Самария (Шомрон, Себастия) (город)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Времена Израильского царства)
(Времена Израильского царства)
Строка 13: Строка 13:
[[Исайя]] называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и [[Иезекииль]] говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима.
[[Исайя]] называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и [[Иезекииль]] говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима.
-
Омри перенёс столицу [[Израильское царство|Израильского царства]] в Шомрон из [[Тирца|Тирцы]], которая была слишком уязвима для нападений.<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_41.htm 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34]</ref>
+
Омри перенёс столицу [[Израильское царство|Израильского царства]] в Самарию из [[Тирца|Тирцы]], которая была слишком уязвима для нападений.<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_41.htm 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34]</ref>
Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений.
Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений.
Строка 21: Строка 21:
[[Ахав]] построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38).  
[[Ахав]] построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38).  
-
Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец [[Омри]] и [[Ахав]]а, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (I Ц. 22:39).  
+
Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец [[Омри]] и [[Ахав]]а, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (III Ц 22:39).  
В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования [[Иеровоам II|Иоровоама (Яров‘ама) II]], то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла.  
В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования [[Иеровоам II|Иоровоама (Яров‘ама) II]], то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла.  
-
Еще во время жизни [[Омри]], Самарии  отец Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но это не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или Омри, потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии.  
+
Еще во время жизни [[Омри]] отец царя Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или [[Омри]], потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии.  
-
Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена [[Ахав]]а (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена [[Иорам (царь Израиля)|Иорама]], сын [[Ахав]]а (IV Ц. 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну ппровизии в Самарии (ib. 7:16).
+
Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена [[Ахав]]а (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена [[Иорам (царь Израиля)|Иорама]], сын [[Ахав]]а (IV Ц 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну провизии в Самарии (ib. 7:16).
-
С момента своего основания и до падения город был местом идолопоклонства, ни один из его царей не был поклонником Б-га. Он был жестоко осуждаем [[Амос]]ом (8:14), [[Исайя|Исайейи]] (7:1, далее везде), [[Миха (пророк)|Михой]] (1:6), и другими пророками, которые предсказывали также наказание города.
+
Другие заметные события имели место в Самарии: там [[Ахав]] встретил [[Иосафат]]а, оба они сидели в воротах, чтобы услышать пророчество Михея (III Ц. 22:10; II Пар 18:2, 9...).
 +
 
 +
Семьдесят сыновей [[Ахав]]а были воспитаны в Самарии, и там были убиты по приказу [[Ииуй|Ииуя,]] который уничтожил "всё, что осталось от дома [[Ахав]]а", а также храм Ваала (IV Ц. 10:1-27). Согласно II Пар. 22:9, [[Охозия]], царь Иудейский, был убит в Самарии (ср. IV Ц. 9:27).
 +
 
 +
Иоас, после того, как захватил Иерусалим, привёз в Самарию все золото, серебро и сосуды [[Первый храм|Храма]] и дворца царя (ib. 14:14; II Пар 24:25). Факей вернулся в Самарию с добычей и большим количеством пленных иудеев, с которыми хорошо обращались в Самарии и потом отпустили (II Пар. 28:8-9, 15).
 +
 
 +
В седьмой год [[Осия|Осии]] Самария была осажден [[Салманассар]]ом. Три года спустя она была захвачена [[Ассирия|ассирийским]] царем, чье имя не упоминается (IV Ц. 17:5-6, 18:9-10...). И хотя Иосиф Флавий ("Иудейские древности". IX 14, § 1.) заявляет, что это был [[Салманассар]], ассирийские клинописные надписи показывают, что это был [[Саргон]], который взошел на престол в 722 г. до н.э. и захватил Самарию в следующем году.
 +
 
 +
Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом, и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).
 +
 
 +
Депортированных израильтян из Самарии заменили язычниками из разных стран, в основном из [[Сирия|Сирии]] и [[Междуречье|Месопотамии]], посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Б-га с язычеством (IV Ц 17:24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками [[Самаритяне|самаритян]].
 +
 
 +
'''С момента своего основания и до падения город был местом идолопоклонства, ни один из его царей не был поклонником Б-га. Он был жестоко осуждаем [[Амос]]ом (8:14), [[Исайя|Исайейи]] (7:1, далее везде), [[Миха (пророк)|Михой]] (1:6), и другими пророками, которые предсказывали также наказание города.'''
=== После ассирийского завоевания ===
=== После ассирийского завоевания ===

Версия 19:42, 26 января 2011


Город Самария, столица Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э.

Содержание

Древняя история города

Город был основан царем Омри около 800 г. до н. э. на холме, принадлежавшем некоему Шемеру, откуда, согласно библейской этимологии, произошло название Шомрон.[1]

"Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон".(III Ц. 16:24)

Времена Израильского царства

Благодаря исследованиям стало известно, что гора Самария расположена в долине, окруженной холмами, в десяти километрах от Шхема, и почти на краю морской равнины. Благодаря её плодородию, которое упоминается в Ис. 28:1, Омри выбрал её в качестве места жительства, и она продолжала быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не была разрушена ассирийским царем (III Ц. 16:29 и далее. IV Ц. 1:3, 3:1 и далее). Исайя называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и Иезекииль говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима.

Омри перенёс столицу Израильского царства в Самарию из Тирцы, которая была слишком уязвима для нападений.[2]

Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений.

Город был сильно укреплен, что видно из бесплодной осады которые она понесла (см. ниже; сравни Иосиф Флавий, "Иудейские древности". VIII 14, § 1.).

Ахав построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38).

Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец Омри и Ахава, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (III Ц 22:39).

В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования Иоровоама (Яров‘ама) II, то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла.

Еще во время жизни Омри отец царя Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или Омри, потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии.

Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена Ахава (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена Иорама, сын Ахава (IV Ц 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну провизии в Самарии (ib. 7:16).

Другие заметные события имели место в Самарии: там Ахав встретил Иосафата, оба они сидели в воротах, чтобы услышать пророчество Михея (III Ц. 22:10; II Пар 18:2, 9...).

Семьдесят сыновей Ахава были воспитаны в Самарии, и там были убиты по приказу Ииуя, который уничтожил "всё, что осталось от дома Ахава", а также храм Ваала (IV Ц. 10:1-27). Согласно II Пар. 22:9, Охозия, царь Иудейский, был убит в Самарии (ср. IV Ц. 9:27).

Иоас, после того, как захватил Иерусалим, привёз в Самарию все золото, серебро и сосуды Храма и дворца царя (ib. 14:14; II Пар 24:25). Факей вернулся в Самарию с добычей и большим количеством пленных иудеев, с которыми хорошо обращались в Самарии и потом отпустили (II Пар. 28:8-9, 15).

В седьмой год Осии Самария была осажден Салманассаром. Три года спустя она была захвачена ассирийским царем, чье имя не упоминается (IV Ц. 17:5-6, 18:9-10...). И хотя Иосиф Флавий ("Иудейские древности". IX 14, § 1.) заявляет, что это был Салманассар, ассирийские клинописные надписи показывают, что это был Саргон, который взошел на престол в 722 г. до н.э. и захватил Самарию в следующем году.

Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом, и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).

Депортированных израильтян из Самарии заменили язычниками из разных стран, в основном из Сирии и Месопотамии, посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Б-га с язычеством (IV Ц 17:24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками самаритян.

С момента своего основания и до падения город был местом идолопоклонства, ни один из его царей не был поклонником Б-га. Он был жестоко осуждаем Амосом (8:14), Исайейи (7:1, далее везде), Михой (1:6), и другими пророками, которые предсказывали также наказание города.

После ассирийского завоевания

В 722–721 гг. до н. э. город был взят ассирийским царем Саргоном II, его жители угнаны, а на их место были поселены выходцы из Вавилона, Кута, Хамата и Сфарваима. Новые поселенцы смешались с остатками местного населения, таким образом создалась новая этническо-религиозная группа — самаритяне.

Город служил резиденцией ассирийского наместника. В персидский период правители Самарии, наиболее известными из которых были представители семейства Санваллат, находились в постоянном конфликте с Нехемией и его преемниками.

Во время Александра Македонского жители города восстали. В наказание за это Самария была заселена шестью тысячами македонских колонистов и превратилась в эллинистический город.

В 107 г. до н. э. после длительной осады Самария была захвачена и разрушена Иохананом Гирканом, однако вновь заселена при Александре Яннае.

Помпей восстановил Самарию как греческий город. В 25 г. до н. э.

Ирод I заново отстроил город и соорудил в нем храм императору Августу. Среди построек были колоннады, театр, стадион и городская стена периметром в 4 км. Ирод назвал город Себасте в честь Августа (по-гречески Себастос — эквивалент латинскому Аугустус). Во II в. н. э. город переживал упадок, однако превращение его императором Септимием Севером в римскую колонию Луция Септимия Севера Себасте (около 193–194 гг.) способствовало новому подъему.

Ранние христиане связывали Самарию с Иоанном Крестителем, который был, по преданию, похоронен там. В начале IV в. Самария стала центром епархии. В V в. в городе под акрополем были построены церковь и монастырь.

Средние века

В 614 г. Самария была разрушена персами. При крестоносцах Самария вновь стала центром епархии. Была построена церковь, ныне — у восточной оконечности расположенной на холме арабской деревни Сабастия, в которой около двух тысяч жителей (2003 г., оценочно).

Источники

Примечания

  1. Тот факт, что гора называется Shomeron когда Омри купил это наводит на мысль, что правильность вышеизложенного пперевода находится под вопросом. Реальная этимология имени может быть "Сторожевая гора" (см. у Stade в его "Zeitschrift", параграф 165 и далее). В ранних клинописных надписей Самария обозначена под названием "Бейт Хумри" (= "доме Омри"), но это в табличках Тиглаффилласара III, а затем она называется Самирин, арамейским именем (ср. Rawlinson, "Historical Evidences", стр. 321). Из статьи Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia
  2. 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация