Ханаанеи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Торговля)
(Города и их правители)
Строка 55: Строка 55:
Положение страны на пути между Египтом и [[Азия|Азией]] и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле, по-соседству мог господствовать [[Ассирия|ассирийский]] стиль. В моде были египетские фигурки [[жук-скарабей|жуков-скарабеев]] и иные ювелирные изделия, [[Вавилон|вавилонские]] цилиндрические [[Печать|печати]], [[Хетты|хеттские]] золотые украшения из [[Малая Азия|Малой Азии]]. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую [[Иероглиф|(иероглифическую)]] и вавилонскую [[Клинопись|(клинописную)]] письменность.
Положение страны на пути между Египтом и [[Азия|Азией]] и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле, по-соседству мог господствовать [[Ассирия|ассирийский]] стиль. В моде были египетские фигурки [[жук-скарабей|жуков-скарабеев]] и иные ювелирные изделия, [[Вавилон|вавилонские]] цилиндрические [[Печать|печати]], [[Хетты|хеттские]] золотые украшения из [[Малая Азия|Малой Азии]]. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую [[Иероглиф|(иероглифическую)]] и вавилонскую [[Клинопись|(клинописную)]] письменность.
-
== Города и их правители ==
+
=== Города и их правители ===
Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить на [[Ближний Восток|Ближнем Востоке]] и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.
Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить на [[Ближний Восток|Ближнем Востоке]] и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.
-
Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н. э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города [[Эль-Амарна]] в [[Египет|Египте]]. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила евреям завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было неизмеримо труднее.
+
Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н. э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города [[Эль-Амарна]] в [[Египет|Египте]]. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила евреям завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было бы неизмеримо труднее.
== Религия хананеев ==
== Религия хананеев ==

Версия 14:12, 1 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 31/01/2011


Ханаанская ритуальная маска, найденная на горе Кармель
Файл:CanaanMap.jpg
Карта древнего Ханаана

Ханаанеи - древнее семитское население страны Ханаан, поселившиеся там не позднее 4-го тысячелетия до н.э.

Были предками финикийцев, жителей многих финикийских колоний в Северной Африке и Испании. Говорили на языке, близкородственном ивриту. Изобрели алфавитную письменность. Первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды.

Соседствовали, взаимодействовали и воевали с еврейским народом со времён Авраама до раннего средневековья, когда они полностью растворились среди других народов. Многократно упоминаются в ТАНАХе. Некоторые учёные считают, что часть их на разных стадиях истории влилась в еврейский народ.[1]

Содержание

Географическое расположение

Ханаа́н (финикийск. kĕnaʿan, ивр. כְּנַעַן‎ , араб. کنعان‎‎) — западная часть Плодородного полумесяца. Слово «Ханаан» ([ārāṣ] kĕnaʿan) означает „страна пурпура[2][3].

В ТАНАХе Ханаан — земля, обетованная Богом Израилю (Быт. 17:8; Исх. 6:4).

В ТАНАХе название иногда употребляется применительно ко всей территории Сирии и Страны Израиля, однако обычно оно относится только к прибрежной полосе. Согласно Быт. 10:19, Ханаан простирался от Сидона на севере до Газы на юге и до южной оконечности Мертвого моря на востоке.

Согласно детальному описанию границ Ханаана в Чис. 34:2–12, южная граница проходила от южной оконечности Мертвого моря через синайский Кадеш-Барнеа к Средиземноморскому побережью. На севере граница начиналась возле прибрежной горы Яор и шла на восток к северу от современного Баальбека (в современном Ливане) и оттуда — на северо-восток, проходя приблизительно в 100 км к северу от Дамаска. На востоке в Ханаан входили район Дамаска, Хауран, Башан и Голан — вплоть до озера Кинерет, от которого вдоль русла реки Иордан граница шла до северной оконечности Мертвого моря. ТАНАХ не включает в Ханаан Заиорданье. Ученые указывают, что эти границы приблизительно совпадают с границами египетских владений в Азии в 3-й четверти II тыс. до н. э.[4]

Файл:ProtoCanaan.jpg
Изображение протоханаанейских надписей

В Древнем Ханаане, кроме хананеев, жили хетты, иевусеи, амореи. Он представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств.

Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям.

Культура ханаанеев

Многие черты ханаанской культуры вошли в современную цивилизацию, в том числе - через еврейскую культуру. Их письменность стала предком практически всех алфавитов мира, в первую очередь финикийского, которым был впервые записан ТАНАХ. Для строительства Первого Храма царь Шломо привлёк финикийских специалистов. Влияние ханаанеев на Древний Израиль было так велико, что часто приводило к соскальзыванию в идолопоклонство. Об этом написано в соответствующих главах ТАНАХа. Развитая технология мореплавания позволила ханаанеям (прежде всего, финикийцам) основать калонии по всему Средиземноморью. Они передали эту технологию соседним еврейским племенам. Согласно легендам средиземноморских общин, их предки участвовали в колонизации наравне с финикийцами уже во времена царя Шломо.

Письменность

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н. э.[5] Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. Поскольку папирус в здешних климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. Важной статьей средиземноморской торговли хананеев была работорговля. На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле, по-соседству мог господствовать ассирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Города и их правители

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н. э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила евреям завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было бы неизмеримо труднее.

Религия хананеев

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Файл:Baal Ugarit Louvre AO17330.jpg
Статуэтка хананейского бога Ваала. Поднятая правая рука, вероятно, некогда сжимала оружие.

Рассказы о богах

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся. Естественно, подобная мифология оказывала влияние на ханаанский культ. Религиозные празднества превращались в разгул самых худших, животных свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели ужасались бесчинствам, которые хананеи творили во славу своей религии. Неудивительно, что и Библия сурово осуждает эту развращенность. Втор.18:9 ; 3Цар.14:22-24; Ос.4:12-14.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ — ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры — львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см.Втор.12:3)

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. Ханаане приносили детей в жертву Молоху. Археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвященного богине Астарте, жене Ваала. В нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву... Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей. Другой ужасный обычай назывался „жертвоприношением на основания“. Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену (См. Мелахим-I, 21:25, 26). Неясно, однако, насколько широко они были распространены. Не исключено, что к этому обряду прибегали лишь при чрезвычайных обстоятельствах, когда только ценой великой жертвы можно было снискать расположение божества.

Источники

Литература

  • «Библейская энциклопедия» — ISBN 5-85524-022-3
  • Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
  • Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 (Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971)

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 8, кол. 1088–1099
  2. И. Ш. Шифман. Финикийский язык. М.: Едиториал УРСС, 2010.
  3. "Ср. аккад. kinaḥḥu "пурпур". Там же.
  4. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ханаан"
  5. The Cambridge ancient history, том 2; часть 1

См. также


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация