Сфирот
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kofman (Обсуждение | вклад) (→Источники) |
Architect1 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | '''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими. | + | '''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — в Каббале десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров ([[седер hишталшелут]]) и осуществляет Свое управление ими. |
+ | |||
+ | |||
+ | == Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте == | ||
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира. | Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца ([[Эйн Соф]]) для сотворения мира. | ||
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное. | Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное. | ||
- | «Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль | + | |
+ | «Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24). | ||
Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль). | Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль). | ||
- | Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего . | + | Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот. |
- | + | ||
<blockquote> | <blockquote> | ||
Строка 15: | Строка 18: | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
- | == | + | == Структура сфирот подобна структуре человека == |
- | В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность (Бог создал человека по своему образу и подобию). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного | + | В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее [[Адам Кадмон]]. |
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == | == Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == | ||
- | + | {{Заготовка_раздела}} | |
== Описание сфирот == | == Описание сфирот == | ||
- | + | [[Кетер]] — корона: воля, творческий потенциал. | |
- | + | [[Хохма]] — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность. | |
- | + | [[Бина]] — понимание: формирование структурного понимания на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность. | |
- | + | [[Даат]] — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10). | |
- | + | [[Хесед]] — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность. | |
- | + | [[Гвура]] — могущество: суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность. | |
- | + | [[Тиферет]] — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии. | |
- | + | [[Нецах]] — победа, вечность: экстравертная практическая направленность. | |
- | + | [[hод]] — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность. | |
- | + | [[Йесод]] — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание. | |
- | + | [[Малхут]] — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня. | |
+ | |||
+ | == Три линии == | ||
+ | {{Заготовка_раздела}} | ||
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == | == Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == | ||
Строка 71: | Строка 77: | ||
{{Заготовка_раздела}} | {{Заготовка_раздела}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Источники == | == Источники == |
Версия 22:24, 12 февраля 2011
Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — в Каббале десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.
Сфирот как проявление воли Бога в ограниченном аспекте
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) для сотворения мира.
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлось частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное.
«Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь»(Рамхаль, «Клах питхей хохма», 24).
Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).
Структура сфирот подобна структуре человека
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность ("Бог создал человека по своему образу и подобию"). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и структурой души человека, это соотношение выражено в идее Адам Кадмон.
Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир
Описание сфирот
Кетер — корона: воля, творческий потенциал.
Хохма — мудрость: инсайт, первый проблеск идеи, прежде чем она получит оформление и ограничения. Первое раскрытие божественного, творение из ничто. Экстравертная интеллектуальная направленность.
Бина — понимание: формирование структурного понимания на основе идеи, полученной от хохма. Интравертная интеллектуальная направленность.
Даат — познание: глубокая сопричастность. Иногда рассматривается как отдельная сфира (в этом случае кетер - это "супер-сфира",т.к. сфирот всего 10).
Хесед — милость: доброта, благодать, любовь, экстравертная эмоциональная направленность.
Гвура — могущество: суровость, сила, суд, самоограничение, трепет, интравертная эмоциональная направленность.
Тиферет — великолепие: гармония, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
Нецах — победа, вечность: экстравертная практическая направленность.
hод — слава: уступка, подчинение, искренность, притягательность, интравертная практическая направленность.
Йесод — основание: равновесие между Нецах и hод, завершение, память, последовательное знание.
Малхут — царство: завершение, реализация замысла, женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. При последовательном нисхождении миров Малхут становится кетером, источником для последующего более нижнего уровня.
Три линии
Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир
Игулим и йошер
Игулим
Йошер
Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер
Взаимодействия сфирот
Парцуфим
Сфирот и силы души
Сфирот и четыре мира
Источники
"The Song of the Soul" Yechiel Bar-Lev
http://en.wikipedia.org/wiki/Sephirot