Стрый (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
{{О_статье
{{О_статье
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
|ТИП СТАТЬИ=2
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
-
|УРОВЕНЬ=
+
|УРОВЕНЬ=1
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
|АВТОР1=
|АВТОР1=
Строка 13: Строка 13:
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
}}
}}
-
{{Полуфабрикат}}
+
 
{{другие значения|Стрый (значения)}}
{{другие значения|Стрый (значения)}}
{{Населённый пункт Украины
{{Населённый пункт Украины
Строка 108: Строка 108:
Во второй половине XVII столетия находился в периоде наибольшего расцвета (его развитию оказывал содействие король [[Ян Собеский]]), в XVIII столетии пришёл в упадок.
Во второй половине XVII столетия находился в периоде наибольшего расцвета (его развитию оказывал содействие король [[Ян Собеский]]), в XVIII столетии пришёл в упадок.
-
В [[1772]]—[[1918]] гг. Стрый входил в состав владений Габсбургов (с [[1804]] г. — [[Австрийская империя]]) и был центром округа, позднее — уездным городом и центром окружного суда. Население состояло из евреев, поляков и украинцев — приблизительно по одной трети.
+
== До XVIII в. ==
-
Город имел торгово-административно-промышленный характер экономики, его главным предприятием были паровозо-вагоноремонтные мастерские, на предместьях население занималось сельским хозяйством.
+
Евреи начали селиться в Стрые в начале 16 в., с развитием торговли между восточными областями Польши и Венгрией; несмотря на недовольство горожан, преимущественно русинов (украинцев), некоторые руководители местной королевской администрации приглашали в город еврейских коммерсантов. В 1576 г. король Стефан Баторий официально предоставил евреям право жительства в Стрые и гарантировал им равные с христианами права. Борьба муниципалитета за отмену этого решения не прекращалась более 100 лет; тем не менее, почти все последующие польские монархи подтверждали привилегии евреев города, предостерегая бюргеров-христиан от каких-либо враждебных действий против них. Не позднее конца 16 в. в Стрые возникла организованная еврейская община, вошедшая в округ (галиль; см. Ва‘ад четырех земель) Пшемысля; в 1634 г. она получила разрешение приобрести землю для возведения синагоги и устройства кладбища. В середине 17 в. король Ян Казимир издал по просьбе муниципалитета указ, запрещавший евреям жить в Стрые, однако королевский староста Конецпольский его не выполнил, более того — фактически поощрял увеличение еврейского населения, численность которого к 1662 г. достигла 70 человек (5% всего населения). В 1652–70 гг. евреи приобрели в Стрые 11 домов, а в 1660 г. выстроили синагогу. Преемник Конецпольского Ян Собеский объявил в 1663 г., что за евреями сохраняются все права, предоставленные им в прошлом, и запретил муниципалитету решать вопросы, касающиеся городских податей, без участия двух представителей кагала. Пытаясь уладить застарелый конфликт между еврейской общиной и бюргерами-христианами, власти в 1670 г. направили в Стрый комиссию, которая постановила, что все привилегии евреев, включая данное им в 1634 г. разрешение владеть синагогой и кладбищем, остаются в силе, но еврейское население должно платить налоги наравне с остальными горожанами. В 1676 г. Я. Собеский, ставший двумя годами ранее польским королем, приказал устраивать в Стрые базарные дни не только по субботам, но и по вторникам. В 1689 г. стрыйским евреям было дозволено возвести еще одну (деревянную) синагогу. Соглашение, достигнутое в 1696 г. муниципалитетом и кагалом Стрыя, способствовало устранению последних ограничений, препятствовавших коммерческой деятельности местных евреев; единственным базарным днем в городе стала пятница. В 1697 г. католические священники обвинили евреев Стрыя в краже обрядовых предметов из церкви, однако в ходе следствия, тянувшегося до 1708 г., это обвинение так и не нашло подтверждения.
-
Национальный состав населения на [[1939]] г.: [[поляки на Украине|поляки]] — 34,5 %, [[украинцы]] — 28,0 %, [[евреи]] — 35,6 %, [[немцы]] — 1,6 %. Гитлеровские войска оккупировали город [[2 июля]] [[1941 год]]а. В середине ноября 1941 г. немецкая оперативная команда расстреляла в лесу возле Стрыя почти всё еврейское население.
+
== XVIII-XIX вв. ==
-
В советский период активно развивалась промышленность и возросло население. Коренным образом изменился национальный состав населения в послевоенное время состав населения: [[1959 год]]а украинцев было 68 %, [[русские|русских]] — 30 %, других — 2 %.
+
В 1765 г. под юрисдикцией стрыйского кагала находились 1727 евреев, живших в городе и его окрестностях. В 17–18 вв. они занимались главным образом торговлей, как оптовой (включая импорт лошадей и вина из Венгрии, экспорт быков, зерна и соли), так и розничной, осуществляя в ряде случаев коммерческие операции в чрезвычайно крупных по тем временам масштабах: так, некий Шмуэль Хаймович в 1701–1704 гг. продавал по 18 тысяч бочек соли в год. Кроме того, евреи Стрыя варили пиво, курили и продавали вино, разводили скот, арендовали поместья и мельницы, брали на откуп таможенные пошлины. Число ремесленников (златокузнецов, портных) было сравнительно невелико. Влияние стрыйского кагала в 18 в. значительно возросло: на окружных ва‘адах его делегаты пользовались немалым авторитетом.
-
== Население ==
+
В 1772 г. в результате первого раздела Польши Стрый перешел под власть Австрии, и на него были распространены австрийские законы о евреях. В 1795 г. в городе и девяти его предместьях проживали 444 еврейские семьи. С конца 18 в. стрыйские евреи находились под сильным влиянием хасидизма (несмотря на то, что Арье Лейб бен Иосеф ха-Кохен Хеллер /1745–1813?/, бывший в 1788–1813 гг. раввином города и основавший в нем крупную иешиву, решительно выступал против хасидов). Поскольку в 1820-х гг. были введены ограничения на участие евреев в виноторговле и аренду ими поместий, в 1-й половине 19 в. заметно возросло число еврейских ремесленников портных, пекарей, плотников, лудильщиков, а также торговцев мехами. В 1870-х гг. еврейские предприниматели основали в Стрые литейный и деревообрабатывающий заводы, мыльную и спичечную фабрики. С 1873 г. в городе работала еврейская больница. В 1891 г. было учреждено палестинофильское общество Адмат Исраэль, в 1893 – первый еврейский профсоюз. Среди уроженцев Стрыя и ближайших местечек писатель, историк и педагог Э. М. Липшюц (1879–1946); историк и географ А. Я. Бравер (1884–1975); поэт и критик Э. Зильбершлаг (1903–?), писавший на иврите; польско-еврейский прозаик и переводчик Ю. Стрыйковский (П. Старк, 1905–96).
-
* 1843 —   8,000 жителей
+
-
* 1880 — 12,600 жителей
+
-
* 1900 — 22,600 жителей
+
-
* 1910 — 27,400 жителей
+
-
* 1931 — 30,500 жителей
+
-
* 1959 36,200 жителей
+
-
* 1970 — 48,000 жителей
+
-
* 1976 — 55,000 жителей
+
-
* 1989 — 67,000 жителей
+
-
* 2001 63,000 жителей
+
-
* 2006 — 61,700 жителей
+
-
По результатам [[всеукраинская перепись населения 2001 года|всеукраинской переписи населения 2001 года]] в городе проживало 62,1 тысяч человек (93,4 % по отношению к [[всесоюзная перепись населения 1989 года|переписи 1989 года]]), из них [[русские во Львовской области|русских]] — 3,2 тысяч человек (5,2 % от всего населения) и [[поляки на Украине|поляков]] 0,3 тысяч человек (0,5 %), [[белорусы]] 0,2 тысячи (0,3 %)<ref name="nac">[http://www.ukrcensus.gov.ua/results/general/nationality/lviv/ Національний склад населення / Львівська область]</ref>.
+
== ХХ в. ==
 +
 
 +
К 1910 г. численность еврейского населения Стрыя достигла 12 023 человек. Несмотря на то, что среди евреев преобладали религиозные ортодоксы, в двух городских гимназиях учились 447 еврейских детей (37,8% учащихся) и работали около 10 преподавателей-евреев; в том же году была организована школа-интернат, в которую поступили 30 еврейских подростков из окрестностей города. В начале 20 в. пост бургомистра Стрыя несколько лет занимали евреи.
 +
 
 +
В ходе Первой мировой войны Стрый на время заняли русские войска; в период их пребывания в городе (1914–15) евреи подвергались преследованиям и издевательствам. После распада Австро-Венгрии еврейские организации Стрыя сформировали отряд самообороны, насчитывавший около 40 бойцов. В 1918–19 гг., когда город недолгое время входил в состав независимой Украины, здесь работала Еврейская национальная ассамблея, которую возглавляли Э. Бык и М. Биненшток (1881–1923), выходила газета «Идише фолксштиме», в охране общественного порядка участвовала еврейская милиция.
 +
 
 +
В 1919–39 гг. Стрый вновь был в составе Польши. В 1921 г. в городе насчитывалось 10 988 евреев (около 40% всего населения), в 1931 г. 10 869, в 1939 г. — около 12 тысяч. В 1920–30-х гг. в Стрые действовали отделения всех сионистских партий и Агуддат Исраэль; открылись еврейское профучилище, финансировавшееся Джойнтом, и две еврейских школы (одна из них — под эгидой Тарбута). Работали многочисленные благотворительные, религиозные и культурные организации, однако вскоре после того, как в сентябре 1939 г. город был занят Красной армией и присоединен к Советскому Союзу, новые власти ликвидировали их. Начались аресты и депортации видных деятелей общины; в 1941 г. органы государственной безопасности уничтожили или отправили в исправительно-трудовые лагеря ряд местных функционеров-коммунистов еврейского происхождения.
 +
 
 +
== Холокост ==
 +
 
 +
2 июля 1941 г. в Стрый вступили германские войска; сразу после этого украинцы, действовавшие под руководством нацистов, убили несколько сот евреев. Оккупационные власти организовали в Стрые юденрат. Первый массовый расстрел евреев произошел в ноябре 1941 г. в лесу близ Стрыя (погибло около 1200 человек), второй в мае 1942 г.; в промежутке между двумя акциями, зимой 1941–42 гг., сотни молодых евреев были отправлены в лагеря принудительного труда, где многие из них погибли от истощения. 1 сентября 1942 г. нацисты депортировали в лагерь смерти Белжец несколько тысяч человек, 17–18 октября того же года — еще около двух тысяч. 1 декабря 1942 г. остатки еврейского населения Стрыя согнали в гетто (лишь немногим удалось бежать до этого из города и перебраться через Карпаты в Венгрию); в феврале 1943 г. были расстреляны около двух тысяч его обитателей, в мае 1943 г. на городском кладбище — около одной тысячи. Окончательная ликвидация гетто последовала в июне 1943 г. (еврейские дома систематически сжигали, не давая тем, кто в них находился, никакой возможности спрятаться); узников рабочих лагерей уничтожили месяц спустя. В августе 1943 г. немецкие власти объявили Стрый юденрайн, однако и в последующие месяцы здесь неоднократно обнаруживали и расстреливали скрывавшихся евреев; лишь немногие из них дожили до августа 1944 г., когда город заняли советские войска.
 +
 
 +
== Послевоенный период ==
 +
 
 +
После войны община не была восстановлена. Объединения выходцев из Стрыя действуют в Израиле и США. В 1962 г. издана памятная книга, посвященная истории стрыйского еврейства и его трагической судьбе.  
-
<br clear="all" />
 
{|class="graytable"
{|class="graytable"
|+
|+
Строка 147: Строка 149:
|}
|}
-
== Экономика ==
 
-
Стрый — крупный железнодорожный узел в [[Западная Украина|западной части Украины]]. Возле города расположенный старый аэродром (бывший военный, сейчас — разрушенный и частично переданный в собственность частным коммерческим структурам). Есть заводы: [[Стрыйский вагоноремонтный завод|вагоноремонтный]], кузнеческо-прессовального оборудования, железобетонных конструкций, стеклодельный; фабрики: суконная, швейная, обувная, деревообрабатывающая; пищевая промышленность.
+
== Примечания ==
-
 
+
-
В [[2003 год]]а в Стрыю завершилось строительство завода производителя электрических кабельных сетей для автомобилей, немецкой фирмы Leoni AG (ООО «Леони ваеринг системс УА ГМБХ») (плановое количество работников — 4500-4800; размер инвестиции — 35-40 млн евро).
+
-
 
+
-
Город является центром Стрыйского газопромышленного управления.
+
-
 
+
-
== Образование и культура ==
+
-
В Стрыю действует сеть художественных учреждений (школа искусств, детская музыкальная школа, центр творчества детей и юношества), гимназия, 13 школ, аграрный колледж, четыре профессионально-технических училища, краеведческий музей «Верховина» с подразделами: Мемориальным комплексом «Борцам за волю Украины», музеем Петра Обаля, музеем Ольги Бачинской и выставочным залом. Также есть музей пчеловодства прикарпатского края.
+
-
 
+
-
== Известные уроженцы и жители ==
+
-
* [[Антонов, Виталий Борисович]] — предприниматель.
+
-
 
+
-
== Города-побратимы ==
+
-
* {{Флагификация|Польша}}, [[Новый Сонч]]<ref>{{cite web|url=http://www.nowysacz.pl/ru/|title=Города побратимы Нового Сонча|accessdate=03.06.2009}}</ref>
+
-
* {{Флагификация|Молдавия}}, [[Бельцы]]
+
-
 
+
-
Город побратим
+
-
Германия-Дюрен
+
{{примечания}}
{{примечания}}
Строка 179: Строка 163:
* [http://stryi.com.ua Stryi.com.ua — неофициальная веб-страница]
* [http://stryi.com.ua Stryi.com.ua — неофициальная веб-страница]
-
{{Населённые пункты Львовской области}}
+
[[Категория:История евреев Украины]]
-
 
+
[[Категория:Евреи в СССР]]
-
[[Категория:Стрый]]
+
[[Категория:Холокост в СССР]]
-
[[Категория:Города Украины]]
+
-
[[Категория:Населённые пункты Львовской области]]
+
-
 
+
-
[[crh:Strıy]]
+
-
[[cs:Stryj]]
+
-
[[de:Stryj]]
+
-
[[en:Stryi]]
+
-
[[et:Strõi]]
+
-
[[fr:Stryï]]
+
-
[[he:סטרי]]
+
-
[[lt:Stryjus (miestas)]]
+
-
[[pl:Stryj (miasto)]]
+
-
[[ro:Strîi]]
+
-
[[uk:Стрий (місто)]]
+
-
[[zh:斯特雷]]
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Версия 09:02, 10 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


город Стрый

Стрий

Флаг
Файл:Flag of Stryi.gif
Герб
Файл:Stryi Gerb.png
Статус: город областного значения, районный центр
Страна: Украина Украина
Область: Львовская область
Район: Стрыйский район

Дата основания: 1385
Магдебургское право: 1431

Площадь: 17,0 км²
Геогр. координаты: 49°15′ с. ш. 23°51′ в. д. / 49.25° с. ш. 23.85° в. д. (G) (O)

Население 61 000 чел. (2005)

Агломерация Дрогобычская агломерация чел.

Время: UTC +2 поясн. / +3 летн.
Телефонный код: +380 3245
Почтовые индексы: 82400—82419
Расстояния, км
  Физическое По ж/д По автодорогам
до облцентра:     72 
 e-mail

Стрый (укр. Стрий) — город областного значения во Львовской области Украины, административный центр Стрыйского района.

Содержание

История

Стрый впервые упоминается в 1385 году. В 1431 году получил магдебургское право. На его развитие полезно повлияло географическое расположение на перекрёстке важнейшего пути через Карпаты (Львов-Мукачево) и широтного — на Предкарпатье. В городе был большой оборонительный замок (разобран в австрийский период).

Во второй половине XVII столетия находился в периоде наибольшего расцвета (его развитию оказывал содействие король Ян Собеский), в XVIII столетии пришёл в упадок.

До XVIII в.

Евреи начали селиться в Стрые в начале 16 в., с развитием торговли между восточными областями Польши и Венгрией; несмотря на недовольство горожан, преимущественно русинов (украинцев), некоторые руководители местной королевской администрации приглашали в город еврейских коммерсантов. В 1576 г. король Стефан Баторий официально предоставил евреям право жительства в Стрые и гарантировал им равные с христианами права. Борьба муниципалитета за отмену этого решения не прекращалась более 100 лет; тем не менее, почти все последующие польские монархи подтверждали привилегии евреев города, предостерегая бюргеров-христиан от каких-либо враждебных действий против них. Не позднее конца 16 в. в Стрые возникла организованная еврейская община, вошедшая в округ (галиль; см. Ва‘ад четырех земель) Пшемысля; в 1634 г. она получила разрешение приобрести землю для возведения синагоги и устройства кладбища. В середине 17 в. король Ян Казимир издал по просьбе муниципалитета указ, запрещавший евреям жить в Стрые, однако королевский староста Конецпольский его не выполнил, более того — фактически поощрял увеличение еврейского населения, численность которого к 1662 г. достигла 70 человек (5% всего населения). В 1652–70 гг. евреи приобрели в Стрые 11 домов, а в 1660 г. выстроили синагогу. Преемник Конецпольского Ян Собеский объявил в 1663 г., что за евреями сохраняются все права, предоставленные им в прошлом, и запретил муниципалитету решать вопросы, касающиеся городских податей, без участия двух представителей кагала. Пытаясь уладить застарелый конфликт между еврейской общиной и бюргерами-христианами, власти в 1670 г. направили в Стрый комиссию, которая постановила, что все привилегии евреев, включая данное им в 1634 г. разрешение владеть синагогой и кладбищем, остаются в силе, но еврейское население должно платить налоги наравне с остальными горожанами. В 1676 г. Я. Собеский, ставший двумя годами ранее польским королем, приказал устраивать в Стрые базарные дни не только по субботам, но и по вторникам. В 1689 г. стрыйским евреям было дозволено возвести еще одну (деревянную) синагогу. Соглашение, достигнутое в 1696 г. муниципалитетом и кагалом Стрыя, способствовало устранению последних ограничений, препятствовавших коммерческой деятельности местных евреев; единственным базарным днем в городе стала пятница. В 1697 г. католические священники обвинили евреев Стрыя в краже обрядовых предметов из церкви, однако в ходе следствия, тянувшегося до 1708 г., это обвинение так и не нашло подтверждения.

XVIII-XIX вв.

В 1765 г. под юрисдикцией стрыйского кагала находились 1727 евреев, живших в городе и его окрестностях. В 17–18 вв. они занимались главным образом торговлей, как оптовой (включая импорт лошадей и вина из Венгрии, экспорт быков, зерна и соли), так и розничной, осуществляя в ряде случаев коммерческие операции в чрезвычайно крупных по тем временам масштабах: так, некий Шмуэль Хаймович в 1701–1704 гг. продавал по 18 тысяч бочек соли в год. Кроме того, евреи Стрыя варили пиво, курили и продавали вино, разводили скот, арендовали поместья и мельницы, брали на откуп таможенные пошлины. Число ремесленников (златокузнецов, портных) было сравнительно невелико. Влияние стрыйского кагала в 18 в. значительно возросло: на окружных ва‘адах его делегаты пользовались немалым авторитетом.

В 1772 г. в результате первого раздела Польши Стрый перешел под власть Австрии, и на него были распространены австрийские законы о евреях. В 1795 г. в городе и девяти его предместьях проживали 444 еврейские семьи. С конца 18 в. стрыйские евреи находились под сильным влиянием хасидизма (несмотря на то, что Арье Лейб бен Иосеф ха-Кохен Хеллер /1745–1813?/, бывший в 1788–1813 гг. раввином города и основавший в нем крупную иешиву, решительно выступал против хасидов). Поскольку в 1820-х гг. были введены ограничения на участие евреев в виноторговле и аренду ими поместий, в 1-й половине 19 в. заметно возросло число еврейских ремесленников — портных, пекарей, плотников, лудильщиков, а также торговцев мехами. В 1870-х гг. еврейские предприниматели основали в Стрые литейный и деревообрабатывающий заводы, мыльную и спичечную фабрики. С 1873 г. в городе работала еврейская больница. В 1891 г. было учреждено палестинофильское общество Адмат Исраэль, в 1893 – первый еврейский профсоюз. Среди уроженцев Стрыя и ближайших местечек — писатель, историк и педагог Э. М. Липшюц (1879–1946); историк и географ А. Я. Бравер (1884–1975); поэт и критик Э. Зильбершлаг (1903–?), писавший на иврите; польско-еврейский прозаик и переводчик Ю. Стрыйковский (П. Старк, 1905–96).

ХХ в.

К 1910 г. численность еврейского населения Стрыя достигла 12 023 человек. Несмотря на то, что среди евреев преобладали религиозные ортодоксы, в двух городских гимназиях учились 447 еврейских детей (37,8% учащихся) и работали около 10 преподавателей-евреев; в том же году была организована школа-интернат, в которую поступили 30 еврейских подростков из окрестностей города. В начале 20 в. пост бургомистра Стрыя несколько лет занимали евреи.

В ходе Первой мировой войны Стрый на время заняли русские войска; в период их пребывания в городе (1914–15) евреи подвергались преследованиям и издевательствам. После распада Австро-Венгрии еврейские организации Стрыя сформировали отряд самообороны, насчитывавший около 40 бойцов. В 1918–19 гг., когда город недолгое время входил в состав независимой Украины, здесь работала Еврейская национальная ассамблея, которую возглавляли Э. Бык и М. Биненшток (1881–1923), выходила газета «Идише фолксштиме», в охране общественного порядка участвовала еврейская милиция.

В 1919–39 гг. Стрый вновь был в составе Польши. В 1921 г. в городе насчитывалось 10 988 евреев (около 40% всего населения), в 1931 г. — 10 869, в 1939 г. — около 12 тысяч. В 1920–30-х гг. в Стрые действовали отделения всех сионистских партий и Агуддат Исраэль; открылись еврейское профучилище, финансировавшееся Джойнтом, и две еврейских школы (одна из них — под эгидой Тарбута). Работали многочисленные благотворительные, религиозные и культурные организации, однако вскоре после того, как в сентябре 1939 г. город был занят Красной армией и присоединен к Советскому Союзу, новые власти ликвидировали их. Начались аресты и депортации видных деятелей общины; в 1941 г. органы государственной безопасности уничтожили или отправили в исправительно-трудовые лагеря ряд местных функционеров-коммунистов еврейского происхождения.

Холокост

2 июля 1941 г. в Стрый вступили германские войска; сразу после этого украинцы, действовавшие под руководством нацистов, убили несколько сот евреев. Оккупационные власти организовали в Стрые юденрат. Первый массовый расстрел евреев произошел в ноябре 1941 г. в лесу близ Стрыя (погибло около 1200 человек), второй — в мае 1942 г.; в промежутке между двумя акциями, зимой 1941–42 гг., сотни молодых евреев были отправлены в лагеря принудительного труда, где многие из них погибли от истощения. 1 сентября 1942 г. нацисты депортировали в лагерь смерти Белжец несколько тысяч человек, 17–18 октября того же года — еще около двух тысяч. 1 декабря 1942 г. остатки еврейского населения Стрыя согнали в гетто (лишь немногим удалось бежать до этого из города и перебраться через Карпаты в Венгрию); в феврале 1943 г. были расстреляны около двух тысяч его обитателей, в мае 1943 г. на городском кладбище — около одной тысячи. Окончательная ликвидация гетто последовала в июне 1943 г. (еврейские дома систематически сжигали, не давая тем, кто в них находился, никакой возможности спрятаться); узников рабочих лагерей уничтожили месяц спустя. В августе 1943 г. немецкие власти объявили Стрый юденрайн, однако и в последующие месяцы здесь неоднократно обнаруживали и расстреливали скрывавшихся евреев; лишь немногие из них дожили до августа 1944 г., когда город заняли советские войска.

Послевоенный период

После войны община не была восстановлена. Объединения выходцев из Стрыя действуют в Израиле и США. В 1962 г. издана памятная книга, посвященная истории стрыйского еврейства и его трагической судьбе.

Католический костёл Святой Девы Марии Городской совет Центральная площадь


Примечания

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация