|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Аман (Библия)]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Ама́н''' ({{lang-he|הָמָן}}, Ѓаман) — '''Аман''' или '''Аман Агаги''', сын Ѓамдата. Персонаж [[ТаНаХ]]а, один из героев, связанный с еврейским праздником [[Пурим]]. Подробно история Амана изложена в одной из книг [[Библия|Библии]], [[Есф.|Есфирь (библейская книга)]] (Эстер).
| + | |
- | Аман называется Агаги, поскольку он был потомком [[Агаг]]а, царя [[амалек]]итян, оставленного живым [[еврей]]ским царем [[Саул]]ом (Шаулем).
| + | |
- |
| + | |
- | Согласно библейской книге Эсфирь, Аман был высшим сановником персидского царя Ахашвероша. Из ненависти к еврею Мордехаю, единственному при дворе освобожденному от обязанности падать ниц перед царем, Аман решил уничтожить всех евреев, «народ Мордехая» (Эсф. 3:6). Согласно библейскому рассказу, Мордехай был потомком Киша, отца царя Саула (I Сам. 9:1–2; Эсф. 2:5) из колена Биньямина, и поэтому считал унизительным воздавать почести потомку Агага, врага Саула. Хотя Саул проявил милосердие к Агагу (I Сам. 15:9), потомки последнего оставались не только личными врагами Мордехая, но и непримиримыми врагами евреев (Эсф. 3:10; 8:1; 9:10), которых они хотели истребить (Эсф. 7:10; 9:6–10, ср. Исх. 117:8–16; Втор. 25:17–19). Эсфирь, узнав от Мордехая о готовящемся истреблении евреев, открыла Ахашверошу злодейский замысел Амана, и царь приказал повесить Амана и его сыновей. В память о чудесном спасении евреев был учрежден праздник Пурим.
| + | |
- | | + | |
- | Возможно, имя Ѓаман происходит от имени высшего эламского божества Хумбана, Мордехай — от имени вавилонского бога Мардука, а Эсфирь (на иврите — Эстер) — от имени богини Иштар.
| + | |
- | | + | |
- | В Септуагинте и в апокрифических «Добавлениях к книге Эстер» обозначение Амана как потомка Агага заменено на «македонец». В «Добавлениях» говорится, что Аман намеревался передать персидское царство в руки македонян.
| + | |
- | | + | |
- | В Аггаде (Эстер Рабба 9:2) повествуется, как различные деревья, ссылаясь на свои достоинства, оспаривали друг у друга право послужить виселицей для Амана. Однако для виселицы был выбран терновый куст, именно потому, что он не обладал никакими достоинствами. В еврейской традиции Аман и некоторые из его сыновей выступают как архетипические враги Израиля. В Пурим во время публичного чтения в синагоге Книги Эсфирь (по свитку) принято заглушать имя Амана громким шумом трещоток.
| + | |
- | | + | |
- | Аман в еврейской традиции становится символом [[антисемит]]а, ненавидящего еврейский народ и замысляющего его погибель.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | *[[Пурим]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{ЭЕЭ|11042|Хаман}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Judaism-stub}}
| + | |
- | [[Категория:Пурим]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские сюжеты]]
| + | |