Менаше Бен-Исраэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Персоналии:Иудаизм» с помощью HotCat)
Строка 38: Строка 38:
[[Категория:История еврейского народа]]
[[Категория:История еврейского народа]]
 +
[[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 11:36, 29 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 09.04.2010
Менаше бен Исраэль. Гравюра. Италия. Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).

Менаше́ (Манассе) бен Исраэль (Menasseh ben Israel; 1604, Мадейра, Португалия, – 1657, Мидделбург, Голландия), апологет иудаизма, общест­вен­ный деятель и издатель.

Родился в семье марранов и получил при крещении имя Мануэл Диас Суэйру. Когда из-за преследований инквизиции семья бежала в Амстердам, ее члены взяли себе еврейские имена.

С 12 лет Менаше бен Исраэль занялся изучением еврейских наук и уже в 17 лет закончил свою первую книгу (оставшуюся в рукописи) — грамматический трактат на иврите «Сафа брура» («Ясный язык»). В 1622 г. Менаше бен Исраэль стал синагогальным проповедником общины «Неве-Шалом». В 1626 г. он основал первую в Амстердаме еврейскую типографию и до конца жизни занимался изданием книг на иврите, латинском, испанском и португальском языках. Был лично дружен с Гроциусом и Рембрандтом; последний написал и выгравировал его портрет.

Менаше бен Исраэль. Рембрант. Офорт, 1636 г. Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).

В 1640 г. на Менаше бен Исраэля был наложен херем из-за его вмешательства в конфликт между лидерами общины и его шурином Ионой Абраванелем.

Менаше сыграл значительную роль в переговорах о возвращении евреев в Англию после происшедшей там пуританской революции (1649). Менаше бен Исраэль видел в возвращении евреев в Англию завершение рассеяния евреев «до конца земли» (кце hа-арец, что является также средневековым ивритским переводом названия Англии — Angle-terre), после чего должен наступить приход Мессии. Желая снискать благоволение английского парламента, Менаше бен Исраэль посвятил ему латинское издание своей книги «Надежда Израиля» (1650) об обнаружении в Южной Америке десяти исчезнувших колен.

В 1655 г. Менаше посетил Англию и подал О.Кромвелю петицию с просьбой об отмене запрета на въезд евреев в страну. Хотя просьба была формально отклонена, последующая петиция о разрешении открыть синагогу и основать еврейское кладбище была удовлетворена, что означало фактическое разрешение евреям селиться в Англии. Во время своего пребывания в Англии Менаше бен Исраэль написал трактат «Vindiciae Judaeorum» («В защиту евреев»), дававший отповедь антиеврейским нападкам.

Разочаровавшись в своих надеждах, Менаше покинул Англию, несмотря на благоволение Кромвеля, пожаловавшего его рентой в 100 фунтов в год. Осенью 1657 г. на пути в Амстердам Менаше бен Исраэль скончался в Мидделбурге.

Менаше бен Исраэль был в первую очередь апологетом и публицистом: его сочинения были большей частью рассчитаны на христианского читателя и стремились представить иудаизм в приемлемой для христианского мира форме. В этом Менаше предвосхитил еврейских апологетов XIX в. В числе его трудов, написанных на латыни: «О цели жизни» (1634), «О творении» (1635), «О воскресении мертвых» (1636), «О человеческой слабости» (1642).

Менаше бен Исраэль составил кодекс еврейских законов для возвратившихся в лоно иудаизма марранов «Сокровищница законов» (португальский язык, 1645–47). Его трактат «Камень славы» (португальский, 1655) был иллюстрирован гравюрами Рембрандта. Природе души посвящен трактат на иврите «Нишмат хаим» («Дух жизни», 1651).

Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация