похода ассирийского царя Синаххериба.
В 6 веке до н.э. Цидкияhу, царь Иудеи, взбунтовался против вавилонского правления. В ответ, царь Вавилона, Навухданацор, захватил Иудею, разрушил Храм и изгнал евреев с их земли. Изгнанию подверглись и евреи Мареши.
После манифест Кира и возвращения из вавилонского пленения (536 до н.э.), Мареша не вошла в состав еврейской автономии так как после того как евреи оставили город в нем поселились эдумеи, которые до тех пор населяли район Арад и Бэер Шевской расщелины. По этой причине вся эта территория в персидский и эллинистический период (6-1 века до н.э.) называлась Эдомея.
Мареша была одним из значимых город Эдумеи. Со временм в городе начали поселятся финикийцы, а с завоевание Александра Македонского (332 до н.э.) и греки. Город рос и развивался под воздействием различных культур.
Во втором веке до н.э., во время восстания Хасмонеев, город стал штабом, из которого греки руководили подавлением еврейского мятежа.
В 112 году до н.э. хасмонейский правитель, Йоханан Гиркан, захватил Мареша и обратил в иудаизм его жителей. Жители города сопротивлялись захвату и обращению к еврейству, на что хасмонеи дали жесткий ответ. Город потерял свой статус и жизнь в нем затихла.
При захвате, в 63 году до н.э. римлянами Хасмонейского царства, римский полководец Помпей, вернул Эдумее независимость.[3]
По сообщениям Иосифа Флавия, в 40 г. до н. э. город был разрушен парфянами.[4]
Бейт Гуврин
Во время правления Ирода (37-4 до н.э.) Бей Гуврин унаследовал у Мареши звание столицы Эдумеи (Эдумея занимала территорию от юга Хеврона и Шфелы до Бэер Шевской расщелины и Арада).
С арамейского, Бейт Гуврин (арам. בית גוברין) переводится как "Дом Мужей", мидраш говорит, что в окрестных пещерах жили великаны и поэтому город носит название Бейт Гуврин.
В годы восстания 66-70 годов (hамеред hагадоль)город был завоеван Веспасианом,который убил около 10000 тысяч его жителей. После захвата города в нём был установлен гарнизон по причине удобства его содержания в местных условиях.
Во времена Мишны и Талмуда в городе проживала большая еврейская община, из которой вышли многие знаменитые танаим и амораим. Со временем, процент еврейского населения Бейт Гуврина стал уменьшатся и постепенно еврейское поселение превратилось в римский город со смешанным населением. Для того чтобы евреи не покидали его Иегуда hаНаси в своем постановлении включил Бейт Гуврин в список городов, жители которых освобождены от уплаты десятины.
Во второй половине второго века в городе был посторен амфитеатр и акведуки, один из них ведёт к Хермону, а другой на протяжении дороги ведущей Шфелы к Иерусалиму.
В 200 году цезарем городу было присвоено звание полиса и изменено название на Елевферополь.
Елевферополь
Елевферополь (греч. Ελεφτερου´πολη — «свободный город»). Во времена Византийской империи (324-638) статус города растет, так же как и подвластная ему территория - от Беэр Шевской впадины до долины hаэла на севере и от Мёртвого моря на востоке до побережья на западе. В городе были возведены церкви и монастыри. О развитие города можно судить по Мадабской карте, на которой Елевферополь изображен как большой город окруженный стеной,а в нём несколько церквей и общественые здания.
В период исламского Халифата население и значимость города уменшились и вернулось старое название, но уже на арабский манер - Бейт Джубрин. [5]
Местные достопримечательности
Местный мягкий известняк сделал возможным строительство многочисленных пещер. Из него строили дома, а образовавшиеся пещеры в районе каменоломен использовали для хранения воды, как огромные холодные погреба, для выращивания голубей или для богатых захоронений. На сегодняшний день лишь малая часть многочисленных пещер открыта для посещения туристами.[6]
Комплекс колокольных пещер
Пещеры были вырыты в начале седьмого века н.э.. Сперва проделывалось отверстие в толще породы диаметром примерно около метра, а затем пещера расширялась вниз. Некоторые пещеры доходят до 25 метров, средняя высота пещер вообще 12-15 метров. В то время этот центр снабжал камнем и прибрежные города и всю свою округу. На стенах пещер найдены высеченные в толще породы несколько рисунков. Один из них символизирует крест, напоминающий крест тамплиеров, который позже просматривался и среди масонских символов. На сколько известно масоны – орден вольных каменщиков. В пещерах так же очень хорошая акустика, и уже ни раз в них проводились концерты камерной музыки. Которые уже традиционно проводятся там в период Пасхальной недели. В песне песен тоже упоминается это чудесное место – «и пошел голубей искать в Бейт-Гуврин, и добрел до Венеции из-за того, что писал: голубка моя на уступе скалы».
Польская пещера
Пещера представляет собой бывший колодец, который со временем превратили в голубятню, выдолбив в его стенах ячейки для птиц. В колодец спускается каменная лестница, вид с которой в низ в начале путешествия даже очень впечатляет. По середине колодца находятся остатки каменной колонны, которая подпирала свод в своё время. На Каменной колонне оставили знак польские солдаты, прибывавшие тут во время второй мировой войны. На столбе можно заметить надпись Варшава и Польша, а так же путеводительная брошюрка говорит, что там же начертан орёл, знак польской армии. Одна из первых пещер в начале маршрута Бейт Гуврин.
Колумбариум (Голубятня)
Пещера располагается под фундаментом какой-то постройки, имеет один вход официальный, с железной лестницей ведущий к спуску, и два не официальных, частично заваленных. Один из них находится слева от пещеры, по которому, приседая, можно добраться, до внутренней, большой пещеры, и спуститься в неё по маленькой железной лестнице. Второй неофициальный вход находится с лева и представляет собой не безопасный лаз, конец которого в той же большой пещере, слева от смотровой площадки. Пещера Колумбариум (дословно - место разведения голубей или иначе голубятня) самая большая и красивая в стране по утверждению ассоциации национальных парков. Пещера построена в форме двойного креста, что уже представляет интерес для археологов и людей, интересующихся историями различных знаков и символов. Пещера была вырыта ещё 300 лет до н.э., и ближе к концу того столетия перестала быть голубятней, и превратилась в склад. В пещере иметься более двух тысяч голубиных ячеек, и археологи подозревают, что их было гораздо больше. В окрестностях Мареша найдено 84 такие пещеры, и в них десятки тысяч голубиный ячеек. Похоже, что торговля голубиным мясом в то время процветала, а голубиный помёт использовали, по-видимому, для удобрения полей.
Пещера ванной комнаты
Пещера может спокойно носить название ванной комнаты. В ней расположены две маленькие ванные, сиденья для удобства моющихся. Человек, вливающий воду в ванные, находился в таком месте, откуда не видно моющегося, и видимо так соблюдались приличия. Пещерка маленькая, особого внимания не заслуживает, хотя и выставлена на общее обозрение, для познания быта людей живших в то время. В окрестностях Мареша, найдено более 20ти подобных ванных комнат.
Маслодавильный цех
Пещера представляет собой цех по производству масла, смежный с водным колодцем. Построенные в 300 - 200 года до н.э.. В пещере находились в своё время два пресса, с помощью которых производили оливковое масло, а так же некое подобие жернова для давки оливок. Этот маслинный цех, один из 22 цехов найденных в Мареша до сих пор. Осенью жители собирали оливки и на протяжении двух, трёх месяцев маслинный цех работал на протяжении почти всех суток, что бы достичь максимального результата. Сперва оливки мололи жерновом, а потом эту массу клали под пресс. Пресса имели специальные стоки, через которые масло стекало в специальные углубления, откуда его уже и набирали в кувшины.
Пещера жилого дома
Пещера находиться опять таки под жилым домом и включает в себя водные колодцы, большой колонный зал и если проникнуть вглубь колонного зала можно найти два лаза в продолжение которых есть ещё несколько залов, посещаемые возможно лишь пятью процентами посетителей. Наземная постройка раскидывается на площади в 150 квадратных метров, имеет небольшие стены, когда-то имела даже второй этаж. В одной из комнат дома был обнаружен клад, составляющий 25 монет. Старейшая из монет относиться к 113 веку до н.э.. Археологи предполагают, что дом был разрушен примерно в тот же год завоевателем Мареша, Ёхананом Гирканом I. В стенах колодца разрушенного дома нашли пробоину, ведущую в зал с колоннами про который уже писалось выше, а из него в ещё один колодец соседнего дома. Так вот в зале с колоннами, в самом дальнем углу есть лаз, через который можно попасть в ещё одно ответвление комнат проделанных в мягкой породе. Местами там видна кирпичная кладка тех времён. В самом дальнем ответвлении этих комнат есть маленькая комнатка с двумя углублениями, возможно очередная ванная комната. Место очень красивое, но имеет мало воздуха.
Жилой дом и подземная система переходов
Пещера представляет собой жилищный комплекс, в котором наряду с колодцами есть голубятня, ванная, и жилые комнаты. Долгий спуск вниз по каменной лестнице приводит вас к неописуемым видам этого подземного королевства.
Система сидонских захоронений
Пещера являет собой погребальную пещеру. Пещера принадлежала семейству Аполофанес, глава которого был правителем на протяжении тридцати трёх лет. Погребальная пещера многоразовая, если можно так выразиться. Дело в том, что усопших складывали в выдолбленные в стенах пещеры ячейки, и когда в ячейке оставался только скелет, ячейку освобождали для последующих усопших. Пещера эта по красоте своей может, пожалуй, сравниться с пирамидами фараонов. На стенках пещеры рисунки с изображениями зверей, рыб и птиц. В дальнем окончании пещеры в горе высечен как бы вход в греческий храм, он и является входом к последнему пристанищу Аполофанеса. Небольшая погребальная комнатка, вход к которой украшают кувшины, имеет ещё две смежные комнатки, построенные, наверное, для близких правителя.
Пещера музыкантов
Ещё одна сидонская, погребальная пещера, в дальней части которой рисунок музыкантов. Мужчина, играющий на двух дудках одновременно, и женщина, играющая на чём-то напоминающим арфу. По обеим сторонам пещеры высечены углубления для погребения. Система сидонских гробниц указывает на длинное пребывание сидонян в этой местности, а так же на территорию распространения их влияния.
Останки церкви святой Анны
Византийцы построили церковь в честь Анны, матери Девы Марии, которая как они утверждали, была рождена в Мареша. Церковь была разрушена арабами, и опять восстановлена крестоносцами, но после ухода крестоносцев вновь была разрушена, и на её месте основалась арабская деревня Бейт Джубрин. Которая в своё время была разрушена в 1948-49 годах во время войны за независимость. Сегодняшние развалины представляют собой половину купола высотой примерно 15-20 метров имеющего три больших окна. В каменных рамах остались отверстия от некогда стоявших там решёток. С двух сторон от купола остались остатки стен, по которым можно угадать размер здания.[7]
Примечания
- ↑ Википедия на иврите
- ↑ электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Википедия на иврите
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Википедия на иврите
- ↑ Статьи об Израиле
- ↑ *Причал - всё о туризме в Израиле
Источники
|
|
---|---|
Крепость Нимрод • Баниас • Ручей Снир • Тель Дан • Роща Таль • Ручей Аюн • Хула • Тель Хацор • Ахзив • Крепость Йехиам • Бар’ам • Ручей Амуд • Коразим • Капернаум • Иехудия • Гамла • Курси • Хамат Тверия • Эйн Афек • Ципори • Гора Кармель • Хай-Бар Кармель • Нахаль Меарот • Бейт-Шеарим • Тель Мегиддо • Кохав-ха-Ярден • Источник Харод • Ган-ха-Шлоша • Бейт Альфа • Бейт-Шеан • Ручей Таниним • Кесария • Ручей Александер • Себастия • Аполлония • Яркон • Эйн Прат • Сталактитовая пещера Сорек • Аква Белла • Кастель • Стены Иерусалима • Кумран • Иродион • Ашкелон • Бейт Гуврин • Эйнот Цуким • Древности Эйн-Геди • Эйн-Геди • Масада • Тель Арад • Туристический центр Арада • Эшколь • Тель Беер-Шева • Мамшит • Шивта • Могила Бен-Гуриона • Эйн Авдат • Авдат • Туристический центр Рамон • Хай-Бар Йотвата • Коралловый берег • Парк Тимна | |
Сайт Службы заповедников и национальных парков (англ.) (иврит) |