Сфирот
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kofman (Обсуждение | вклад) (→Примечания) |
Kofman (Обсуждение | вклад) (→Описание сфирот) |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
Бина — понимание: бесконечный проблеск хохмы, заключенный в сосуд понимания, схватывающего мысль в ее широте или глубине; „женская“ сфира, которая дает рождение „божественным“ эмоциям, разуму, пониманию. Понимание приносит с собой тшуву — возвращение к Богу. | Бина — понимание: бесконечный проблеск хохмы, заключенный в сосуд понимания, схватывающего мысль в ее широте или глубине; „женская“ сфира, которая дает рождение „божественным“ эмоциям, разуму, пониманию. Понимание приносит с собой тшуву — возвращение к Богу. | ||
- | Даат — | + | Даат — знание. |
Хесед — доброта, милость, ничем не обусловленная любовь Бога. | Хесед — доброта, милость, ничем не обусловленная любовь Бога. | ||
Строка 42: | Строка 42: | ||
Тиферет — великолепие, гармония: симметрия, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии. | Тиферет — великолепие, гармония: симметрия, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии. | ||
- | Нецах — | + | Нецах — победа. |
hод — слава: уступка, подчинение, искренность. | hод — слава: уступка, подчинение, искренность. | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
Малхут — царство: женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. Малхут становится кетером — желанием Творца, источником для любого последующего более нижнего уровня в творении. Завершение, реализация божественного замысла. | Малхут — царство: женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. Малхут становится кетером — желанием Творца, источником для любого последующего более нижнего уровня в творении. Завершение, реализация божественного замысла. | ||
- | |||
- | |||
== Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == | == Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == |
Версия 12:38, 9 февраля 2011
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») — десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.
Сфирот — ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) для сотворения мира.
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлись частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное. «Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24). [1]
Сфирот — проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца — или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей, то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот — корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .[2]
«Единство и простота присущи Богу и в них — корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся — единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота — корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. „Клалей хохмат hа эмет“).
Содержание |
Метафора человека в каббале
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность (Бог создал человека по своему образу и подобию). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного, наряду с другой метафорой, метафорой света. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и образуют парцуфы.
Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир
Описание сфирот
Кетер — корона: божественная воля творить; бесконечный свет Творца.
Хохма — мудрость: первый проблеск мысли, прежде чем она получит оформление и ограничения. „Мужская“ сфира. Божественная реальность, первое раскрытие божественного, творение из ничто.
Бина — понимание: бесконечный проблеск хохмы, заключенный в сосуд понимания, схватывающего мысль в ее широте или глубине; „женская“ сфира, которая дает рождение „божественным“ эмоциям, разуму, пониманию. Понимание приносит с собой тшуву — возвращение к Богу.
Даат — знание.
Хесед — доброта, милость, ничем не обусловленная любовь Бога.
Гвура — могущество, суровость: сила, суд, намерение, воздержание, страх перед Богом.
Тиферет — великолепие, гармония: симметрия, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
Нецах — победа.
hод — слава: уступка, подчинение, искренность.
Йесод — основание: завершение, память, последовательное знание.
Малхут — царство: женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света „эмоциональных“ сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. Малхут становится кетером — желанием Творца, источником для любого последующего более нижнего уровня в творении. Завершение, реализация божественного замысла.
Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир
Игулим и йошер
Игулим
Йошер
Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер
Взаимодействия сфирот
Парцуфим
Сфирот и силы души
Сфирот и четыре мира
Три линии
Примечания
1* До сокращения (цимцума) было простое неограниченное желание Творца. „Цимцум — есть проявление действия ограниченного из безграничного… Высшее желание — Эйн Соф включает все множество сил без конца и предела, однако мы не говорим о беспредельном — ибо никак не относимся к нему — но о силе среди других сил. Ограниченное желание — одно из сил Эйн Софа, и она выделяется среди прочих сил Творца, поскольку она — наша причина“. Десять сфирот — на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24).
2* Сфирот являясь проявлениями желания Творца — проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни — представляют десять сфирот.
Источники
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>