Ламедвовник
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье |ТИП СТАТЬИ=4 |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |УРОВЕНЬ=1 |КАЧЕСТВО= |АВТОР1= |АВТОР2= |АВТОР3= |ВИКИПЕДИЯ…»)
Текущая версия на 07:36, 30 января 2011
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
30/01/2011 | |
Ламедвовник (идиш от ивр. ל"ו צדיקים - 36 праведников) — в еврейской мистической традиции тайный праведник, один из 36, присутствующих на Земле в каждый момент. Название происходит от записи числа 36 в гематрии: 36 записывается буквами ламед и вав. Согласно традиции, только их существование духовно оправдывает перед Богом существование нашего мира, их всегда 36, и если бы их стало хотя бы на одного меньше, грехи остального человечества перевесили бы и привели бы наш мир к концу.
Содержание |
Скрытые праведники
Скрытость ламедвовников не сводится только к тому, что окружающие не распознают в нем праведника, не распознают его и другие ламедвовники. Более того, предполагается, что не знает о своей принадлежности к ламедвовникам и он сам. Заявляющий о себе «я скрытый праведник», наверняка не является таковым, а некоторые толкования говорят, что если один из скрытых праведников осознает себя как ламедвовника, он немедленно умрет, а ламедвовником станет кто-то другой. Другие толкования предполагают, что для свершения какого-то чуда (исцеления, спасения общины и т. д.) скрытый праведник может открыть себя миру, но затем скрывается, становится неизвестен и неузнаваем, снова.
Предпосылки
Идея, что существование определенного числа праведников может защитить от Божьего гнева место, где они живут, появляется впервые в рассказе о гибели Содома и Гоморры. Перед тем, как города были уничтожены, Авраам получил обещание Господа, что города будут пощажены, если в них найдутся десять праведников, но столько праведников не нашлось. В книге притчей Соломоновых (10:25) сказано: «Праведник — основа мира». В разных контекстах в Талмуде встречается упоминание 30 или 45 праведников.
Установление традиции
Впервые упоминание 36 праведников встречается у амореев, в трактате «Санхедрин» (лист 97), с выведением числа 36 из гематрии «ламед»-«вав» в стихе «Счастливы те, кто живет в постоянном ожидании сближения с Ним» (Исаи.30:18)[1]. В трактате Хулин (ивр. מסכת חולין) рассказывается, что существуют 36 праведников в Израиле и столько же — вне его. Во всех этих случаях не говорится о скрытости праведников, а несмотря на согласие о зависимости существования мира от существования этих праведников, сама эта тема не привлекала особого внимания и не имела существенного значения вплоть до средниx веков[2]. Хотя образ тайных праведников существовал в еврейской традиции и раньше, только к XVIII-му веку представление о скрытости окончательно соединилось с преданием о тех 36 праведниках, благодаря которым спасается наш мир.
Мотив скрытых праведников, ламедвовников, часто появляется в хасидских преданиях и используется для обоснования идеи, противопоставляющей хасидизм миснагдизму: талмудическая ученость не обязательно является необходимой для достижения высокой степени духовного совершенства.
Культурное влияние
Легенды о 36 тайных праведниках играют заметную роль в фольклоре восточноевропейского еврейства. Сюжет о скрытом праведнике вошел в многие произведения авторов еврейского происхождения, таких как Шварц-Барт, Андре, Закс, Нелли, Перец, Ицхок Лейбуш, скрытые праведники фигурируют в произведениях Шолом-Алейхема и Шая Агнона.
Примечания
- ↑ В оригинале, с учётом гематрии, стих может быть прочитан как «Счастливы живущие в постоянном ожидании сближения - 36»
- ↑ «Hesed and Tzedakah: from Bible to modernity» Walter Jacob,Walter Homolka (стр.19)
Ссылки
- Ламед-вав цадиким — Электронная Еврейская Энциклопедия
- Ламедвовники — Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»
Литература
- Хорхе Луис Борхес. Книга вымышленных существ.
- «Еврейские народные сказки, предания, былички, рассказы, анекдоты, собранные Е. С. Райзе» / Сост., лит. обработка, коммент. В. Дымшица. СПб., 1999.
- «The Messianic Idea in Judaism and other Essays on Jewish Spirituality» Gershom Scholem / New York, Schocken Books, 1971 (стр.251-256)