Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — « ха-» на « hа-»)
Строка 14: Строка 14:
   
   
-
: ''В данной статье речь идёт о еврейском каббалисте '''Иеhуде Хасиде hа-Леви''' — проповеднике конца [[XVII век]]а. Имеется также и '''[[Иеhуда Хасид из Регенсбурга]]''', [http://www.eleven.co.il/article/11694], основатель движения Хасидей Ашкеназ [[XII век]]а. [http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_448.html?template=83]. Иеhуда Хасид hа-Леви не связан с этим движением, а также и с движением '''[[хасидизм]]а''', которое возникло в [[XVIII век]]е.''
+
: ''В данной статье речь идёт о [[Каббала|каббалисте]] '''Йеhуде Хасиде hа-Леви''' — проповеднике конца XVII века.  
 +
Имеется также и '''[[Йеhуда Хасид из Регенсбурга]]''', [http://www.eleven.co.il/article/11694], основатель движения [[Хасидей Ашкеназ]] XII века. [http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_448.html?template=83]. Йеhуда Хасид hа-Леви не связан с этим движением, а также и с движением '''[[хасидизм]]а''', которое возникло в XVIII веке.''
-
[[Файл:Hurva synagogue.jpg|thumb|280 px|Синагога Иеhуды Хасида (Хурва), фото до 1948 года]]
+
[[Файл:Hurva synagogue.jpg|thumb|280 px|Синагога Йеhуды Хасида (Хурва), фото до 1948 года]]
-
'''Иеhуда Хасид hа-Леви''' ({{lang-he|יהודה החסיד}}; [[1660]] — [[1700]], [[Иерусалим]]) — [[саббатианство|саббатианский]] проповедник, организатор первого массового переселения ашкеназских евреев из Европы в Палестину.
+
'''Йеhуда Хасид hа-Леви''' (иврит יהודה החסיד);
 +
1660 - 1700 [[Иерусалим]] — [[саббатианство|саббатианский]] проповедник, организатор первого массового переселения [[ашкеназ]]ских евреев из Европы в [[Страна Израиля|Палестину]].
-
Иеhуда Хасид был [[маггид]]ом (проповедником) в литовском городе [[Шидловец|Шидловце]] (сейчас в Польше). В [[1695]] он встретился с саббатианским проповедником Цадок бен Шмарья. Иеhуда Хасид уверовал во второе пришествие [[Шабтай Цви|Саббатая Цви]], которое предрекалось в [[1706 год]]у, он основал группу «святую общину» «хасидим» (благочестивых). Он стал ездить по всем еврейским общинам, призывая к покаянию, умерщвлению плоти и посту. В «святую общину» входили семьи 30 ученых; община собиралась направиться в Иерусалим и ожидать там пришествия [[Мессия|Мессии]]. В общину вошёл также кабалист [[Малах, Хаим|Хаим Малах]], который много лет жил в [[Салоники|Салониках]] и [[Измир|Смирне]] в группах сабатианцев, он делал предсказания по поводу возвращения [[Шабтай Цви|Саббатая Цви]]. У него былио ещё немало учеников. Когда секта выросла, против секты ополчились многие авторитетные раввины.
+
== Возникновение секты ==
 +
Йеhуда Хасид был [[магид]]ом (проповедником) в литовском городе [[Шидловец|Шидловце]] (сейчас в Польше). В 1695 он встретился с [[саббатианство|саббатианским]] проповедником Цадок бен Шмарья. Йеhуда Хасид уверовал во второе пришествие [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]], которое предрекалось в 1706 году, и основал группу «святую общину» «хасидим» (благочестивых).  
-
В начале [[1699]] они выехали из Польши в Моравию; задержались на несколько месяцев в [[Никольсбург]]е ([[Микулов]]), за это время Иеhуда Хасид посетил несколько окрестных городов Германии и Австрии, собирая сторонников, призывая еврейские общины к покаянию и оказанию материальной поддержки переселенцам. Подготовившись к странствию, уже около 1300 человек направилось в Палестину.
+
Он стал ездить по всем еврейским общинам, призывая к покаянию, умерщвлению плоти и посту. В «святую общину» входили семьи 30 ученых. Община собиралась направиться в [[Иерусалим]] и ожидать там пришествия [[Мессия|Мессии]].  
-
Переселенцы пошли сушей через Италию, останавливались в больших еврейских общинах, активно проповедуя. В переди групп шёл сам Иеhуда Хасид в белом саване, бил себя в грудь, призывая евреев к покаянию и очищению. К хасидом присоединлись всё новые и новые сторонники. Давид Оппенгейм из Вены и [[Малах, Хаим|Хаим Малах]] со своей группой отправились морем. Остальные под предводительством Иеhуды продолжали путь сушею.
+
В общину вошёл также [[Каббала|кабалист]] [[Малах, Хаим|Хаим Малах]], который много лет жил в [[Салоники|Салониках]] и [[Измир|Смирне]] в группах [[саббатианство|сабатианцев]]. Он делал предсказания по поводу возвращения [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]]. У него было ещё немало учеников. Когда секта выросла, против неё ополчились многие авторитетные [[раввин]]ы.
-
Это изнурительное шествие на Святую Землю для встречи со своим освободителем длилось много дней. Участники перехода решились на непомерные трудности и лишения по причине тяжёлой беспросветной жизни, постоянных преследований и унижений у себя на родине в Польше, Литве, Чехии, Моравии, Австрии, Германии. Около пятисот человек погибли в пути.
+
== Путь в Страну Израиля ==
 +
В начале [[1699]] они выехали из Польши в Моравию. Задержались на несколько месяцев в [[Никольсбург]]е ([[Микулов]]). За это время Йеhуда Хасид посетил несколько окрестных городов Германии и Австрии, собирая сторонников, призывая еврейские общины к покаянию и оказанию материальной поддержки переселенцам. Подготовившись к странствию, уже около 1300 человек направилось в [[Страна Израиля|Палестину]].
-
Иеhуда Хасид прибыл в [[Иерусалим]] [[14 октября]] [[1700]], но неожиданно заболел и скончался через три дня. Усталых и измождённых переселенцев в Иерусалиме не ждали. Небольшая община приняла их враждебно, в частности и потому, что еврейская община [[Иерусалим]]а была очень мала (по оценкам не более 1000 челокек) и не богата, и прокормить такое количество новых переселенцев была не в состоянии.
+
Переселенцы пошли сушей через Италию, останавливались в больших еврейских общинах, активно проповедуя. Впереди групп шёл сам Йеhуда Хасид в белом саване, бил себя в грудь, призывая евреев к покаянию и очищению. К хасидом присоединлись всё новые и новые сторонники. Давид Оппенгейм из Вены и [[Малах, Хаим|Хаим Малах]] со своей группой отправились морем. Остальные под предводительством Йеhуды продолжали путь сушей.
-
Последователи Иеhуды Хасида распределились по нескольким городам, часть вступила в общины [[дёнме]] [[Малах, Хаим|Хаим Малах]] остался со своими учениками в Иерусалиме. Его группа соверщала богослужения с плясками перед деревянным изображением Саббатая Цви. Однако потом он был изгнан из Иерусалима, и умер в Польше.
+
Это изнурительное шествие на [[Страна Израиля|Святую Землю]] для встречи со своим освободителем длилось много дней. Участники перехода решились на непомерные трудности и лишения по причине тяжёлой беспросветной жизни, постоянных преследований и унижений у себя на родине в Польше, Литве, Чехии, Моравии, Австрии, Германии. Около пятисот человек погибли в пути.
-
Редкие хасиды смогли нормально устроиться. Многие так и пытались жить подаяниями. Вскоре ними возникли ссоры. В [[1720 год]]у ссоры привели к тому, что арабские кредиторы сожгли ашкеназскую синагогу в [[Иерусалим]]е. Турецкие власти после индидента запретили [[ашкеназы|ашкеназам]] пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть [[Иерусалим]] или одеваться как [[сефард]]ы. Некоторые из них смогли вернуться в Европу и присоединиться к саббатианским группам в Польше и Германии, некоторые даже перешли в ислам или христианство.
+
== Конец пути ==
 +
Йеhуда Хасид прибыл в [[Иерусалим]] 14 октября 1700, но неожиданно заболел и скончался через три дня. Усталых и измождённых переселенцев в [[Иерусалим]]е не ждали. Небольшая община приняла их враждебно, в частности и потому, что еврейская община [[Иерусалим]]а была очень мала (по оценкам не более 1000 челокек) и не богата. Прокормить такое количество новых переселенцев она была не в состоянии.
-
Группа Иеhуды Хасида представляла собой первую организованную алию ашкеназов. Считается, что Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на этом участке через 150 лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид», которая простояла до 1948 и была разрушена арабами.
+
Последователи Йеhуды Хасида распределились по нескольким городам, часть вступила в общины [[дёнме]]. [[Малах, Хаим|Хаим Малах]] остался со своими учениками в [[Иерусалим]]е. Его группа соверщала богослужения с плясками перед деревянным изображением [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]. Однако потом он был изгнан из [[Иерусалим]]а и умер в Польше.
 +
Редкие хасиды смогли нормально устроиться. Многие так и пытались жить подаяниями. Вскоре ними возникли ссоры. В 1720 году ссоры привели к тому, что арабские кредиторы сожгли ашкеназскую синагогу в [[Иерусалим]]е.
 +
 +
Турецкие власти после индидента запретили [[Ашкеназы|ашкеназам]] пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть [[Иерусалим]] или одеваться как [[сефард]]ы. Некоторые из них смогли вернуться в Европу и присоединиться к саббатианским группам в Польше и Германии, некоторые даже перешли в ислам или христианство.
 +
 +
Группа Йеhуды Хасида представляла собой первую организованную алию [[Ашкеназы|ашкеназов]]. Считается, что Йеhуда Хасид купил в [[Иерусалим]]е большой участок земли в [[Старый город (Иерусалим)|Старом городе]]. На этом участке через 150 лет была построена [[Синагога "Хурва"|главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Йеhуда хе-Хасид»]], которая простояла до 1948 и была разрушена арабами.
 +
 +
В 2010 году синагога была восстановлена и открыта.<ref>[http://maof.rjews.net/history/18-history/24874--qq- Якир Мамлаль Синагога "Хурва" отстроена]</ref>
 +
== Литература ==
== Литература ==
-
* {{ЭЕЭ|11699|Иеhуда Хасид -Леви}}
+
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11699&query=%C8%C5%D5%D3%C4%C0+%D5%C0%D1%C8%C4 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Иехуда Хасид ха-Леви" на основании КЕЭ, том 2, кол. 781–782]
* [http://www.encyclopediya.ru/brockhaus-efron-jewish-encyclopedia/18-1/036.htm Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона Саббатай Цеви и саббатианское движение]
* [http://www.encyclopediya.ru/brockhaus-efron-jewish-encyclopedia/18-1/036.htm Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона Саббатай Цеви и саббатианское движение]
* [http://chassidus.ru/library/history/kandel/12.htm Хасидус по-русски ОЧЕРК ДВЕНАДЦАТЫЙ]
* [http://chassidus.ru/library/history/kandel/12.htm Хасидус по-русски ОЧЕРК ДВЕНАДЦАТЫЙ]
Строка 43: Строка 56:
[[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]]
[[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]]
[[Категория:Персоналии:Сионизм]]
[[Категория:Персоналии:Сионизм]]
-
 
-
 
[[Категория:Мессианство в иудаизме]]
[[Категория:Мессианство в иудаизме]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
 
-
 
-
 
-
[[en:Judah he-Hasid (Jerusalem)]]
 
-
[[he:יהודה החסיד (ירושלים)]]
 
 +
Примечания
 +
{{Примечания}}
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
{{checked}}
{{checked}}

Версия 10:07, 27 мая 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


В данной статье речь идёт о каббалисте Йеhуде Хасиде hа-Леви — проповеднике конца XVII века.

Имеется также и Йеhуда Хасид из Регенсбурга, [1], основатель движения Хасидей Ашкеназ XII века. [2]. Йеhуда Хасид hа-Леви не связан с этим движением, а также и с движением хасидизма, которое возникло в XVIII веке.

Файл:Hurva synagogue.jpg
Синагога Йеhуды Хасида (Хурва), фото до 1948 года

Йеhуда Хасид hа-Леви (иврит יהודה החסיד); 1660 - 1700 Иерусалим — саббатианский проповедник, организатор первого массового переселения ашкеназских евреев из Европы в Палестину.

Содержание

Возникновение секты

Йеhуда Хасид был магидом (проповедником) в литовском городе Шидловце (сейчас в Польше). В 1695 он встретился с саббатианским проповедником Цадок бен Шмарья. Йеhуда Хасид уверовал во второе пришествие Шабтая Цви, которое предрекалось в 1706 году, и основал группу «святую общину» «хасидим» (благочестивых).

Он стал ездить по всем еврейским общинам, призывая к покаянию, умерщвлению плоти и посту. В «святую общину» входили семьи 30 ученых. Община собиралась направиться в Иерусалим и ожидать там пришествия Мессии.

В общину вошёл также кабалист Хаим Малах, который много лет жил в Салониках и Смирне в группах сабатианцев. Он делал предсказания по поводу возвращения Шабтая Цви. У него было ещё немало учеников. Когда секта выросла, против неё ополчились многие авторитетные раввины.

Путь в Страну Израиля

В начале 1699 они выехали из Польши в Моравию. Задержались на несколько месяцев в Никольсбурге (Микулов). За это время Йеhуда Хасид посетил несколько окрестных городов Германии и Австрии, собирая сторонников, призывая еврейские общины к покаянию и оказанию материальной поддержки переселенцам. Подготовившись к странствию, уже около 1300 человек направилось в Палестину.

Переселенцы пошли сушей через Италию, останавливались в больших еврейских общинах, активно проповедуя. Впереди групп шёл сам Йеhуда Хасид в белом саване, бил себя в грудь, призывая евреев к покаянию и очищению. К хасидом присоединлись всё новые и новые сторонники. Давид Оппенгейм из Вены и Хаим Малах со своей группой отправились морем. Остальные под предводительством Йеhуды продолжали путь сушей.

Это изнурительное шествие на Святую Землю для встречи со своим освободителем длилось много дней. Участники перехода решились на непомерные трудности и лишения по причине тяжёлой беспросветной жизни, постоянных преследований и унижений у себя на родине в Польше, Литве, Чехии, Моравии, Австрии, Германии. Около пятисот человек погибли в пути.

Конец пути

Йеhуда Хасид прибыл в Иерусалим 14 октября 1700, но неожиданно заболел и скончался через три дня. Усталых и измождённых переселенцев в Иерусалиме не ждали. Небольшая община приняла их враждебно, в частности и потому, что еврейская община Иерусалима была очень мала (по оценкам не более 1000 челокек) и не богата. Прокормить такое количество новых переселенцев она была не в состоянии.

Последователи Йеhуды Хасида распределились по нескольким городам, часть вступила в общины дёнме. Хаим Малах остался со своими учениками в Иерусалиме. Его группа соверщала богослужения с плясками перед деревянным изображением [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]. Однако потом он был изгнан из Иерусалима и умер в Польше.

Редкие хасиды смогли нормально устроиться. Многие так и пытались жить подаяниями. Вскоре ними возникли ссоры. В 1720 году ссоры привели к тому, что арабские кредиторы сожгли ашкеназскую синагогу в Иерусалиме.

Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды. Некоторые из них смогли вернуться в Европу и присоединиться к саббатианским группам в Польше и Германии, некоторые даже перешли в ислам или христианство.

Группа Йеhуды Хасида представляла собой первую организованную алию ашкеназов. Считается, что Йеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе. На этом участке через 150 лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Йеhуда хе-Хасид», которая простояла до 1948 и была разрушена арабами.

В 2010 году синагога была восстановлена и открыта.[1]

Литература

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация