Комментарий к Мишне (Маймонид)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Лембрик (Обсуждение | вклад) |
Лембрик (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | == Причины и время создания комментария к Мишне == | |
- | + | ||
- | <p style="text-align: justify; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 11pt">В результате гонений еврейское население мусульманских стран столкнулось с проблемой безграмотности и отхода от традиции отцов. Раби Моше ясно осознавал отсутствие у арабоязычных евреев навыков изучения и извлечения закона непосредственно из текста Талмуда, поэтому его труд был написан в виде комментария на Мишну́ на доступном его соплеменникам арабском языке. Эту работу РаМБаМ назвал «Освещение». На иврите она также известна под названием «</span><span style="font-size: 11pt" dir="rtl">המאור</span><span style="font-size: 11pt">» - «а-Мао́р» - «Светоч».& | + | <span style="font-size: 11pt">В 1168 году, спустя три года после прибытия в Египет, в возрасте тридцати лет, РаМБаМ закончил свою первую обширную работу, над которой он трудился с двадцатитрехлетнего возраста. В основу этого труда легла Мишна – законодательное ядро Устной Торы.</span> |
- | <p style="text-align: justify; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 11pt">Комментарий на Мишну́ Маймонид снабдил предисловием, в котором он детально повествует о возникновении и развитии Устной Торы, вплоть до первой записи во</span> <span style="font-size: 11pt">II</span> <span style="font-size: 11pt">-</span> <span style="font-size: 11pt">III</span> <span style="font-size: 11pt">вв. н. э. Там же РаМБаМ дает обзор комментариев к Мишне́, созданных последующими учителями Вавилона и Израиля, благодаря которым этот комплексный труд нашел отражение в Вавилонском и Иерусалимском Талму́дах. В конце предисловия Раби Моше раскрывает цели и задачи своего комментария.</span></p> | + | <p style="text-align: justify; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 11pt">В результате гонений еврейское население мусульманских стран столкнулось с проблемой безграмотности и отхода от традиции отцов. Раби Моше ясно осознавал отсутствие у арабоязычных евреев навыков изучения и извлечения закона непосредственно из текста Талмуда, поэтому его труд был написан в виде комментария на Мишну́ на доступном его соплеменникам арабском языке. Эту работу РаМБаМ назвал «Освещение». На иврите она также известна под названием «</span><span style="font-size: 11pt" dir="rtl">המאור</span><span style="font-size: 11pt">» - «а-Мао́р» - «Светоч». </span></p><p style="text-align: justify; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 11pt">Комментарий на Мишну́ Маймонид снабдил предисловием, в котором он детально повествует о возникновении и развитии Устной Торы, вплоть до первой записи во</span> <span style="font-size: 11pt">II</span> <span style="font-size: 11pt">-</span> <span style="font-size: 11pt">III</span> <span style="font-size: 11pt">вв. н. э. Там же РаМБаМ дает обзор комментариев к Мишне́, созданных последующими учителями Вавилона и Израиля, благодаря которым этот комплексный труд нашел отражение в Вавилонском и Иерусалимском Талму́дах. В конце предисловия Раби Моше раскрывает цели и задачи своего комментария.</span></p> |
- | + | == О пользе комментария == | |
- | + | ||
- | + | <span style="font-size: 11pt">Маймонид возлагал большие надежды на свой труд, который, по его мнению, должен был принести изучающему четыре пользы:</span> | |
- | + | ||
- | + | #<span style="font-size: 11pt">Упорядочивание понимания Мишны. Текст Мишны не всегда понятен без талмудического комментария к ней, где прения сторон по тем или иным вопросам, упомянутых в Мишне, порой затягивались на несколько страниц, запомнить которые читатель был не в состоянии. Люди нуждались в четкой и ясной формулировке Мишны, что и сделал Раби Моше Бен Маймон, прокомментировав Мишну.</span> | |
- | + | #<span style="font-size: 11pt">Извлечение закона непосредственно из текста Мишны. Каждый комментарий сопровождался решением, по какому мнению следует поступать.</span> | |
- | + | #<span style="font-size: 11pt">Оказание помощи начинающим. Комментарий к Мишне должен был послужить подспорьем для начинающих талмудистов. Труд РаМБаМа должен был дать обозрение всего Талмуда, который в будущем облегчит процесс серьезного изучения Гемары для ученика.</span> | |
- | + | ||
- | + | <span style="font-size: 11pt">Закрепление пройденного материала. Для тех, кто уже изучал Талмуд, этот комментарий позволял иметь пройденный материал «перед глазами».</span> | |
- | + | ||
- | + | == Структура и стиль комментария == | |
- | + | ||
- | + | <span style="font-size: 11pt">Один из основополагающих принципов стиля РаМБаМа - это простота и краткость изложения. Раби Моше оставляет исключительно те объяснения, которые были признаны в ходе дискуссии мудрецов Талмуда состоятельными. Будучи крайне расположен к своему читателю, он старается максимально помочь ему разобраться в спорных вопросах, разъяснить и уточнить излагаемый материал, раскрывая причины разногласий между сторонами. Кроме того, Маймонид указал, чьему мнению надо следовать на практике – и все это в соответствии с талмудическим комментарием.</span> | |
- | + | ||
- | + | <span style="font-size: 11pt">Прежде чем приступить к комментированию, Маймонид всегда приводит заглавие Мишны, которую он собирается обсуждать, а затем уже он дает свои пояснения.</span> | |
- | + | ||
+ | == Ссылки и источники по статье == | ||
+ | |||
+ | А. Барановский, [http://abi-05042005.narod.ru/ Моше Бен Маймон], Москва 2006 | ||
+ | |||
+ | Центр Наследия РаМБаМа в Тверии - מרכז מורשת הרמב"ם | ||
+ | |||
+ | | ||
+ | |||
+ | |
Версия 13:28, 6 февраля 2011
Содержание |
Причины и время создания комментария к Мишне
В 1168 году, спустя три года после прибытия в Египет, в возрасте тридцати лет, РаМБаМ закончил свою первую обширную работу, над которой он трудился с двадцатитрехлетнего возраста. В основу этого труда легла Мишна – законодательное ядро Устной Торы.
В результате гонений еврейское население мусульманских стран столкнулось с проблемой безграмотности и отхода от традиции отцов. Раби Моше ясно осознавал отсутствие у арабоязычных евреев навыков изучения и извлечения закона непосредственно из текста Талмуда, поэтому его труд был написан в виде комментария на Мишну́ на доступном его соплеменникам арабском языке. Эту работу РаМБаМ назвал «Освещение». На иврите она также известна под названием «המאור» - «а-Мао́р» - «Светоч».
Комментарий на Мишну́ Маймонид снабдил предисловием, в котором он детально повествует о возникновении и развитии Устной Торы, вплоть до первой записи во II - III вв. н. э. Там же РаМБаМ дает обзор комментариев к Мишне́, созданных последующими учителями Вавилона и Израиля, благодаря которым этот комплексный труд нашел отражение в Вавилонском и Иерусалимском Талму́дах. В конце предисловия Раби Моше раскрывает цели и задачи своего комментария.
О пользе комментария
Маймонид возлагал большие надежды на свой труд, который, по его мнению, должен был принести изучающему четыре пользы:
- Упорядочивание понимания Мишны. Текст Мишны не всегда понятен без талмудического комментария к ней, где прения сторон по тем или иным вопросам, упомянутых в Мишне, порой затягивались на несколько страниц, запомнить которые читатель был не в состоянии. Люди нуждались в четкой и ясной формулировке Мишны, что и сделал Раби Моше Бен Маймон, прокомментировав Мишну.
- Извлечение закона непосредственно из текста Мишны. Каждый комментарий сопровождался решением, по какому мнению следует поступать.
- Оказание помощи начинающим. Комментарий к Мишне должен был послужить подспорьем для начинающих талмудистов. Труд РаМБаМа должен был дать обозрение всего Талмуда, который в будущем облегчит процесс серьезного изучения Гемары для ученика.
Закрепление пройденного материала. Для тех, кто уже изучал Талмуд, этот комментарий позволял иметь пройденный материал «перед глазами».
Структура и стиль комментария
Один из основополагающих принципов стиля РаМБаМа - это простота и краткость изложения. Раби Моше оставляет исключительно те объяснения, которые были признаны в ходе дискуссии мудрецов Талмуда состоятельными. Будучи крайне расположен к своему читателю, он старается максимально помочь ему разобраться в спорных вопросах, разъяснить и уточнить излагаемый материал, раскрывая причины разногласий между сторонами. Кроме того, Маймонид указал, чьему мнению надо следовать на практике – и все это в соответствии с талмудическим комментарием.
Прежде чем приступить к комментированию, Маймонид всегда приводит заглавие Мишны, которую он собирается обсуждать, а затем уже он дает свои пояснения.
Ссылки и источники по статье
А. Барановский, Моше Бен Маймон, Москва 2006
Центр Наследия РаМБаМа в Тверии - מרכז מורשת הרמב"ם