Цинберг, Тамара Сергеевна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Библиография) |
||
Строка 67: | Строка 67: | ||
В послевоенные годы творчество Тамары Сергеевны Цинберг набирает силу. Одна из серьёзных работ этих лет — книга Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена» [[1949]]. Здесь уже речь идёт о решении книжного ансамбля, о соответствии внешнего декора внутрикнижной оформительской графике. В облике книги строгость сочетается с изысканностью. Это проявляется и в выборе цветового аккорда — чёрное в соединении с голубым и коричневым. | В послевоенные годы творчество Тамары Сергеевны Цинберг набирает силу. Одна из серьёзных работ этих лет — книга Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена» [[1949]]. Здесь уже речь идёт о решении книжного ансамбля, о соответствии внешнего декора внутрикнижной оформительской графике. В облике книги строгость сочетается с изысканностью. Это проявляется и в выборе цветового аккорда — чёрное в соединении с голубым и коричневым. | ||
+ | == Иллюстрации и графика == | ||
+ | |||
+ | Имя Тамары Сергеевны Цинберг неразрывно связано с историей лениниградской книжной графики. | ||
+ | |||
+ | «Художник книги, — писала Цинберг в своих заметках, — произведение временного искусства — литературу — истолковывает средствами искусства пространственного — книжной графики». | ||
+ | |||
+ | === Ранние работы предвоенных лет === | ||
+ | |||
+ | Цинберг была ученицей [[Фаворский, Владимир Андреевич|В. А. Фаворского]]. В её работах не чувствуется прямого влияния его метода оформления книги, тем не менее, он привил молодой художнице понимание того, что все композиционные элементы элементы книги, все её слагаемые — шрифт, орнамент, иллюстрация, цвет — существуют как единый организм. | ||
+ | |||
+ | Ранним работам Т. С. Цинберг свойственна декоративность, отточенная нарядная графика, насыщенность цветом. Среди них: переплёт к пьесе [[Джонсон, Бен|Б. Джонсона]] «Эпипсин» ([[1938]]) с его серебристо-розовым узором, неожиданно вспыхивающим на чёрном фоне; замысловатый орнамент «Китайских сказок» ([[1939]]) с контрастным сочетаниями жёлтого с чёрным; зазывная, весёлая обложка «Петькиного петушка» ([[1939]]), где ярко-голубой [[Дымковская игрушка|вятский петушок]] красуется на звонком красном фоне. | ||
+ | |||
+ | Художественный мир работ Цинберг индивидуален и необыкновенно глубок. В её творчестве находят воплощение традиции русской и европейской графики XVIII и XIX веков, эстетика мирискуснической книги, изящество, сдержанность и лаконичность петербургской—ленинградской школы. | ||
+ | |||
+ | Цинберг работает в Гослитиздате (Ленинградском отделении), Детгизе, Изогизе. Она иллюстрирует детскую книгу — сказки, народные предания, героический эпос, произведения советских и зарубежных писателей. | ||
+ | |||
+ | Художница использует в оформлении книг сложные декоративные решения. Например, в историческом романе-эпопее «Емельян Пугачёв» [[Шишков, Вячеслав Яковлевич|В. Я. Шишкова]] ([[1940]]) шрифт стилизован в духе времени. Он близок к наборным шрифтам XVIII века. | ||
+ | |||
+ | Одна из наиболее привлекательных книг этого времени — «Избранные произведения» [[Шенье, Андре|А. Шенье]] ([[1940]]). Тонкий рисунок переплёта, чередование чёрного и красного, лёгкий по начертанию шрифт, изображение амура, напоминающее античную гемму — композиция, подобная эллинистским творениям, близкая характеру лирики Шенье. | ||
+ | |||
+ | === Работы 1941—1945 годов === | ||
+ | |||
+ | С [[1941]] года Цинберг становится членом графической секции [[Санкт-Петербургский Союз художников|Ленинградской организации Союза советских художников]] и активно работает в ней все последующие годы. | ||
+ | |||
+ | Книги военных лет несут на себе печать времени. Они строги по ритму и почерку. Среди них — стихотворные сборники [[Саянов, Виссарион Михайлович|В. М. Саянова ]] и [[Шефнер, Вадим Сергеевич |В. С. Шефнера]]. В книжке Шефнера «Защита» ([[1943]]) особую выразительность обретают выразительность и расстановка букв: вытянутые вверх, приближенные вплотную друг к другу, они напоминают оборонительные рубежи, острые угловые засечки подчёркивают их напряжённость. | ||
+ | |||
+ | === Работы послевоенных лет === | ||
+ | |||
+ | В послевоенные годы творчество Тамары Сергеевны Цинберг набирает силу. Одна из серьёзных работ этих лет — книга Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена» ([[1949]]). Здесь уже речь идёт о решении книжного ансамбля, о соответствии внешнего декора внутрикнижной оформительской графике. В облике книги строгость сочетается с изысканностью. Это проявляется и в выборе цветового аккорда — чёрное в соединении с голубым и коричневым. | ||
== Библиография == | == Библиография == | ||
- | * ''Седьмая симфония'' [Повесть для старш. возраста. Изд-ние 2-е] / —- Л., | + | * ''Седьмая симфония'' [Повесть для старш. возраста. Изд-ние 2-е] / —- Л., «Дет. лит» [Ленингр. отд-ние], 1969. 175 с. '''75000 экз'''.<ref>[http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/105002/120 Сведения о Цинберг Т. С. в картотеке Генерального алфавитного каталога книг на русском языке (1725 —- 1998) / РНБ]</ref> |
== Сноски == | == Сноски == |
Версия 19:06, 12 февраля 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Цинберг Тамара Сергеевна |
|
Имя при рождении: |
Цинберг Тамара Сергеевна |
---|---|
Дата рождения: |
1908 |
Место рождения: |
Санкт-Петербург, |
Дата смерти: |
1977 |
Место смерти: |
Ленинград, СССР |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
художник-график, художник-иллюстратор, писатель, поэт |
Тама́ра Серге́евна Ци́нберг (1908, Санкт-Петербург — 1977, Ленинград) — художник-график книжного искусства, писатель.
Содержание |
Биография
Тамара Сергеевна Цинберг родилась в Санкт-Петербурге в 1908 году в еврейской семье. Её отец Сергей (Исраэль) Лазаревич Цинберг (1873—1939) — известный публицист, выдающийся знаток иудаизма и истории еврейской литературы. Был арестован в 1938 году, умер в заключении.
В 1929 году Тамара Цинберг в Ленинграде закончила Художественно-промышленный техникум.
Высшее образование получила в Москве, где училась в Высшем художественно-техническом институте (1929—1934 годы, с 1930 года — Московский государственный академический художественный институт).
В 1936 году вернулась в Ленинград.
Забота о спасении архива своего отца побудила её остаться в осаждённом Ленинграде. В грозные дни Лениградской блокады она работала в госпитале и продолжала заниматься художественным оформлением книг.
Имя её неразрывно связано с историей лениниградской книжной графики. «Художник книги, — писала Цинберг в своих заметках, — произведение временного искусства — литературу — истолковывает средствами искусства пространственного — книжной графики».
Цинберг была ученицей В. А. Фаворского. В её работах не чувствуется прямого влияния его метода оформления книги, тем не менее, он привил молодой художнице понимание того, что все композиционные элементы элементы книги, все её слагаемые — шрифт, орнамент, иллюстрация, цвет — существуют как единый организм.
Ранним работам Т. С. Цинберг свойственна декоративность, отточенная нарядная графика, насыщенность цветом. Среди них:
- переплёт к пьесе Б. Джонсона «Эпипсин» (1938) с его серебристо-розовым узором, неожиданно вспыхивающим на чёрном фоне;
- замысловатый орнамент «Китайских сказок» (1939) с контрастным сочетаниями жёлтого с чёрным;
- зазывная, весёлая обложка «Петькиного петушка» (1939), где ярко-голубой вятский петушок красуется на звонком красном фоне.
Художественный мир работ Цинберг индивидуален и необыкновенно глубок. В то же время в её творчестве находят воплощение традиции русской и европейской графики XVIII и XIX веков, эстетика мирискуснической книги, изящество, сдержанность и лаконичность петербургской-ленинградской школы.
Книги военных лет несут на себе печать времени. Они строги по ритму и почерку. Среди них — стихотворные сборники В. Саянова и В. Шефнера. В книжке Шефнера «Защита» (1943) особую выразительность обретают выразительность и расстановка букв: вытянутые вверх, приближенные вплотную друг к другу, они напоминают оборонительные рубежи, острые угловые засечки подчёркивают их напряжённость.
Тамара Сергеевна Цинберг написала повесть «Седьмая симфония» о жизни города во время блокады. В 1964 году книга была опубликована в издательстве Детгиз. По мотивам повести «Седьмая симфония» в 1966 году был снят фильм «Зимнее утро».
В послевоенные годы творчество Тамары Сергеевны Цинберг набирает силу. Одна из серьёзных работ этих лет — книга Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена» 1949. Здесь уже речь идёт о решении книжного ансамбля, о соответствии внешнего декора внутрикнижной оформительской графике. В облике книги строгость сочетается с изысканностью. Это проявляется и в выборе цветового аккорда — чёрное в соединении с голубым и коричневым.
Иллюстрации и графика
Имя Тамары Сергеевны Цинберг неразрывно связано с историей лениниградской книжной графики.
«Художник книги, — писала Цинберг в своих заметках, — произведение временного искусства — литературу — истолковывает средствами искусства пространственного — книжной графики».
Ранние работы предвоенных лет
Цинберг была ученицей В. А. Фаворского. В её работах не чувствуется прямого влияния его метода оформления книги, тем не менее, он привил молодой художнице понимание того, что все композиционные элементы элементы книги, все её слагаемые — шрифт, орнамент, иллюстрация, цвет — существуют как единый организм.
Ранним работам Т. С. Цинберг свойственна декоративность, отточенная нарядная графика, насыщенность цветом. Среди них: переплёт к пьесе Б. Джонсона «Эпипсин» (1938) с его серебристо-розовым узором, неожиданно вспыхивающим на чёрном фоне; замысловатый орнамент «Китайских сказок» (1939) с контрастным сочетаниями жёлтого с чёрным; зазывная, весёлая обложка «Петькиного петушка» (1939), где ярко-голубой вятский петушок красуется на звонком красном фоне.
Художественный мир работ Цинберг индивидуален и необыкновенно глубок. В её творчестве находят воплощение традиции русской и европейской графики XVIII и XIX веков, эстетика мирискуснической книги, изящество, сдержанность и лаконичность петербургской—ленинградской школы.
Цинберг работает в Гослитиздате (Ленинградском отделении), Детгизе, Изогизе. Она иллюстрирует детскую книгу — сказки, народные предания, героический эпос, произведения советских и зарубежных писателей.
Художница использует в оформлении книг сложные декоративные решения. Например, в историческом романе-эпопее «Емельян Пугачёв» В. Я. Шишкова (1940) шрифт стилизован в духе времени. Он близок к наборным шрифтам XVIII века.
Одна из наиболее привлекательных книг этого времени — «Избранные произведения» А. Шенье (1940). Тонкий рисунок переплёта, чередование чёрного и красного, лёгкий по начертанию шрифт, изображение амура, напоминающее античную гемму — композиция, подобная эллинистским творениям, близкая характеру лирики Шенье.
Работы 1941—1945 годов
С 1941 года Цинберг становится членом графической секции Ленинградской организации Союза советских художников и активно работает в ней все последующие годы.
Книги военных лет несут на себе печать времени. Они строги по ритму и почерку. Среди них — стихотворные сборники В. М. Саянова и В. С. Шефнера. В книжке Шефнера «Защита» (1943) особую выразительность обретают выразительность и расстановка букв: вытянутые вверх, приближенные вплотную друг к другу, они напоминают оборонительные рубежи, острые угловые засечки подчёркивают их напряжённость.
Работы послевоенных лет
В послевоенные годы творчество Тамары Сергеевны Цинберг набирает силу. Одна из серьёзных работ этих лет — книга Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена» (1949). Здесь уже речь идёт о решении книжного ансамбля, о соответствии внешнего декора внутрикнижной оформительской графике. В облике книги строгость сочетается с изысканностью. Это проявляется и в выборе цветового аккорда — чёрное в соединении с голубым и коричневым.
Библиография
- Седьмая симфония [Повесть для старш. возраста. Изд-ние 2-е] / —- Л., «Дет. лит» [Ленингр. отд-ние], 1969. 175 с. 75000 экз.[1]
Сноски
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.