Люблин (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Катергория:требует категоризации» на «Категория:требует категоризации») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
'''Лю́блин''' ({{lang-pl|Lublin}}) — крупный город в Польше, административный центр Люблинского воеводства. Расположен на Люблинской Возвышенности, на реке Быстрице — левом притоке Вепжа. Площадь города занимает 147,5 кв. км. 354 272 жителей (2006). | '''Лю́блин''' ({{lang-pl|Lublin}}) — крупный город в Польше, административный центр Люблинского воеводства. Расположен на Люблинской Возвышенности, на реке Быстрице — левом притоке Вепжа. Площадь города занимает 147,5 кв. км. 354 272 жителей (2006). | ||
- | == | + | == До XVII в. == |
- | + | ||
- | + | Первые сведения о посещении Люблина еврейскими купцами относятся к 14 в. В 1336 г. король Казимир III разрешил евреям селиться в предместье Люблина — Пяски (получило название Пяски Жидовские). Королевские власти пытались поддерживать евреев, даруя им различные привилегии, но под давлением католической церкви и христианского населения были вынуждены ограничивать их права. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | В 1336 г. | + | |
В 15-16 веках, благодаря проходившему через него торговому пути от Чёрного моря в Западную Европу, Люблин интенсивно развивается. Евреев то допускали в город, то изгоняли из него. | В 15-16 веках, благодаря проходившему через него торговому пути от Чёрного моря в Западную Европу, Люблин интенсивно развивается. Евреев то допускали в город, то изгоняли из него. | ||
В 1518 г. король Сигизмунд I запретил евреям проживать в Люблине, хотя он же предоставил им права и целый ряд привилегий в пригороде Люблина — Подзамче, а затем разрешил торговать в Люблине и освободил их от уплаты таможенной пошлины на границах Люблинского воеводства. В 1550 г. король разрешил евреям селиться в Люблине, а в 1558 г. он утвердил изданное местными властями запрещение евреям селиться в пределах города. | В 1518 г. король Сигизмунд I запретил евреям проживать в Люблине, хотя он же предоставил им права и целый ряд привилегий в пригороде Люблина — Подзамче, а затем разрешил торговать в Люблине и освободил их от уплаты таможенной пошлины на границах Люблинского воеводства. В 1550 г. король разрешил евреям селиться в Люблине, а в 1558 г. он утвердил изданное местными властями запрещение евреям селиться в пределах города. | ||
+ | |||
+ | == XVII в. == | ||
Постоянная община возникла в Люблине во второй половине 16 в. Занятиями евреев были торговля (в том числе транзитная — между Речью Посполитой, Германией и Русским государством), ремесла (портняжное, скорняжное и другие), а также денежные операции. Напряженность в отношениях между евреями и христианами резко обострилась в конце 16–17 вв. под влиянием контрреформации в Польше. В Польше распространились кровавые наветы. Несколько случаев кровавого навета имели место в самом Люблине. | Постоянная община возникла в Люблине во второй половине 16 в. Занятиями евреев были торговля (в том числе транзитная — между Речью Посполитой, Германией и Русским государством), ремесла (портняжное, скорняжное и другие), а также денежные операции. Напряженность в отношениях между евреями и христианами резко обострилась в конце 16–17 вв. под влиянием контрреформации в Польше. В Польше распространились кровавые наветы. Несколько случаев кровавого навета имели место в самом Люблине. | ||
Строка 33: | Строка 31: | ||
В 16–17 вв. Люблин, прозванный Иерушалаим де-Полин (Польский Иерусалим), был одним из крупнейших центров духовной и общественной жизни польского еврейства. В Люблине заседал Ва‘ад четырех земель. С 16 в. Люблин — центр книгопечатания. Среди раввинов и глав иешив Люблина были крупнейшие раввинистические авторитеты: основатель метода пилпул в изучении Талмуда, галахист [[Поляк, Яков|Я. Поляк]]; [[Шахна, Шалом|Ш. Шахна]], которого король Сигизмунд II Август назначил главным раввином Польши, и его ученик М. Иссерлес. В 1567 г. в Люблине была основана иешива, выборному ректору которой король предоставил полную независимость от раввина города. | В 16–17 вв. Люблин, прозванный Иерушалаим де-Полин (Польский Иерусалим), был одним из крупнейших центров духовной и общественной жизни польского еврейства. В Люблине заседал Ва‘ад четырех земель. С 16 в. Люблин — центр книгопечатания. Среди раввинов и глав иешив Люблина были крупнейшие раввинистические авторитеты: основатель метода пилпул в изучении Талмуда, галахист [[Поляк, Яков|Я. Поляк]]; [[Шахна, Шалом|Ш. Шахна]], которого король Сигизмунд II Август назначил главным раввином Польши, и его ученик М. Иссерлес. В 1567 г. в Люблине была основана иешива, выборному ректору которой король предоставил полную независимость от раввина города. | ||
- | В 17 веке в городе эпидемия уносит более 5 тыс. жизней. В 1656 г. русско-казацкое войско Петра Потёмкина, захватив Люблин, | + | В 17 веке в городе эпидемия уносит более 5 тыс. жизней. В 1656 г. русско-казацкое войско Петра Потёмкина и повстанцы Б. Хмельницкого, захватив Люблин, устроили (вопреки своему обещанию оставить население Люблина в покое за контрибуцию в десять тысяч злотых) массовую резню евреев, во время которой погибла почти вся община Люблина, а также много евреев из его окрестностей, искавших в городе прибежища. Затем город разрушили шведы. В дальнейшем положение города не улучшается, главным образом из-за [[Великая Северная Война|Северной Войны]]. Перестают проводиться люблинские ярмарки, купцы из Европы покидают город. |
- | + | ||
- | Затем город разрушили шведы.В дальнейшем положение города не улучшается, главным образом из-за [[Великая Северная Война|Северной Войны]]. Перестают проводиться люблинские ярмарки, купцы из Европы покидают город. | + | |
Короли Польши пытались восстановить общину Люблина. В 1669 г. евреи получили право торговли в Люблине, в 1696 г. они были уравнены в торговых правах с купцами-неевреями; в 1675 г. королевские власти взяли под свое покровительство их жизнь и имущество. Но из-за общего упадка экономической жизни Люблина евреи не смогли восстановить былого процветания и были вынуждены заниматься в основном винокурением и виноторговлей. | Короли Польши пытались восстановить общину Люблина. В 1669 г. евреи получили право торговли в Люблине, в 1696 г. они были уравнены в торговых правах с купцами-неевреями; в 1675 г. королевские власти взяли под свое покровительство их жизнь и имущество. Но из-за общего упадка экономической жизни Люблина евреи не смогли восстановить былого процветания и были вынуждены заниматься в основном винокурением и виноторговлей. | ||
+ | |||
+ | == XVIII в. == | ||
В 1703 году [[Август II]] дарует городу привилегии, уравнивающие его в правах с [[Краков]]ом. В 18 в. усилились трения между еврейским и нееврейским населением города. В борьбе с цехами ремесленников-неевреев в Люблине возникло объединение не организованных в цеха еврейских и христианских ремесленников. Король Станислав Понятовский в 1769 г. вновь утвердил права, дарованные евреям в Люблине прежними королями Польши. Однако в 1780 г. он же запретил евреям селиться в городе. Из-за общей политической анархии, господствовавшей в государстве, приказ этот не был осуществлен. В 1781 г. в Люблине проживало 4230 евреев (50% всего населения). | В 1703 году [[Август II]] дарует городу привилегии, уравнивающие его в правах с [[Краков]]ом. В 18 в. усилились трения между еврейским и нееврейским населением города. В борьбе с цехами ремесленников-неевреев в Люблине возникло объединение не организованных в цеха еврейских и христианских ремесленников. Король Станислав Понятовский в 1769 г. вновь утвердил права, дарованные евреям в Люблине прежними королями Польши. Однако в 1780 г. он же запретил евреям селиться в городе. Из-за общей политической анархии, господствовавшей в государстве, приказ этот не был осуществлен. В 1781 г. в Люблине проживало 4230 евреев (50% всего населения). | ||
+ | |||
+ | == XIX в. == | ||
В 1792 году город занимают русские войска. С 1795 г. Люблин находился под властью Австрии, затем вошел в состав Варшавского герцогства (1809–15), а с 1815 г. был включен в состав Царства Польского под властью России. В 1841 г. в Люблине еврейское население составляло 8468 человек (при общем населении города 14 322 человека), в 1908 г. — 31 721 человека (50,8% всего населения). С конца 18 в.— начала 19 в. Люблин — центр хасидизма в Польше. Во второй половине 19 в. появились первые еврейские училища с преподаванием на русском или польском языках. В 1897 г. была основана первая школа с преподаванием на иврите. | В 1792 году город занимают русские войска. С 1795 г. Люблин находился под властью Австрии, затем вошел в состав Варшавского герцогства (1809–15), а с 1815 г. был включен в состав Царства Польского под властью России. В 1841 г. в Люблине еврейское население составляло 8468 человек (при общем населении города 14 322 человека), в 1908 г. — 31 721 человека (50,8% всего населения). С конца 18 в.— начала 19 в. Люблин — центр хасидизма в Польше. Во второй половине 19 в. появились первые еврейские училища с преподаванием на русском или польском языках. В 1897 г. была основана первая школа с преподаванием на иврите. | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
Евреи играли ведущую роль в хлебной торговле и ремеслах Люблина, превратившегося в важный экономический центр благодаря связям с русским рынком. Почти вся кожевенная промышленность Люблина находилась в руках евреев. С увеличением числа еврейских рабочих в Люблине возникли профессиональные союзы. Активно действовал Бунд. Во время революции 1905 г. Бунд организовал политическую демонстрацию в Люблине (сотни евреев — участников которой были брошены в тюрьмы). | Евреи играли ведущую роль в хлебной торговле и ремеслах Люблина, превратившегося в важный экономический центр благодаря связям с русским рынком. Почти вся кожевенная промышленность Люблина находилась в руках евреев. С увеличением числа еврейских рабочих в Люблине возникли профессиональные союзы. Активно действовал Бунд. Во время революции 1905 г. Бунд организовал политическую демонстрацию в Люблине (сотни евреев — участников которой были брошены в тюрьмы). | ||
- | + | == ХХ в. == | |
- | В 1921 г. в Люблине проживало 37 337 евреев (34,7% всего населения), в 1939 г. — 37 830. Правительство независимой Польши (с 1918 г.) нередко проводило антиеврейскую политику, и евреи Люблина подвергались нападениям, организованными главным образом студентами местного католического университета. В Люблине действовали различные еврейские политические партии — от Бунда до | + | Во время Первой мировой войны, когда Люблин был оккупирован австро-венгерской армией, евреи получили разрешение организовать две народные гимназии, театр на идиш (театр Каминьских). Ш. Б. Нисенбаум (1866–1926) основал газету на идиш «Люблинер тогблат» |
+ | |||
+ | В 1921 г. в Люблине проживало 37 337 евреев (34,7% всего населения), в 1939 г. — 37 830. Правительство независимой Польши (с 1918 г.) нередко проводило антиеврейскую политику, и евреи Люблина подвергались нападениям, организованными главным образом студентами местного католического университета. В Люблине действовали различные еврейские политические партии — от Бунда до Агудат Исраэль. | ||
Наиболее активны были партии, принадлежавшие к различным течениям сионизма. Существовали еврейские школы, библиотеки, драматические и оркестровые кружки, спортивные организации, издавался еженедельник на идиш «Люблинер штиме» (1922–38). Во всем мире пользовалась известностью иешива «Иешиват хахмей Люблин», возглавлявшаяся раввином города М. Шапиро (1887–1934). | Наиболее активны были партии, принадлежавшие к различным течениям сионизма. Существовали еврейские школы, библиотеки, драматические и оркестровые кружки, спортивные организации, издавался еженедельник на идиш «Люблинер штиме» (1922–38). Во всем мире пользовалась известностью иешива «Иешиват хахмей Люблин», возглавлявшаяся раввином города М. Шапиро (1887–1934). | ||
+ | |||
+ | == Холокост == | ||
Немцы, захватив Люблин 18 сентября 1939 г., вскоре (9 ноября) выселили состоятельных евреев в худшие кварталы города, часть евреев отправили в трудовые лагеря, а многих расстреляли. В начале оккупации немцы предполагали превратить Люблинское воеводство в «резервацию» для еврейского населения Польши и других стран, захваченных Германией. В апреле 1940 г. этот проект был отклонен. 10 марта 1941 г., после изгнания около десяти тысяч евреев из Люблина в окрестные местечки и деревни, в Люблине было официально учреждено гетто, население которого достигло 34 тысяч человек. | Немцы, захватив Люблин 18 сентября 1939 г., вскоре (9 ноября) выселили состоятельных евреев в худшие кварталы города, часть евреев отправили в трудовые лагеря, а многих расстреляли. В начале оккупации немцы предполагали превратить Люблинское воеводство в «резервацию» для еврейского населения Польши и других стран, захваченных Германией. В апреле 1940 г. этот проект был отклонен. 10 марта 1941 г., после изгнания около десяти тысяч евреев из Люблина в окрестные местечки и деревни, в Люблине было официально учреждено гетто, население которого достигло 34 тысяч человек. | ||
Строка 55: | Строка 59: | ||
17 марта 1942 г. немцы начали массовое уничтожение евреев города. 30 тысяч человек были уничтожены в лагере смерти [[Белжец]], четыре тысяч — в «образцовом гетто» [[Майдан Татарский]] (9 ноября 1942 г.) и в [[Майданеке]] (3 ноября 1943 г.). 300 евреев, находившихся в трудовом лагере в Люблине, были уничтожены немцами за несколько дней до освобождения Люблина от немецкой оккупации (июль 1944 г.). В Люблине существовал (с февраля 1940 г. по ноябрь 1943 г.) лагерь для польских военнопленных-евреев (попавших в плен в сентябре 1939 г.). Подпольной организации лагеря удалось устроить вооруженный побег нескольких групп пленных к партизанам. Остальные пленные были уничтожены в лагерях смерти. | 17 марта 1942 г. немцы начали массовое уничтожение евреев города. 30 тысяч человек были уничтожены в лагере смерти [[Белжец]], четыре тысяч — в «образцовом гетто» [[Майдан Татарский]] (9 ноября 1942 г.) и в [[Майданеке]] (3 ноября 1943 г.). 300 евреев, находившихся в трудовом лагере в Люблине, были уничтожены немцами за несколько дней до освобождения Люблина от немецкой оккупации (июль 1944 г.). В Люблине существовал (с февраля 1940 г. по ноябрь 1943 г.) лагерь для польских военнопленных-евреев (попавших в плен в сентябре 1939 г.). Подпольной организации лагеря удалось устроить вооруженный побег нескольких групп пленных к партизанам. Остальные пленные были уничтожены в лагерях смерти. | ||
- | 24 июля 1944 г. Люблин был освобожден от немцев и до января 1945 г. являлся временной столицей Польши; в этот период в Люблине действовал целый ряд еврейских общественных и культурных учреждений, в том числе Центральный комитет евреев Польши. Несколько тысяч евреев из Люблина, спасшихся в СССР в годы войны, вернулись в Люблин, но в 1946–50 гг. покинули его из-за враждебности местного населения. Клуб еврейского общества культуры существовал в Люблине до 1968 г., когда последние остававшиеся в Люблине евреи покинули Польшу. | + | == Послевоенное время == |
+ | |||
+ | 24 июля 1944 г. Люблин был освобожден от немцев и до января 1945 г. являлся временной столицей Польши; в этот период в Люблине действовал целый ряд еврейских общественных и культурных учреждений, в том числе Центральный комитет евреев Польши. Несколько тысяч евреев из Люблина, спасшихся в СССР в годы войны, вернулись в Люблин, но в 1946–50 гг. покинули его из-за враждебности местного населения. Клуб еврейского общества культуры существовал в Люблине до 1968 г., когда последние остававшиеся в Люблине евреи покинули Польшу. | ||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | |||
+ | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12528&query=ЛЮБЛИН Электронная еврейская энциклопедия]</ref> | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 64: | Строка 74: | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
- | + | [[Категория:История евреев Польши]] | |
- | + | [[Категория:Евреи в Европе]] | |
- | + | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] | |
- | [[Категория: | + | [[Категория:Холокост]] |
Версия 10:35, 6 февраля 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Лю́блин (польск. Lublin) — крупный город в Польше, административный центр Люблинского воеводства. Расположен на Люблинской Возвышенности, на реке Быстрице — левом притоке Вепжа. Площадь города занимает 147,5 кв. км. 354 272 жителей (2006).
Содержание |
До XVII в.
Первые сведения о посещении Люблина еврейскими купцами относятся к 14 в. В 1336 г. король Казимир III разрешил евреям селиться в предместье Люблина — Пяски (получило название Пяски Жидовские). Королевские власти пытались поддерживать евреев, даруя им различные привилегии, но под давлением католической церкви и христианского населения были вынуждены ограничивать их права.
В 15-16 веках, благодаря проходившему через него торговому пути от Чёрного моря в Западную Европу, Люблин интенсивно развивается. Евреев то допускали в город, то изгоняли из него.
В 1518 г. король Сигизмунд I запретил евреям проживать в Люблине, хотя он же предоставил им права и целый ряд привилегий в пригороде Люблина — Подзамче, а затем разрешил торговать в Люблине и освободил их от уплаты таможенной пошлины на границах Люблинского воеводства. В 1550 г. король разрешил евреям селиться в Люблине, а в 1558 г. он утвердил изданное местными властями запрещение евреям селиться в пределах города.
XVII в.
Постоянная община возникла в Люблине во второй половине 16 в. Занятиями евреев были торговля (в том числе транзитная — между Речью Посполитой, Германией и Русским государством), ремесла (портняжное, скорняжное и другие), а также денежные операции. Напряженность в отношениях между евреями и христианами резко обострилась в конце 16–17 вв. под влиянием контрреформации в Польше. В Польше распространились кровавые наветы. Несколько случаев кровавого навета имели место в самом Люблине.
В 1646 г. ученики иезуитской коллегии Люблина устроили еврейский погром («школьный погром»), во время которого погибли восемь евреев; в 1650 г. по инициативе иезуитов аптекарям-евреям было запрещено обслуживать христианское население.
В 16–17 вв. Люблин, прозванный Иерушалаим де-Полин (Польский Иерусалим), был одним из крупнейших центров духовной и общественной жизни польского еврейства. В Люблине заседал Ва‘ад четырех земель. С 16 в. Люблин — центр книгопечатания. Среди раввинов и глав иешив Люблина были крупнейшие раввинистические авторитеты: основатель метода пилпул в изучении Талмуда, галахист Я. Поляк; Ш. Шахна, которого король Сигизмунд II Август назначил главным раввином Польши, и его ученик М. Иссерлес. В 1567 г. в Люблине была основана иешива, выборному ректору которой король предоставил полную независимость от раввина города.
В 17 веке в городе эпидемия уносит более 5 тыс. жизней. В 1656 г. русско-казацкое войско Петра Потёмкина и повстанцы Б. Хмельницкого, захватив Люблин, устроили (вопреки своему обещанию оставить население Люблина в покое за контрибуцию в десять тысяч злотых) массовую резню евреев, во время которой погибла почти вся община Люблина, а также много евреев из его окрестностей, искавших в городе прибежища. Затем город разрушили шведы. В дальнейшем положение города не улучшается, главным образом из-за Северной Войны. Перестают проводиться люблинские ярмарки, купцы из Европы покидают город.
Короли Польши пытались восстановить общину Люблина. В 1669 г. евреи получили право торговли в Люблине, в 1696 г. они были уравнены в торговых правах с купцами-неевреями; в 1675 г. королевские власти взяли под свое покровительство их жизнь и имущество. Но из-за общего упадка экономической жизни Люблина евреи не смогли восстановить былого процветания и были вынуждены заниматься в основном винокурением и виноторговлей.
XVIII в.
В 1703 году Август II дарует городу привилегии, уравнивающие его в правах с Краковом. В 18 в. усилились трения между еврейским и нееврейским населением города. В борьбе с цехами ремесленников-неевреев в Люблине возникло объединение не организованных в цеха еврейских и христианских ремесленников. Король Станислав Понятовский в 1769 г. вновь утвердил права, дарованные евреям в Люблине прежними королями Польши. Однако в 1780 г. он же запретил евреям селиться в городе. Из-за общей политической анархии, господствовавшей в государстве, приказ этот не был осуществлен. В 1781 г. в Люблине проживало 4230 евреев (50% всего населения).
XIX в.
В 1792 году город занимают русские войска. С 1795 г. Люблин находился под властью Австрии, затем вошел в состав Варшавского герцогства (1809–15), а с 1815 г. был включен в состав Царства Польского под властью России. В 1841 г. в Люблине еврейское население составляло 8468 человек (при общем населении города 14 322 человека), в 1908 г. — 31 721 человека (50,8% всего населения). С конца 18 в.— начала 19 в. Люблин — центр хасидизма в Польше. Во второй половине 19 в. появились первые еврейские училища с преподаванием на русском или польском языках. В 1897 г. была основана первая школа с преподаванием на иврите.
Евреи играли ведущую роль в хлебной торговле и ремеслах Люблина, превратившегося в важный экономический центр благодаря связям с русским рынком. Почти вся кожевенная промышленность Люблина находилась в руках евреев. С увеличением числа еврейских рабочих в Люблине возникли профессиональные союзы. Активно действовал Бунд. Во время революции 1905 г. Бунд организовал политическую демонстрацию в Люблине (сотни евреев — участников которой были брошены в тюрьмы).
ХХ в.
Во время Первой мировой войны, когда Люблин был оккупирован австро-венгерской армией, евреи получили разрешение организовать две народные гимназии, театр на идиш (театр Каминьских). Ш. Б. Нисенбаум (1866–1926) основал газету на идиш «Люблинер тогблат»
В 1921 г. в Люблине проживало 37 337 евреев (34,7% всего населения), в 1939 г. — 37 830. Правительство независимой Польши (с 1918 г.) нередко проводило антиеврейскую политику, и евреи Люблина подвергались нападениям, организованными главным образом студентами местного католического университета. В Люблине действовали различные еврейские политические партии — от Бунда до Агудат Исраэль.
Наиболее активны были партии, принадлежавшие к различным течениям сионизма. Существовали еврейские школы, библиотеки, драматические и оркестровые кружки, спортивные организации, издавался еженедельник на идиш «Люблинер штиме» (1922–38). Во всем мире пользовалась известностью иешива «Иешиват хахмей Люблин», возглавлявшаяся раввином города М. Шапиро (1887–1934).
Холокост
Немцы, захватив Люблин 18 сентября 1939 г., вскоре (9 ноября) выселили состоятельных евреев в худшие кварталы города, часть евреев отправили в трудовые лагеря, а многих расстреляли. В начале оккупации немцы предполагали превратить Люблинское воеводство в «резервацию» для еврейского населения Польши и других стран, захваченных Германией. В апреле 1940 г. этот проект был отклонен. 10 марта 1941 г., после изгнания около десяти тысяч евреев из Люблина в окрестные местечки и деревни, в Люблине было официально учреждено гетто, население которого достигло 34 тысяч человек.
17 марта 1942 г. немцы начали массовое уничтожение евреев города. 30 тысяч человек были уничтожены в лагере смерти Белжец, четыре тысяч — в «образцовом гетто» Майдан Татарский (9 ноября 1942 г.) и в Майданеке (3 ноября 1943 г.). 300 евреев, находившихся в трудовом лагере в Люблине, были уничтожены немцами за несколько дней до освобождения Люблина от немецкой оккупации (июль 1944 г.). В Люблине существовал (с февраля 1940 г. по ноябрь 1943 г.) лагерь для польских военнопленных-евреев (попавших в плен в сентябре 1939 г.). Подпольной организации лагеря удалось устроить вооруженный побег нескольких групп пленных к партизанам. Остальные пленные были уничтожены в лагерях смерти.
Послевоенное время
24 июля 1944 г. Люблин был освобожден от немцев и до января 1945 г. являлся временной столицей Польши; в этот период в Люблине действовал целый ряд еврейских общественных и культурных учреждений, в том числе Центральный комитет евреев Польши. Несколько тысяч евреев из Люблина, спасшихся в СССР в годы войны, вернулись в Люблин, но в 1946–50 гг. покинули его из-за враждебности местного населения. Клуб еврейского общества культуры существовал в Люблине до 1968 г., когда последние остававшиеся в Люблине евреи покинули Польшу.
Источники
Ссылки
Примечания