Шмуэль hа-Нагид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Служба при дворе берберских правителей)
(Служба при дворе берберских правителей)
Строка 10: Строка 10:
Ибн ал-Ариф, секретарь Абу ал-Аббаса, визиря [[Гранада|Гранады]], нанял Шмуэля hа-Нагида в качестве составителя деловых писем. Его ученость, безупречный стиль и почерк произвели на визиря столь сильное впечатление, что он рекомендовал халифу Хабусу, берберскому правителю [[Гранада|Гранады]], принять Шмуэля hа-Нагида на государственную службу.  
Ибн ал-Ариф, секретарь Абу ал-Аббаса, визиря [[Гранада|Гранады]], нанял Шмуэля hа-Нагида в качестве составителя деловых писем. Его ученость, безупречный стиль и почерк произвели на визиря столь сильное впечатление, что он рекомендовал халифу Хабусу, берберскому правителю [[Гранада|Гранады]], принять Шмуэля hа-Нагида на государственную службу.  
-
Он был назначен сборщиком налогов, затем (после смерти Ибн ал-Арифа) стал секретарем визиря, его личным помощником. В 1027 г. стал визирем, после чего гранадские евреи избрали его своим руководителем, а гаон Хай бен Шрира, глава [[Пумбедита|пумбедитской иешивы]], присвоил ему титул [[нагид]]а.  
+
=== Карьерный рост ===
 +
Он был назначен сборщиком налогов, затем (после смерти Ибн ал-Арифа) стал секретарем визиря, его личным помощником. В 1027 г. стал визирем, после чего гранадские евреи избрали его своим руководителем, а [[гаон]] Хай бен Шрира, глава [[Пумбедита|пумбедитской иешивы]], присвоил ему титул [[нагид]]а.  
После смерти халифа Хабуса (1038) два его сына, Бадис и Булуджин, повели борьбу за престол. Поддержав первого (вопреки мнению ряда еврейских нотаблей [[Гранада|Гранады]]), Шмуэль hа-Нагид помог ему одержать победу. Он стал ближайшим другом и помощником халифа. А халиф не только '''сохранил за ним пост визиря, но и назначил его главнокомандующим'''.  
После смерти халифа Хабуса (1038) два его сына, Бадис и Булуджин, повели борьбу за престол. Поддержав первого (вопреки мнению ряда еврейских нотаблей [[Гранада|Гранады]]), Шмуэль hа-Нагид помог ему одержать победу. Он стал ближайшим другом и помощником халифа. А халиф не только '''сохранил за ним пост визиря, но и назначил его главнокомандующим'''.  
Строка 16: Строка 17:
Поскольку Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль hа-Нагид был фактическим правителем [[Гранада|Гранады]] (уникальный случай в истории еврейской диаспоры). Под его предводительством гранадские войска развернули широкие наступательные операции, направленные на обеспечение халифату доминирующего положения на юге Пиренейского полуострова.  
Поскольку Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль hа-Нагид был фактическим правителем [[Гранада|Гранады]] (уникальный случай в истории еврейской диаспоры). Под его предводительством гранадские войска развернули широкие наступательные операции, направленные на обеспечение халифату доминирующего положения на юге Пиренейского полуострова.  
 +
=== Военная деятельность ===
Уже в 1038 г. он разгромил армию Альмерии, а в 1039 г. одержал трудную победу над Севильей, одним из главных соперников [[Гранада|Гранады]]. Важным фактором, побудившим Шмуэля hа-Нагида начать войну против Севильи, явилась антиеврейская политика ее правителей. В одном из его стихотворений говорится, что на эту войну он был вдохновлен свыше.  
Уже в 1038 г. он разгромил армию Альмерии, а в 1039 г. одержал трудную победу над Севильей, одним из главных соперников [[Гранада|Гранады]]. Важным фактором, побудившим Шмуэля hа-Нагида начать войну против Севильи, явилась антиеврейская политика ее правителей. В одном из его стихотворений говорится, что на эту войну он был вдохновлен свыше.  
-
Гранадские евреи, о благополучии которых Шмуэль hа-Нагид постоянно заботился, воспринимали каждый успех своего лидера как национальный триумф. В честь спасения Шмуэля hа-Нагида от заговорщиков в 1039 г. в городе был установлен местный [[Пурим]], праздновавшийся 1 элула. В 1045 г. Шмуэль hа-Нагид предпринял кампанию против Ронды, в 1049 г. — против Малаги, в первой половине 1050-х гг. вновь неоднократно воевал с Севильей. Непрерывные походы (из более чем 17 лет пребывания Шмуэля hа-Нагида в должности главнокомандующего лишь два года были мирными) подорвали его здоровье, он умер после очередной военной кампании.  
+
Гранадские евреи, о благополучии которых Шмуэль hа-Нагид постоянно заботился, воспринимали каждый успех своего лидера как национальный триумф. В честь спасения Шмуэля hа-Нагида от заговорщиков в 1039 г. в городе был установлен местный [[Пурим]], праздновавшийся 1 элула.  
-
Шмуэль hа-Нагид сыграл важную роль в превращении евреев Пиренейского полуострова в обособленную субэтническую группу со своими обычаями и традициями (см. Сефарды). Этому способствовал, в частности, его труд «Сефер хилхета гаврат‘а» («Большая книга халахот») — один из первых крупных галахических кодексов, составленных за пределами Эрец-Исраэль и Вавилонии. Написанный на арамейском языке, иврите и, возможно, по-арабски, основанный на Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, Мидраше, галахических постановлениях гаонов (с которыми Шмуэль hа-Нагид время от времени полемизирует) и респонсах Ахи (Ахая) из Шабхи, этот кодекс (дошедшие до нашего времени отрывки из него были опубликованы М. Маргалиотом под заглавием «Хилхот hа-Нагид», Иер., 1962) оказал значительное влияние на галахистов, живших в Испании и Северной Африке, в том числе на Ицхака Ибн Гиата (1038–89), Ицхака Алфаси и Иехуду ал-Барджелони (конец 11 в. – начало 12 в.). Многие современники, в частности, Шломо Ибн Габирол (которому Шмуэль hа-Нагид покровительствовал) и Хай Гаон бен Шрира (см. выше) расценили «Сефер хилхета гаврат‘а» как вызов галахической монополии гаоната; Шмуэлю hа-Нагиду пришлось даже написать стихотворную апологию, в которой он декларировал, что его труд ни в коей мере не направлен на подрыв верховного авторитета вавилонских законоучителей. Известны также составленное Шмуэлем hа-Нагидом введение в Талмуд (впервые опубликовано в Стамбуле в 1510 г.; с 1754 г. печатается в стандартных изданиях Талмуда после трактата Брахот), два его респонса и несколько грамматических сочинений. Некоторые арабские ученые упоминают сочинение Шмуэля hа-Нагида, направленное против Корана; историк и философ Ибн Хазм, которому оно было известно в изложении другого мусульманского автора, резко полемизировал с ним.  
+
В 1045 г. Шмуэль hа-Нагид предпринял кампанию против Ронды, в 1049 г. — против Малаги, в первой половине 1050-х гг. вновь неоднократно воевал с Севильей. Из более чем 17 лет пребывания Шмуэля hа-Нагида в должности главнокомандующего лишь два года были мирными.  
-
В качестве руководителя евреев Гранады Шмуэль hа-Нагид поддерживал контакты с лидерами еврейских общин других стран; известна, например, его переписка с эксилархом Хизкияху II бен Давидом и с тунисскими (см. Тунис) законоучителями рабби Хушиэлем, рабби Ханан’элем и рабби Ниссимом бен Я‘аковом (последний выдал свою дочь за сына Шмуэля hа-Нагида Иехосефа). Шмуэль hа-Нагид оказывал материальную помощь евреям Эрец-Исраэль, в частности, закупал оливковое масло для синагог Иерусалима.  
+
'''Непрерывные походы подорвали его здоровье, он умер после очередной военной кампании'''.  
-
Поэтическое наследие Шмуэля hа-Нагида включает десятки стихотворений и поэм на иврите, объединенных в три книги: «Бен Тхиллим», «Бен Мишлей» и «Бен Кохелет» (см. Библия); он писал также по-арабски и много переводил с этого языка на иврит. Первыми переписчиками произведений Шмуэля hа-Нагида стали его сыновья Иехосеф и Элиасаф (последний также стал поэтом). Такая практика была характерна для средневековой арабской культуры; им же принадлежат заглавия, под которыми эти произведения в дальнейшем переходили из рукописи в рукопись и многократно цитировались разными авторами (начиная с Аврахама Ибн Эзры). Первый печатный сборник стихотворений Шмуэля hа-Нагида был выпущен А. Я. Гаркави (СПб., 1879); в 1934 г. в Оксфорде вышло в свет трехтомное издание, подготовленное Давидом Шломо Сассуном (см. Сассун, семья).  
+
== Галахические труды ==
 +
Шмуэль hа-Нагид сыграл важную роль в превращении евреев Пиренейского полуострова в [[Сефарды|обособленную субэтническую группу]] со своими обычаями и традициями. Этому способствовал, в частности, его труд «Сефер хилхета гаврат‘а» («Большая книга халахот») — один из первых крупных [[Галаха|галахических]] кодексов, составленных за пределами Страны Израиля и [[Вавилония|Вавилонии]].  
-
Для поэзии Шмуэля hа-Нагида характерны изощренность формы, точность языка и тематическое разнообразие. Он ввел в литературу на иврите жанр героического эпоса; его эпические поэмы, в которых он подробно описывает свои воинские свершения, не только представляют собой непревзойденные образцы этого жанра, но и служат ценным источником сведений по военной и политической истории мусульманских государств Пиренейского полуострова в середине 11 в. В русле традиций арабской поэзии Шмуэль hа-Нагид воспевал вино, любовь, дружбу; он писал также оды, элегии, нравоучительные, полемические, философские, литургические стихи. Во многих его произведениях звучат сугубо еврейские мотивы: он расценивает зависть и интриги царедворцев-мусульман как проявления извечной неприязни народов мира к народу Израиля, в непрочности и двусмысленности своего положения в качестве правителя мусульманского государства видит свидетельство эфемерности еврейского бытия в диаспоре и связывает все свои надежды с грядущим избавлением и возвращением в Сион.  
+
Этот кодекс был написан на [[Арамейский язык|арамейском языке]], [[иврит]]е и, возможно, по-арабски, и основан на [[Талмуд|Вавилонском]] и [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимском Талмуде]], [[Мидраш]]е, [[Галаха|галахических]] постановлениях [[гаон]]ов (с которыми Шмуэль hа-Нагид время от времени полемизирует) и респонсах Ахи (Ахая) из Шабхи<ref>дошедшие до нашего времени отрывки из него были опубликованы М. Маргалиотом под заглавием «Хилхот hа-Нагид», Иер., 1962</ref> Он оказал значительное влияние на [[Галаха|галахистов]], живших в Испании и Северной Африке, в том числе на Ицхака Ибн Гиата (1038–89), Ицхака Алфаси и Иехуду ал-Барджелони (конец XI в. – начало XII в.).  
 +
Многие современники, в частности, [[Ибн Гебироль, Шломо|Шломо Ибн Габирол]] (которому Шмуэль hа-Нагид покровительствовал) и Хай Гаон бен Шрира расценили «Сефер хилхета гаврат‘а» как вызов [[Галаха|галахической]] монополии [[гаон]]ата. Шмуэлю hа-Нагиду пришлось даже написать стихотворную апологию, в которой он декларировал, что его труд ни в коей мере не направлен на подрыв верховного авторитета [[вавилон]]ских законоучителей.
 +
 +
Известны также составленное Шмуэлем hа-Нагидом введение в [[Талмуд]]. Оно впервые опубликовано в Стамбуле в 1510 г. С 1754 г. печатается в стандартных изданиях Талмуда после трактата Брахот.
 +
 +
Сохранились два его респонса и несколько грамматических сочинений.
 +
 +
Некоторые арабские ученые упоминают '''сочинение Шмуэля hа-Нагида, направленное против Корана'''. Историк и философ Ибн Хазм, которому оно было известно в изложении другого мусульманского автора, резко полемизировал с ним.
 +
 +
== Межобщинные связи ==
 +
В качестве руководителя евреев Гранады Шмуэль hа-Нагид поддерживал контакты с лидерами еврейских общин других стран. Известна, например, его переписка с [[эксиларх]]ом Хизкияху II бен Давидом и с [[тунис]]скими законоучителями рабби Хушиэлем, рабби Ханан’элем и рабби Ниссимом бен Я‘аковом (последний выдал свою дочь за сына Шмуэля hа-Нагида Иехосефа). Шмуэль hа-Нагид оказывал материальную помощь евреям Страны Израиля, в частности, закупал оливковое масло для синагог [[Иерусалим]]а.
 +
 +
== Поэзия ==
 +
Поэтическое наследие Шмуэля hа-Нагида включает десятки стихотворений и поэм на [[иврит]]е, объединенных в три книги: «Бен Тхиллим», «Бен Мишлей» и «[[Царь Шломо|Бен Кохелет]]». Он писал также по-арабски и много переводил с этого языка на [[иврит]].
 +
 +
Первыми переписчиками произведений Шмуэля hа-Нагида стали его сыновья Иехосеф и Элиасаф (последний также стал поэтом). Такая практика была характерна для средневековой арабской культуры. Им же принадлежат заглавия, под которыми эти произведения в дальнейшем переходили из рукописи в рукопись и многократно цитировались разными авторами (начиная с [[Ибн Эзра, Авраам|Аврахама Ибн Эзры]]).
 +
 +
Первый печатный сборник стихотворений Шмуэля hа-Нагида был выпущен [[Гаркави, Авраам Яковлевич|А. Я. Гаркави]] (СПб., 1879). В 1934 г. в Оксфорде вышло в свет трехтомное издание, подготовленное [[Сассун, семья|Давидом Шломо Сассуном]].
 +
 +
Для поэзии Шмуэля hа-Нагида характерны изощренность формы, точность языка и тематическое разнообразие. Он ввел в литературу на [[иврит]]е жанр героического эпоса. Его эпические поэмы, в которых он подробно описывает свои воинские свершения, не только представляют собой непревзойденные образцы этого жанра, но и служат '''ценным источником сведений по военной и политической истории''' мусульманских государств Пиренейского полуострова в середине XI в.
 +
 +
В русле традиций арабской поэзии Шмуэль hа-Нагид воспевал вино, любовь, дружбу. Он писал также оды, элегии, нравоучительные, полемические, философские, литургические стихи.
 +
 +
'''Во многих его произведениях звучат сугубо еврейские мотивы'''. Он расценивает зависть и интриги царедворцев-мусульман как проявления извечной неприязни народов мира к народу Израиля, в непрочности и двусмысленности своего положения в качестве правителя мусульманского государства видит свидетельство эфемерности еврейского бытия в диаспоре и связывает все свои надежды с грядущим избавлением и возвращением в [[Сион]].
 +
 +
== Научная деятельность в грамматике ==
О Шмуэле hа-Нагиде как грамматике см. Гебраистика, Языкознание.  
О Шмуэле hа-Нагиде как грамматике см. Гебраистика, Языкознание.  
-
Сын Шмуэля hа-Нагида, Иосеф (Иехосеф) hа-Нагид (1035–66), унаследовал все его должности и титулы, однако через десять лет был убит восставшими против его власти мусульманами (мятеж сопровождался массовой резней евреев, в результате которой погибла почти вся гранадская община).
+
== После смерти Шмуэля hа-Нагида ==
 +
Сын Шмуэля hа-Нагида, Иосеф (Иехосеф) hа-Нагид (1035–66), унаследовал все его должности и титулы. Однако через десять лет был убит восставшими против его власти мусульманами. Мятеж сопровождался массовой резней евреев, в результате которой погибла почти вся [[Гранада|гранадская]] община.
-
Источник
+
== Источники ==
* [http://www.eleven.co.il/article/14865 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 245–247]
* [http://www.eleven.co.il/article/14865 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 245–247]
 +
Примечания
 +
{{Примечания}}
[[Категория:История еврейского народа]]
[[Категория:История еврейского народа]]
[[Категория:История евреев в средневековье]]
[[Категория:История евреев в средневековье]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:История евреев Испании]]
[[Категория:История евреев Испании]]
 +
[[Категория:Евреи-воины]]

Версия 10:54, 18 февраля 2011


Шмуэль hа-Нагид (שְׁמוּאֵל הַנָּגִיד; `Шмуэль-предводитель`; полное имя Sh'muel HaLevi ben Yosef ibn Naghrela; Шмуэль hа-Леви бен Иосеф Ибн Нагрел‘а; 993, Кордова, – 1055 /или 1056/, Гранада) - поэт, государственный деятель, военачальник, лидер испанского еврейства, галахист и грамматик.

Содержание

Ранние годы

Шмуэль hа-Нагид родился в знатной семье, которая вела свою родословную от царя Давида. Получил отличное образование, как религиозное, так и светское. В совершенстве знал Галаху (которую изучал у рабби Ханоха бен Моше /умер в 1014 г.), Агаду, иврит, Коран, арабский язык и литературу.

По сообщению историка XII в. Аврахама Ибн Дауда, в 1013 г., когда Кордову захватили берберы, Шмуэль hа-Нагид был вынужден бежать из города, поселился в Малаге и занялся торговлей пряностями.

Служба при дворе берберских правителей

Ибн ал-Ариф, секретарь Абу ал-Аббаса, визиря Гранады, нанял Шмуэля hа-Нагида в качестве составителя деловых писем. Его ученость, безупречный стиль и почерк произвели на визиря столь сильное впечатление, что он рекомендовал халифу Хабусу, берберскому правителю Гранады, принять Шмуэля hа-Нагида на государственную службу.

Карьерный рост

Он был назначен сборщиком налогов, затем (после смерти Ибн ал-Арифа) стал секретарем визиря, его личным помощником. В 1027 г. стал визирем, после чего гранадские евреи избрали его своим руководителем, а гаон Хай бен Шрира, глава пумбедитской иешивы, присвоил ему титул нагида.

После смерти халифа Хабуса (1038) два его сына, Бадис и Булуджин, повели борьбу за престол. Поддержав первого (вопреки мнению ряда еврейских нотаблей Гранады), Шмуэль hа-Нагид помог ему одержать победу. Он стал ближайшим другом и помощником халифа. А халиф не только сохранил за ним пост визиря, но и назначил его главнокомандующим.

Поскольку Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль hа-Нагид был фактическим правителем Гранады (уникальный случай в истории еврейской диаспоры). Под его предводительством гранадские войска развернули широкие наступательные операции, направленные на обеспечение халифату доминирующего положения на юге Пиренейского полуострова.

Военная деятельность

Уже в 1038 г. он разгромил армию Альмерии, а в 1039 г. одержал трудную победу над Севильей, одним из главных соперников Гранады. Важным фактором, побудившим Шмуэля hа-Нагида начать войну против Севильи, явилась антиеврейская политика ее правителей. В одном из его стихотворений говорится, что на эту войну он был вдохновлен свыше.

Гранадские евреи, о благополучии которых Шмуэль hа-Нагид постоянно заботился, воспринимали каждый успех своего лидера как национальный триумф. В честь спасения Шмуэля hа-Нагида от заговорщиков в 1039 г. в городе был установлен местный Пурим, праздновавшийся 1 элула.

В 1045 г. Шмуэль hа-Нагид предпринял кампанию против Ронды, в 1049 г. — против Малаги, в первой половине 1050-х гг. вновь неоднократно воевал с Севильей. Из более чем 17 лет пребывания Шмуэля hа-Нагида в должности главнокомандующего лишь два года были мирными.

Непрерывные походы подорвали его здоровье, он умер после очередной военной кампании.

Галахические труды

Шмуэль hа-Нагид сыграл важную роль в превращении евреев Пиренейского полуострова в обособленную субэтническую группу со своими обычаями и традициями. Этому способствовал, в частности, его труд «Сефер хилхета гаврат‘а» («Большая книга халахот») — один из первых крупных галахических кодексов, составленных за пределами Страны Израиля и Вавилонии.

Этот кодекс был написан на арамейском языке, иврите и, возможно, по-арабски, и основан на Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, Мидраше, галахических постановлениях гаонов (с которыми Шмуэль hа-Нагид время от времени полемизирует) и респонсах Ахи (Ахая) из Шабхи[1] Он оказал значительное влияние на галахистов, живших в Испании и Северной Африке, в том числе на Ицхака Ибн Гиата (1038–89), Ицхака Алфаси и Иехуду ал-Барджелони (конец XI в. – начало XII в.).

Многие современники, в частности, Шломо Ибн Габирол (которому Шмуэль hа-Нагид покровительствовал) и Хай Гаон бен Шрира расценили «Сефер хилхета гаврат‘а» как вызов галахической монополии гаоната. Шмуэлю hа-Нагиду пришлось даже написать стихотворную апологию, в которой он декларировал, что его труд ни в коей мере не направлен на подрыв верховного авторитета вавилонских законоучителей.

Известны также составленное Шмуэлем hа-Нагидом введение в Талмуд. Оно впервые опубликовано в Стамбуле в 1510 г. С 1754 г. печатается в стандартных изданиях Талмуда после трактата Брахот.

Сохранились два его респонса и несколько грамматических сочинений.

Некоторые арабские ученые упоминают сочинение Шмуэля hа-Нагида, направленное против Корана. Историк и философ Ибн Хазм, которому оно было известно в изложении другого мусульманского автора, резко полемизировал с ним.

Межобщинные связи

В качестве руководителя евреев Гранады Шмуэль hа-Нагид поддерживал контакты с лидерами еврейских общин других стран. Известна, например, его переписка с эксилархом Хизкияху II бен Давидом и с тунисскими законоучителями рабби Хушиэлем, рабби Ханан’элем и рабби Ниссимом бен Я‘аковом (последний выдал свою дочь за сына Шмуэля hа-Нагида Иехосефа). Шмуэль hа-Нагид оказывал материальную помощь евреям Страны Израиля, в частности, закупал оливковое масло для синагог Иерусалима.

Поэзия

Поэтическое наследие Шмуэля hа-Нагида включает десятки стихотворений и поэм на иврите, объединенных в три книги: «Бен Тхиллим», «Бен Мишлей» и «Бен Кохелет». Он писал также по-арабски и много переводил с этого языка на иврит.

Первыми переписчиками произведений Шмуэля hа-Нагида стали его сыновья Иехосеф и Элиасаф (последний также стал поэтом). Такая практика была характерна для средневековой арабской культуры. Им же принадлежат заглавия, под которыми эти произведения в дальнейшем переходили из рукописи в рукопись и многократно цитировались разными авторами (начиная с Аврахама Ибн Эзры).

Первый печатный сборник стихотворений Шмуэля hа-Нагида был выпущен А. Я. Гаркави (СПб., 1879). В 1934 г. в Оксфорде вышло в свет трехтомное издание, подготовленное Давидом Шломо Сассуном.

Для поэзии Шмуэля hа-Нагида характерны изощренность формы, точность языка и тематическое разнообразие. Он ввел в литературу на иврите жанр героического эпоса. Его эпические поэмы, в которых он подробно описывает свои воинские свершения, не только представляют собой непревзойденные образцы этого жанра, но и служат ценным источником сведений по военной и политической истории мусульманских государств Пиренейского полуострова в середине XI в.

В русле традиций арабской поэзии Шмуэль hа-Нагид воспевал вино, любовь, дружбу. Он писал также оды, элегии, нравоучительные, полемические, философские, литургические стихи.

Во многих его произведениях звучат сугубо еврейские мотивы. Он расценивает зависть и интриги царедворцев-мусульман как проявления извечной неприязни народов мира к народу Израиля, в непрочности и двусмысленности своего положения в качестве правителя мусульманского государства видит свидетельство эфемерности еврейского бытия в диаспоре и связывает все свои надежды с грядущим избавлением и возвращением в Сион.

Научная деятельность в грамматике

О Шмуэле hа-Нагиде как грамматике см. Гебраистика, Языкознание.

После смерти Шмуэля hа-Нагида

Сын Шмуэля hа-Нагида, Иосеф (Иехосеф) hа-Нагид (1035–66), унаследовал все его должности и титулы. Однако через десять лет был убит восставшими против его власти мусульманами. Мятеж сопровождался массовой резней евреев, в результате которой погибла почти вся гранадская община.

Источники

Примечания

  1. дошедшие до нашего времени отрывки из него были опубликованы М. Маргалиотом под заглавием «Хилхот hа-Нагид», Иер., 1962
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация