Аман (Библия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(См. также)
Строка 27: Строка 27:
== См. также ==
== См. также ==
*[[Пурим]]
*[[Пурим]]
 +
 +
 +
== Ссылки ==
 +
{{ЭЕЭ|11042|Хаман}}
{{Judaism-stub}}
{{Judaism-stub}}
[[Категория:Пурим]]
[[Категория:Пурим]]
[[Категория:Библейские сюжеты]]
[[Категория:Библейские сюжеты]]

Версия 07:50, 26 января 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Ама́н (ивр. הָמָן‎, Ѓаман) — Аман или Аман Агаги, сын Ѓамдата. Персонаж ТаНаХа, один из героев, связанный с еврейским праздником Пурим. Подробно история Амана изложена в одной из книг Библии, Есфирь (библейская книга) (Эстер). Аман называется Агаги, поскольку он был потомком Агага, царя амалекитян, оставленного живым еврейским царем Саулом (Шаулем).

Согласно библейской книге Эсфирь, Аман был высшим сановником персидского царя Ахашвероша. Из ненависти к еврею Мордехаю, единственному при дворе освобожденному от обязанности падать ниц перед царем, Аман решил уничтожить всех евреев, «народ Мордехая» (Эсф. 3:6). Согласно библейскому рассказу, Мордехай был потомком Киша, отца царя Саула (I Сам. 9:1–2; Эсф. 2:5) из колена Биньямина, и поэтому считал унизительным воздавать почести потомку Агага, врага Саула. Хотя Саул проявил милосердие к Агагу (I Сам. 15:9), потомки последнего оставались не только личными врагами Мордехая, но и непримиримыми врагами евреев (Эсф. 3:10; 8:1; 9:10), которых они хотели истребить (Эсф. 7:10; 9:6–10, ср. Исх. 117:8–16; Втор. 25:17–19). Эсфирь, узнав от Мордехая о готовящемся истреблении евреев, открыла Ахашверошу злодейский замысел Амана, и царь приказал повесить Амана и его сыновей. В память о чудесном спасении евреев был учрежден праздник Пурим.

Возможно, имя Ѓаман происходит от имени высшего эламского божества Хумбана, Мордехай — от имени вавилонского бога Мардука, а Эсфирь (на иврите — Эстер) — от имени богини Иштар.

В Септуагинте и в апокрифических «Добавлениях к книге Эстер» обозначение Амана как потомка Агага заменено на «македонец». В «Добавлениях» говорится, что Аман намеревался передать персидское царство в руки македонян.

В Аггаде (Эстер Рабба 9:2) повествуется, как различные деревья, ссылаясь на свои достоинства, оспаривали друг у друга право послужить виселицей для Амана. Однако для виселицы был выбран терновый куст, именно потому, что он не обладал никакими достоинствами. В еврейской традиции Аман и некоторые из его сыновей выступают как архетипические враги Израиля. В Пурим во время публичного чтения в синагоге Книги Эсфирь (по свитку) принято заглушать имя Амана громким шумом трещоток.

Аман в еврейской традиции становится символом антисемита, ненавидящего еврейский народ и замысляющего его погибель.

См. также


Ссылки

Статья «Хаман» в Электронной еврейской энциклопедии


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация