Химьяр
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
- | + | '''Химьяр''' (Химйар; {{lang-ar|حِمير}}) — древнее царство, существовавшее около [[110 до н. э.]] — [[599]] г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной [[Аравия|Аравии]]. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Иудаизм в Химьяре == | == Иудаизм в Химьяре == | ||
- | Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли [[иудаизм]]. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и [[Зу Нувас|Масрук Зу Нувас]]. | + | Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли [[иудаизм]]. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]]. |
- | + | В Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, [[иудаизм]] был хорошо известен, еврейский прозелитизм являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, у тому же курс на [[христианство]] взяли старые враги-кушиты (эфиопы). Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где права иудеев были более ограничены. | |
По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы. | По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы. | ||
- | Царь [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]], сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял [[иудаизм]], то есть не был иудеем от рождения. | + | Царь [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)|Масрук Зу Нувас]], сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял [[иудаизм]], то есть не был иудеем от рождения. Однако хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить. |
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения. | Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения. | ||
- | Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, | + | Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, достаточно антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, Зу Нувас уничтожил не всех христиан в своей земле, так как некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию. |
== Падение == | == Падение == | ||
- | Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва. | + | Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва. |
В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены. | В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Строка 64: | Строка 37: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
- | |||
* [[Еврейские царства]] | * [[Еврейские царства]] | ||
- | |||
* [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)]] | * [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)]] | ||
Строка 79: | Строка 50: | ||
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"] | * [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"] | ||
- | + | [[Категория:Еврейские государства]] | |
- | + | [[Категория:История евреев в средневековье]] | |
- | + | [[Категория:Гиюр, прозелиты в иудаизме]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + | |
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[Категория: | + |
Версия 07:33, 7 февраля 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Химьяр (Химйар; араб. حِمير) — древнее царство, существовавшее около 110 до н. э. — 599 г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной Аравии.
Содержание |
Иудаизм в Химьяре
Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли иудаизм. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и Масрук Зу Нувас.
В Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, иудаизм был хорошо известен, еврейский прозелитизм являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, у тому же курс на христианство взяли старые враги-кушиты (эфиопы). Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где права иудеев были более ограничены.
По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы.
Царь Масрук Зу Нувас, сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял иудаизм, то есть не был иудеем от рождения. Однако хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить.
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.
Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, достаточно антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, Зу Нувас уничтожил не всех христиан в своей земле, так как некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
Падение
Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва. В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены.
См. также
Источники
- Коротаев А. В. Социальная история Йемена, Х в. до н.э. - ХХ в. н.э. Вождества и племена страны Хашид и Бакил. М.: КомКнига, 2006.
- Нина Пигулевская, <Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв.> с сайта библиотеки Кротова
- Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества / Ответственный редактор П.А.Грязневич. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985.
- Надпись аксумского царя Калеба — Элла-Асбахи о походе на агуэзат и против Химьяра
- Прокопий Кесарийский "Война с персами" Книга I, глава XX
- "История жителей Награна и мученичество святого Хирута и его сотоварищей, которое произошло в 5-й год правления царя Юстина и от Адама до того времени — 6033 года, а от Александра до него — 8 <3> 5 лет"
- "Книга химьяритов"