Самария

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новейшая история)
Строка 64: Строка 64:
В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По [[План ООН раздела Палестины|плану ООН]] Самария должна была стать одной из частей арабского государства.
В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По [[План ООН раздела Палестины|плану ООН]] Самария должна была стать одной из частей арабского государства.
-
В ходе [[Война за независимость|Войны за независимость]] Самария была оккупирована [[Иордания|Иорданией]]. '''Она вместе с Иудеей объявлена провинцией Западный Берег (вся остальная территория королевства находится на восточном берегу Иордана).'''
+
В ходе [[Война за независимость|Войны за независимость]] Самария была оккупирована [[Иордания|Иорданией]]. '''Она вместе с Иудеей была объявлена провинцией Западный Берег (вся остальная территория королевства находится на восточном берегу Иордана).'''
=== Шестидневная война и проблема контролируемых территорий ===
=== Шестидневная война и проблема контролируемых территорий ===

Версия 15:04, 11 февраля 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии




Самария (ивр. שומרון‎ — Шомрон) — географическая область в Израиле и Палестинской Автономии. Является частью региона «Иудея и Самария», или Западный берег реки Иордан.

Самария граничит на севере с Изреельской долиной, на востоке — с Иорданской долиной, на юге — с Иудейскими горами и на западе — с областью Шарон. Большая часть Самарии расположена на занятых Израилем в 1967 году территориях Западного Берега, чей статус ещё не определен.[1]

Территория Самарии состоит в основном из гор и холмов. Климатические условия в этой местности более благоприятные, чем в соседней Иудее.

Название «Самария» происходит от имени бывшего владельца горы Шомрон, которого звали Шемэр.

Проживавший (и проживающий до сих пор) здесь народ получил название самаритяне.

Крупные города: Рамалла, Наблус (Шхем), Дженин, Калькилия, Туль-Карем, Ариэль.

Содержание

История

Файл:Conrad Buno00a.jpg
Карта 1655 года

В 3Цар.16:23-24 говорится, что царь Израиля Омри (Амврий) (около 875 г до н. э.) купил гору у Шемэра за два таланта серебра и построил на ней город Самария (Шомрон), по имени бывшего владельца горы.

Топографии Самарии не указана в ТАНАХе; горы Самарии упоминаются несколько раз (Амос III 9;. Иер XXXI 5 и др.) и "поле Самарии" один раз (Об. 19).

Исайя называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и Иезекииль говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. XVI. 53). На территории Самарии Израильское царство вело войны с Сирией.

В 722 г. до н.э. Самария, как и всёИзраильскоецарство, была захвачена Ассирией. Столица, город Самария, держалась ещё около года.

Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом, и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).

Депортированных израильтян из Самарии (области) заменили язычниками из разных стран, в основном из Сирии и Месопотамии, посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Б-га с язычеством (IV Ц 17:.24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками самаритян.

При персидских царях Самария была самостоятельной провинцией, правители которой конфликтовали с правителями Иудеи.

Самаритяне вызывали враждебное отношение евреев Иудеи за смешанное происхождение, отступление от канонов иудаизма и постройку храма-конкурента.

Во время Александра Македонского жители Самарии восстали. В наказание за это он поселил в Самарии греческих колонистов.

При хасмонейском царе Иоанне Гиркане Самария была присоединена к Иудейскому царству.

В Новом Завете Иисус рассказывает притчу о Добром самаритянине — жителе Самарии, который, увидев еврея, ограбленного разбойниками и брошенного умирать на дороге, спас его, несмотря на традиционную межэтническую рознь.

В четвёртом веке Самария досталась Восточной римской империи, впоследствии превратившейся в Византию. Самаритяне подвергались таким же притеснениям, как евреи.

В начале VII века самаритяне (в союзе с Ираном) подняли восстание против византийской власти, поддержанное евреями. После короткого периода иранской власти, оказавшейся не лучше византийской, вновь пришли византийцы. Они устроили массовые убийства евреев и самаритян. Большинство выживших бежало из Страны Израиля.

В XII веке крестоносцы забазировались в Самарии, восстановив древний город Себасте. Беньямин из Туделы проехал через это место и не нашёл там ни одного еврея.[2] Учитывая, что во всех посещаемых им городах (например, Каире) он считал и самаритян, можно предположить, что и их там в это время не было. Впрочем, Беньямин из Туделы не посетил Шхем.

Новейшая история

На месте древнего Себасте к началу XX века была небольшая арабская деревня Себастия.

В период между двумя мировыми войнами названием «Самария» обозначались еврейские поселения в северной части приморской полосы (наиболее значительными из которых были Хадера и Зихрон-Яаков, первоначально называвшийся Шомрон).

В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По плану ООН Самария должна была стать одной из частей арабского государства. В ходе Войны за независимость Самария была оккупирована Иорданией. Она вместе с Иудеей была объявлена провинцией Западный Берег (вся остальная территория королевства находится на восточном берегу Иордана).

Шестидневная война и проблема контролируемых территорий

В ходе Шестидневной войны Самария была занята израильской армией.

Территории, оказавшиеся после прекращения огня под контролем Израиля, управлялись военной администрацией. Существовавшая до войны местная администрация сохранила свои полномочия в области религии, гражданского права, здравоохранения и местного управления. Местная полиция была включена в систему Министерства полиции Израиля.

Израильские военные суды рассматривали лишь дела, связанные с безопасностью страны. Стала проводиться политика «открытых мостов»: арабы Иудеи, Самарии и полосы Газы получили возможность пересекать Иордан и торговать в арабских странах. Жители полосы Газы впервые смогли посещать Иудею и Самарию и выезжать за их пределы, а выпускники арабских средних школ — учиться в университетах Египта и других арабских стран.

Из 120 тыс. арабов, бежавших во время военных действий, 14 тыс. вернулись. Израильская военная администрация удовлетворила просьбы многих арабов о возвращении на контролируемые территории в порядке воссоединения семей. Родственникам и друзьям жителей контролируемых территорий разрешалось посещать их каждое лето.

Тысячи арабов нашли работу на территории Израиля (в пределах «зеленой черты»); значительное число их составляли обитатели лагерей беженцев. Все эти шаги были направлены на поддержание спокойствия на контролируемых территориях. Вместе с тем израильские силы безопасности сурово наказывали террористов, а также тех, кто оказывал им поддержку.

Политические разногласия в израильском обществе помешали принятию решения о том, что делать с новыми территориями. Правительство, контролируемое социалистичесской партией МАПАМ и её союзниками, рассчитывало на мирный договор с арабскими странами в обмен на возврат этих территорий или их части. Этот расчёт оказался неверным.

Правительством строились отдельные поселения и военные базы с перспективой превращения в поселения - все не в Самарии.

После прихода к власти партии Ликуд новое правительство не решалось ни на какие шаги в отношении контролируемых территорий. По инициативе общественного движения Гуш эмуним началось создание поселений на контролируемых территориях силами групп граждан. Первое такое поселение было основано в 1978 году у деревни Себастия, почти точно на месте древнего города Самария.

Правительство, не желая идти на конфликт с большой группой населения - религиозными сионистами, политическим союзником партии Ликуд - перестало препятствовать созданию поселений. С конца 70-х по начало 90-х годов при участии правительства Израиля были построены десятки поселений в Иудее, Самарии, полосе Газы и на красноморском побережье Синайского полуострова.

Все поселения располагаются с учётом стратегического положения и служат опорой для военных баз.

Строительство и экономическая активность в новых еврейских поселениях дали возможность скачкообразного развития близлежащих арабских населённых пунктов. Их жители работают в поселениях и промышленных зонах. Еврейские поселенцы покупают товары в арабских городах и деревнях Самарии. Таким образом, в экономику арабской общины Самарии вливаются значительные средства.

Конструкция зданий в арабских населённых пунктах радикально изменилась в начале 1980-х годов. Вместо домов из дикого камня с минимальным количеством раствора стали строить здания с каркасами из монолитного бетона и стенами из шлакоблоков.

В конце 1990-х годов архитектурный стиль ещё раз поменялся.

Судя по архитектурному облику зданий в арабских населённых пунктах, почти все они построены после 1980 года, причём подавляющее большинство - на грани веков.

Один из кварталов арабской деревни Бидия в Самарии

См. также

Источники

Библиография:

  • Baedeker-Socin, Palestine, p.259;
  • Grätz, Gesch. 4th ed., iii. 74 et seq.;
  • Guérin, La Terre Sainte, i. 270;
  • Munk, Palestine, p. 79;
  • Robinson, Researches, iii. 138 et seq.;
  • Schürer, Gesch. 3d ed., ii. 149 et seq.;
  • Stanley, Sinai and Palestine, pp. 245 et seq.;
  • Wilson, in Hastings, Dict. Bible.J.

Примечания

  1. Израиль считает эти территории спорными, ООН считает оккупированными.
  2. "Itinerary," ed. Asher


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация