Ваад четырех земель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arbeli (Обсуждение | вклад)
Arbeli (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Иудаизм в Литве» с помощью HotCat)
Строка 117: Строка 117:
В последующие века идеологи [[еврейская автономия|еврейского автономизма]] видели в ва‘адах основу центрального национального автономного управления в [[диаспора|диаспоре]].
В последующие века идеологи [[еврейская автономия|еврейского автономизма]] видели в ва‘адах основу центрального национального автономного управления в [[диаспора|диаспоре]].
 +
 +
[[Категория:Иудаизм в Литве]]

Версия 23:50, 19 января 2011

Ва‘ад четырех земель


ВА́‘АД ЧЕТЫРЁХ ЗЕМЕ́ЛЬ (וַעַד אַרְבַּע אֲרְצוֹת)- центральный орган еврейского самоуправления в Польше с середины XVI в. до 1764 г.

Содержание

Появление

Местная община была основной ячейкой всей системы еврейского самоуправления в Польше. Общины, в свою очередь, были организованы по областям или «землям».

Ва‘ад четырёх земель явился высшей формой еврейской автономии в рамках области или государства, достигнутой в Европе; деятельность его знаменовалась охватом обширной территории и длительностью действия.

Его форма сложилась естественным образом на съездах евреев во время ярмарок.

Эти съезды в XVI–XVIII вв. играли большую роль как в экономической жизни евреев Польши, так и в регулировании социальных и правовых отношений между ними. На крупные ярмарки съезжались наряду с купцами и представители общин для совещания по важнейшим общественным вопросам, касающимся евреев.

Главным сборным пунктом служила ярмарка в Люблине. Там стали собираться и законоучители для обсуждения проблем еврейского закона. В результате этих съездов образовался своего рода раввинский верховный суд, заседавший во время ярмарок.

Областные ва‘ады начали играть ведущую роль в Польше в 1519 г.

Даже в период наибольшего влияния центральных и областных ва‘адов автономия отдельных общин с окружающими их местечками (свивот) оставалась неприкосновенной. Отношения между областным ва‘адом и ва‘адом земель были аналогичны отношениям между польским областным сеймиком и всеобщим польским сеймом.

Название Ва‘ад четырёх земель закрепилось за этим органом еврейского самоуправления постольку, поскольку в нем доминировали четыре области (земли):

  • Великая Польша (главная община — Познань),
  • Малая Польша (главная община — Краков),
  • Червонная Русь или Львовская земля
  • Волынь.

Состав

Ва‘ад земель польской короны состоял из двух отдельных учреждений:

  • собрания областных старейшин (рашей ха-мединот) и
  • собрания областных даянов (даяней ха-арацот или бет-дин арба ха-арацот), представлявших главные общины и области.

Бет-дин разбирал споры между общинами, принадлежавшими к тому или иному ва‘аду, или между ва‘адом и общинами, представленными в нем. В состав ва‘ада земель входили представители главных общин (действующие либо в рамках делегации от своей области, либо непосредственно в качестве делегации общины) и представители областей.

Должностными лицами Ва‘ада четырёх земель были:

  • «парнас рода Израилева в четырёх землях», то есть глава Ва‘ада, председательствовавший на его собраниях; он избирался из областных старейшин;
  • второй по чину — «нееман (поверенный) рода Израилева в четырёх землях», то есть казначей и главный секретарь; это был чиновник на жаловании, который мог быть назначен и из среды даянов;
  • штадлан, то есть ходатай; он получал высокое жалование и обязан был находиться при королевском дворе или там, где собирался королевский сейм, чтобы защищать еврейские интересы перед правительством;
  • котев (писарь, то есть секретарь-делопроизводитель) Ва‘ада; позже — коллегия делопроизводителей;
  • шаммай, то есть податный чиновник.

В XVI в. – начале 17 в. при Ва‘аде четырёх земель имелось особое представительство евреев Великого княжества Литовского, состоявшего в унии с польским престолом. Это представительство прекратило свое существование в 1623 г., когда образовался самостоятельный Ва‘ад главных общин Литовской земли (וַעַד הַקְּהִילּוֹת הָרִאשׁוֹנוֹת בִּמְדִינַת לִיטָא). Литовский ва‘ад в течение долгого времени возглавлялся председателем раввинского суда (ав бет-дин) брест-литовской общины. Остальные должности были в общем те же, что и в Ва‘аде четырёх земель.

Оба совета вели протоколы своих заседаний, которые вносились в книгу записей (пинкас).

Ва‘ад четырёх земель собирался дважды в год на ярмарках Люблина и Ярослава. В XVIII в. собрания происходили менее регулярно.

Главные общины избирали своих делегатов в Ва‘ад на основании разных избирательных систем и в разные промежутки времени.

Полномочия Ва‘ада охватывали главным образом отношения с королевским престолом и центральными учреждениями, защиту общих еврейских интересов и законодательство по общинным делам.

Однако с формальной стороны Ва‘ад четырёх земель являлся лишь административным органом, ведавшим сбором налогов с евреев в королевстве.

Властные полномочия

В качестве санкции за нарушение постановлений Ва‘ада применялось отлучение от общины (херем), которое провозглашалось на ярмарках и в синагогах и практически являлось исключением из общины.

Выдающимся достижением Ва‘ада было то, что после 1717 г. налоговое обложение евреев не возросло, несмотря на обесценивание денег.

С другой стороны, именно это обстоятельство оказалось одной из главных причин того, что польское правительство упразднило Ва‘ад четырёх земель.

Общественное недовольство и напряженность, связанные со сбором налогов, росли по мере накопления долгов Ва‘ада и отдельных общин.

Огромные суммы денег расходовались на

  • содержание еврейских уполномоченных для защиты еврейских интересов перед польским правительством,
  • на подкуп чиновников и сановников
  • на меры для защиты от грабежей, нападений и т. п.

В целях увеличения возможности выплаты накопившихся долгов, а также уменьшения своей фискальной зависимости от Ва‘ада уже в XVII в. еврейские общины установили новую систему внутриобщинного налогового обложения, так называемый коробочный сбор. Сначала это был налог на продукты, главным образом на мясо, впоследствии распространенный и на коммерческие операции.

Ва‘ад четырёх земель считал себя защитником еврейской автономии, которому надлежало руководить еврейской жизнью в ее разнообразных сферах:

  • общественной,
  • моральной и
  • правовой.

Ва‘ад поддерживал общинных руководителей против внутренней оппозиции в общинах и порицал с особой строгостью «простонародье», «чернь на улицах и на базаре», которая «относится с презрением к постановлениям почетных горожан».

Законодательная деятельность Ва‘ада

Касалась социально-экономических и связанных с ними общественно-религиозных вопросов.

Ва‘ад установил так называемое «право аренды» (хезкат-оренда); оно заключалось в следующем: еврей, взявший в аренду от польского шляхтича земледельческое хозяйство или связанное с ним предприятие сроком на три года, имел преимущественные права по отношению к своим еврейским конкурентам, добивавшимся аренды этого имущества.

Таким же образом можно было приобретать преимущественное право на дома или лавки на базаре, нанятые у неевреев.

Ва‘ад:

  • старался обеспечить строгое соблюдение еврейских религиозных традиций во владениях, арендованных евреями.
  • контролировал еврейские кредитные сделки, поддерживая доверие к деловым качествам евреев.
  • добивался суда во всех случаях нападения на евреев и убийства евреев.
  • оплачивал расходы на защиту евреев против наветов и клеветы.
  • боролся против кровавых наветов и против обвинений евреев в осквернении гостии.
  • В поздний период своего существования Ва‘ад четырёх земель вместе с Литовским ва‘адом посылал представителя к папе римскому, чтобы добиться папской декларации против кровавого навета.

Традиционное еврейское образование

было одной из главных забот Ва‘ада.

Раввины, заседавшие в Ва‘аде, одобряли издание книг и таким образом могли подвергать их некоторому контролю.

  • Много внимания уделялось йешивам.
  • Ва‘ад направлял благотворительную деятельность, особенно следил за помощью неимущим невестам.
  • Евреям вменялось в обязанность блюсти скромность в одежде и в проведении разных торжеств, чтобы не вызвать зависть, а тем самым и ненависть окружающего населения.
  • Общинам предписывалось помогать беженцам, прибывавшим с запада во время Тридцатилетней войны и из восточной части Польско-литовского государства после резни, устроенной Б. Хмельницким.

Однако тенденция к подчеркиванию и укреплению правового приоритета старых членов общин по сравнению с новоприбывшими ставила беженцев во многом в бесправное положение в приютивших их общинах.

Значение

Авторитет Ва‘ада четырёх земель и Литовского ва‘ада был признан в известной степени еврейскими общинами и за пределами Польско-литовского государства.

Однако в соответствии с резолюцией польского сейма (1764), установившей новую систему взимания подоходного налога с евреев, собрания обоих советов были отменены.

Евреи Польши и Литвы считали Ва‘ад олицетворением высокого общественного статуса еврейства, воплощением его политической власти и экономического могущества.

Хотя такая оценка была преувеличенной, упразднение ва‘адов вызвало чувство глубокого унижения среди евреев.

В последующие века идеологи еврейского автономизма видели в ва‘адах основу центрального национального автономного управления в диаспоре.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация