Тернополь (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arbeli (Обсуждение | вклад)
Arbeli (Обсуждение | вклад)
Строка 25: Строка 25:
-
== История ==
+
== Краткая история города ==
-
* 1540 – грамота польского короля Сигизмунда I краковскому кастеляну Яну Тарновскому на владение местностью Тольпиче. Строительство крепости.
+
* 1540 – грамота польского короля Сигизмунда I краковскому кастеляну Яну Тарновскому на владение местностью Тольпиче.  
 +
 
 +
Строительство крепости.
* 1772-1918 гг. в составе Австро-Венгрии.
* 1772-1918 гг. в составе Австро-Венгрии.
* С 1915г. в составе Польши.
* С 1915г. в составе Польши.
Строка 34: Строка 36:
* 1944 году освобожден Советской армией.
* 1944 году освобожден Советской армией.
-
версии происхождения названия города:
+
Версии происхождения названия города:
* от фамилии владельца-основателя Яна Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь.  
* от фамилии владельца-основателя Яна Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь.  
-
* от названия дикой сливы - терна, распространенной в Западной Украине.
+
* от названия дикой сливы - терна, распространенного в Западной Украине.
-
== Еврейское население до начала XIX в.==
+
== Еврейская история города до н. XIX в.==
Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составляли большинство его населения.  
Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составляли большинство его населения.  
 +
=== XVI ===
В 1550 г. еврейская община получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади.  
В 1550 г. еврейская община получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади.  
 +
=== XVII ===
В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу.  
В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу.  
В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей.
В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей.
-
Между 1622 и 1628 гг. в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Здание было построено в виде крепости, так что в случае военных действий обороняющиеся могли вести огонь во всех направлениях. Новая синагога была освящена в 1640-х гг.  
+
Между 1622 и 1628 гг. в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Здание было построено в виде крепости, так что в случае военных действий обороняющиеся могли вести огонь во всех направлениях. Открыта в 1640
 +
В XVII в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя.  
-
В 17 в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя.  
+
Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных бандами Богдана Хмельницкого во время похода от Золочова через Галицию.  
-
Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных Богданом Хмельницким во время своего марша от Золочова через Галицию. Большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.
+
Большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.
-
В 1665 году численность еврейской общины Тернополя была невелика, но уже в XVIII в. численность городской еврейской общины превысила все предыдущие показатели. В то время евреи составляли подавляющее большинство населения города. Во второй половине 17 в. происходил процесс восстановления общины, и она достигла расцвета в середине 18 в., когда город принадлежал семейству Потоцких. Привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого в 1740 г. было подтверждено право евреев жить и торговать во всех частях города, производить водку и содержать питейные заведения. Евреям передавалась половина городской скотобойни, а еврейские ремесленники были обязаны записываться в христианские цеха, но были освобождены, при уплате определенной суммы, от участия в религиозных цеховых церемониях. В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев. Основу еврейской экономической деятельности составляло ремесло и торговля зерном и скотом. Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией. Община Тернополя находилась в юрисдикции органов еврейского самоуправления Червонной Руси (с центром во Львове; см. Ва‘ад четырех земель), и ее представители играли в них видную роль. С 1801 г. ТЕРНОПОЛЬским раввином был раввин Иошуа Хешель бен Ицхак Бабад (1754–1838), его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до периода Катастрофы.
+
Во второй половине XVII  в. происходил процесс восстановления общины, и она  
-
С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку. В 1788 г. Н. Х.  Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке, однако она подверглась нападкам ортодоксов и была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.
+
=== XVIII в.===
-
== Еврейское население до конца XIX в. ==
+
В XVIII в. численность городской еврейской общины превысила все предыдущие показатели.
-
С начала 19 в., благодаря деятельности И. Перла и Д. (Б.) Гинцбурга (1776–1811), Тернополь стал центром Хаскалы в Галиции. После второго раздела Польши, Тернополь попал под австрийское владычество и Иосиф Перл смог продолжить свои усилия по улучшению условий жизни евреев, которую он начал в рамках Российской империи. В 1813 он на собственные средства создал еврейскую школу - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение иврита и различных наук. Споры между традиционным хасидизмом и модернизированным "маскилим", привели к тому, что через четыре года до победы последнего, учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей просвещения в Галиции и в Восточной Европе.  
+
В то время евреи составляли подавляющее большинство населения города.  
-
Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–30-е гг. в городе проживали Н. Крохмаль, М. Сатановер, Ш. Л. Гольдберг (1807–46). Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах. В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления. В 1814–16 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на иврите «Цур нееман». В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку. При школе Перла была создана синагога «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам реформистского направления (см. Реформизм в иудаизме). Во второй половине 19 в. среди ТЕРНОПОЛЬских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.
+
* Сер. XVIII в. - период расцвета еврейской общины. Город принадлежал семейству Потоцких.  
 +
* в 1740 г - Привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого было подтверждено право евреев:
 +
* жить и торговать во всех частях города,  
 +
* производить водку
 +
* содержать питейные заведения.  
-
В городе, была основана еврейская типографию. В 1905 году еврейская община насчитывала 14,000 человек. При тогдашней численности населения города в 30,415 человек, евреи составляли половину численности населения Тернополя. Евреи занимались, главным образом ремесленным производством - ткачеством, обувным производством, гончарным делом, гравировкой и т.д. Также евреи были вовлечены в торговлю с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран. Кроме того, евреи занимались банковским делом и ростовщичеством. Процент еврейского населения занимавшегося сельским хозяйством также был велик.  
+
* Евреям передавалась половина городской скотобойни,  
 +
* еврейские ремесленники, обязанные по закону записываться в христианские цеха, могли быть освобождены при уплате определенной суммы от участия в религиозных цеховых церемониях.  
-
Активная деятельность маскилим вызвала противодействие ортодоксальных кругов. Львовский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и жидачевский раввин Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили херем ТЕРНОПОЛЬским маскилим. Назначенный с помощью Перла ТЕРНОПОЛЬским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г. Однако только в 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам. Религиозные евреи Тернополя принадлежали к митнагдим и хасидам (см. Хасидизм) разных направлений. В середине 19 в. в Тернополе поселился рабби Я‘аков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска.
+
В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев.  
-
Во второй половине 19 в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468. В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось. В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека (44% всего населения).
+
Основу еврейской экономической деятельности составляли
 +
* ремесла
 +
* торговля зерном
 +
* торговля скотом.  
-
В конце 19 в. в Тернополе начинают активно действовать палестинофилы (см. Ховевей Цион; их первая организация — Бней-Цион — создана в городе в 1893 г.), а затем — сионисты (см. Сионизм). До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов. С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете. Три улицы в Тернополе носили имена евреев (И. Перла, барона М. Гирша и раввина Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–74 гг.).
+
Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией.  
-
== В первой половине ХХ в. ==
+
С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку.  
-
С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией. Экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек). Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению. После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики. В 1918–19 гг. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии. 15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень. В ходе советско-польской войны 1920–21 гг. евреи города пострадали от мародерства воюющих сторон.
+
Община Тернополя находилась в юрисдикции [[Ваад четырех земель |органов еврейского самоуправления Червонной Руси ]] (с центром во [[Львов]]е), и ее представители играли в них видную роль.  
-
После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни. В 1920–30-е гг. еврейское производство и торговля сокращались, большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками, росла безработица. В Тернополе действовали организации еврейской взаимопомощи, взаимного кредита, еврейские кооперативы, вступившие к этому времени в острую конкурентную борьбу с украинскими кооператорами. Здесь работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений (сионисты всех направлений, Бунд, Агуддат Исраэль). Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось, часто общиной управляли назначенные правительством комиссары. На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников). В Тернополе существовали две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи), талмуд-тора и две частные гимназии. К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.
+
В 1788 г. Н. Х. Хомберг (1749–1841) основал в городе [[еврейское образование |еврейскую школу]] с преподаванием на немецком языке.  
-
17 сентября 1939 г. Тернополь был занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР. Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано. В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.
+
Проект был встречен религиозными евреями города с неприязнью, и школа была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.
 +
 
 +
== XIX в. ==
 +
 
 +
С 1801 г. тернопольским раввином был рав [[Иошуа Хешель бен Ицхак Бабад]] (1754–1838). Его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до начала [[Шоа|Катастрофы]].
 +
 
 +
С начала XIX в. благодаря деятельности [[Иосиф Перл| Иосифа Перла]] и [[Д. (Б.) Гинцбург]] а (1776–1811) Тернополь стал центром [[hаскала|hаскалы]] в [[Галиция|Галиции]].
 +
 
 +
После второго раздела Польши включен в состав Австрии.
 +
 
 +
=== Образование и просвещение ===
 +
Религиозные евреи Тернополя принадлежали к [[митнагдим]] и [[Хасидизм| хасидам ]] разных направлений.
 +
 
 +
В 1813 Иосиф Перл на собственные средства создал [[еврейское образование |еврейскую школу]] - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение [[иврит]]а и различных наук.
 +
 
 +
Противостояние традиционного [[хасидизм]]а и модернизированного "[[маскилизм]]а" продолжалось четыре года и окончилось победой последнего.
 +
 
 +
Учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей просвещения [[hаскала|hаскалы]] в Галиции и в Восточной Европе.
 +
 
 +
Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–30-е гг. в городе проживали
 +
* Н. Крохмаль,
 +
* М. Сатановер,
 +
* Ш. Л. Гольдберг (1807–46).
 +
 
 +
Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах.
 +
 
 +
В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления.
 +
 
 +
В 1814–16 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на [[иврит]]е «Цур нееман».
 +
 
 +
В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку.
 +
 
 +
При школе Перла была создана [[синагога]] «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам [[Реформизм|реформистского направления]].
 +
 
 +
Во второй половине XIX в. среди тернопольских маскилим усилилось [[ассимиляторы|ассимиляционное течение]]; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.
 +
 
 +
Активная деятельность маскилим вызвала противодействие [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных]] кругов.
 +
 
 +
[[Львов]]ский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и [[жидачев]]ский раввин Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили [[херем]] тернопольским маскилим.
 +
 
 +
Назначенный с помощью Перла тернопольским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г.
 +
 
 +
1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам.
 +
 
 +
В середине 19 в. в Тернополе поселился рабби [[Яаков Копл Ландман]] из хасидской династии [[Стрелиска]].
 +
 
 +
=== Экономическая деятельность ===
 +
 
 +
В 1905 году еврейская община насчитывала около 14 тыс. человек.
 +
 
 +
При тогдашней численности населения города в 30,415 человек, евреи составляли половину численности населения Тернополя.
 +
 
 +
Евреи занимались главным образом ремесленным производством:
 +
* ткачеством,
 +
* обувным производством,
 +
* гончарным делом,
 +
* гравировкой
 +
 
 +
Также евреи занимались:
 +
* торговлей с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран.
 +
* банковским делом и ростовщичеством.
 +
 
 +
Многие евреи занимались также сельским хозяйством.
 +
 
 +
Во второй половине 19 в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468.
 +
 
 +
В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось.
 +
 
 +
В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека (44% всего населения).
 +
 
 +
=== Общественная деятельность ===
 +
В конце 19 в. в Тернополе начинают активно действовать движения:
 +
*  [[Ховевей Цион|палестинофилы]].
 +
В 1893 создана организация Бней-Цион,  первая палестинофильская организация в городе.
 +
* [[Сионизм|сионисты]].
 +
 
 +
До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов.
 +
 
 +
С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете.
 +
 
 +
Три улицы в Тернополе носили имена евреев:
 +
* И. Перла,
 +
* барона М. Гирша
 +
* рава Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–74 гг.
 +
 
 +
== Первая половина ХХ в. ==
 +
 
 +
С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией.
 +
 
 +
Экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек).
 +
 
 +
Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению.
 +
 
 +
После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики.
 +
 
 +
В 1918–19 гг. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии.
 +
 
 +
15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень.
 +
 
 +
=== Экономическое положение ===
 +
 
 +
После начала Первой мировой войны и русской оккупации экономическое положение евреев резко ухудшилось по причинам:
 +
* прекращения традиционных торговых связей,
 +
* громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек).
 +
 
 +
В ходе советско-польской войны 1920–21 гг. евреи города страдали от насилия и грабежа воюющих сторон.
 +
 
 +
После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни.
 +
 
 +
В 1920–30-е гг.:
 +
* еврейское производство и торговля сокращались,
 +
* большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками,
 +
* росла безработица.
 +
 
 +
В Тернополе действовали
 +
* [[организации еврейской взаимопомощи]],
 +
* организации взаимного кредита,
 +
* еврейские кооперативы.
 +
 
 +
=== Общественная жизнь ===
 +
В городе работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений:
 +
* сионисты всех направлений,
 +
* Бунд,
 +
* Агудат Исраэль.
 +
 
 +
Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось, часто общиной управляли назначенные правительством комиссары.
 +
 
 +
=== Образование ===
 +
В Тернополе существовали
 +
* две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи),
 +
* талмуд-тора
 +
* две частные гимназии.
 +
На первом месте среди еврейских школ стояла  начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников).
 +
 
 +
К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.
 +
 
 +
* 17 сентября 1939 г. – город занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР.  
 +
 
 +
Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано.  
 +
 
 +
В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.
== Холокост ==
== Холокост ==
-
Немецкая армия вступила в Тернополь 2 июля 1941 г. Уже 4 июля украинцы и немцы начали продолжавшийся неделю погром, в котором погибло пять тысяч евреев. В сентябре 1941 г. в Тернополе было основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев). 25 марта 1942 г. немцы расстреляли тысячу евреев. В конце августа 1942 г. четыре тысячи ТЕРНОПОЛЬских евреев и 30 сентября еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец. Окончательная ликвидация гетто была осуществлена 20 июня 1943 г., а 6 августа был уничтожен и рабочий лагерь в Тернополе.
+
* 2 июля 1941 г. немецкая армия вступила в Тернополь.
 +
* 4 июля 1941 - начало погрома, длившегося неделю. Украинцы и немцы погубили пять тысяч евреев.  
 +
* Сентябрь 1941 г. - основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев).  
 +
* 25 марта 1942 г. немцы расстреляли тысячу евреев.  
 +
* В конце августа 1942 г. четыре тысячи тернопольских евреев отправлены в концлагерь Белжец.
 +
* 30 сентября 1942 еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец.  
 +
* 20 июня 1943 г – ликвидация гетто.
 +
* 6 августа 1943 - уничтожение рабочего лагеря.
 +
* Апрель 1944 г – освобождение города советскими войсками.
 +
 
 +
В город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза.
 +
 
 +
 
 +
== Послевоенное время ==
 +
* 1946–48 гг.  - аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий.
 +
* 1950-е гг.  - разрушен памятник жертвам Катастрофы.
 +
 
 +
 
 +
== 70-е - 80-е гг. ==
 +
 
 +
В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения.
 +
 
 +
Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению.
 +
 
 +
== Конец XX в.==
-
После освобождения Тернополя в апреле 1944 г. в город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза. В 1946–48 гг. происходили аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий. Памятник жертвам Катастрофы был разрушен в 1950-х гг. В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения. Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению. В конце 1980-х гг. в Тернополе по официальным данным проживало примерно 500 евреев.
+
В конце 1980-х гг. в Тернополе по официальным данным проживало примерно 500 евреев.
-
Еврейская жизнь начала восстанавливаться в начале 1990-х гг. в независимой Украине. Организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб), учреждены религиозная община, воскресная школа. Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства. По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.  
+
В начале 1990-х гг. в независимой Украине еврейская жизнь начала восстанавливаться.  
 +
* Организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб),  
 +
* учреждена религиозная община,  
 +
* учреждена воскресная школа.  
 +
* Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства.  
 +
* По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.  
== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 23:56, 15 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Терно́поль (укр. Тернопіль) — город на западе Украины.

Файл:Ternopil .jpg
В центре города

Крупный город исторического региона Галиция.

Четвёртый по величине город Западной Украины.

Расположен на реке Серет (приток Днестра). На пересечении важных автомобильных и железнодорожных путей.

Расстояние до Киева по железной дороге 486 км (через Винницу).


Содержание

Краткая история города

  • 1540 – грамота польского короля Сигизмунда I краковскому кастеляну Яну Тарновскому на владение местностью Тольпиче.

Строительство крепости.

  • 1772-1918 гг. в составе Австро-Венгрии.
  • С 1915г. в составе Польши.
  • С 1939 году в составе УССР.
  • 1941 оккупирован немецкими войсками,
  • 1944 году освобожден Советской армией.

Версии происхождения названия города:

  • от фамилии владельца-основателя Яна Тарновского. До 1944 года город назывался Тарнополь.
  • от названия дикой сливы - терна, распространенного в Западной Украине.

Еврейская история города до н. XIX в.

Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составляли большинство его населения.

XVI

В 1550 г. еврейская община получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади.

XVII

В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу.

В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей.

Между 1622 и 1628 гг. в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Здание было построено в виде крепости, так что в случае военных действий обороняющиеся могли вести огонь во всех направлениях. Открыта в 1640. В XVII в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя.

Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных бандами Богдана Хмельницкого во время похода от Золочова через Галицию.

Большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.

Во второй половине XVII в. происходил процесс восстановления общины, и она

XVIII в.

В XVIII в. численность городской еврейской общины превысила все предыдущие показатели.

В то время евреи составляли подавляющее большинство населения города.

  • Сер. XVIII в. - период расцвета еврейской общины. Город принадлежал семейству Потоцких.
  • в 1740 г - Привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого было подтверждено право евреев:
  • жить и торговать во всех частях города,
  • производить водку
  • содержать питейные заведения.
  • Евреям передавалась половина городской скотобойни,
  • еврейские ремесленники, обязанные по закону записываться в христианские цеха, могли быть освобождены при уплате определенной суммы от участия в религиозных цеховых церемониях.

В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев.

Основу еврейской экономической деятельности составляли

  • ремесла
  • торговля зерном
  • торговля скотом.

Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией.

С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку.

Община Тернополя находилась в юрисдикции органов еврейского самоуправления Червонной Руси (с центром во Львове), и ее представители играли в них видную роль.

В 1788 г. Н. Х. Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке.

Проект был встречен религиозными евреями города с неприязнью, и школа была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.

XIX в.

С 1801 г. тернопольским раввином был рав Иошуа Хешель бен Ицхак Бабад (1754–1838). Его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до начала Катастрофы.

С начала XIX в. благодаря деятельности Иосифа Перла и Д. (Б.) Гинцбург а (1776–1811) Тернополь стал центром hаскалы в Галиции.

После второго раздела Польши включен в состав Австрии.

Образование и просвещение

Религиозные евреи Тернополя принадлежали к митнагдим и хасидам разных направлений.

В 1813 Иосиф Перл на собственные средства создал еврейскую школу - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение иврита и различных наук.

Противостояние традиционного хасидизма и модернизированного "маскилизма" продолжалось четыре года и окончилось победой последнего.

Учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей просвещения hаскалы в Галиции и в Восточной Европе.

Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–30-е гг. в городе проживали

  • Н. Крохмаль,
  • М. Сатановер,
  • Ш. Л. Гольдберг (1807–46).

Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах.

В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления.

В 1814–16 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на иврите «Цур нееман».

В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку.

При школе Перла была создана синагога «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам реформистского направления.

Во второй половине XIX в. среди тернопольских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.

Активная деятельность маскилим вызвала противодействие ортодоксальных кругов.

Львовский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и жидачевский раввин Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили херем тернопольским маскилим.

Назначенный с помощью Перла тернопольским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г.

1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам.

В середине 19 в. в Тернополе поселился рабби Яаков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска.

Экономическая деятельность

В 1905 году еврейская община насчитывала около 14 тыс. человек.

При тогдашней численности населения города в 30,415 человек, евреи составляли половину численности населения Тернополя.

Евреи занимались главным образом ремесленным производством:

  • ткачеством,
  • обувным производством,
  • гончарным делом,
  • гравировкой

Также евреи занимались:

  • торговлей с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран.
  • банковским делом и ростовщичеством.

Многие евреи занимались также сельским хозяйством.

Во второй половине 19 в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468.

В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось.

В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека (44% всего населения).

Общественная деятельность

В конце 19 в. в Тернополе начинают активно действовать движения:

В 1893 создана организация Бней-Цион, первая палестинофильская организация в городе.

До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов.

С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете.

Три улицы в Тернополе носили имена евреев:

  • И. Перла,
  • барона М. Гирша
  • рава Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–74 гг.

Первая половина ХХ в.

С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией.

Экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек).

Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению.

После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики.

В 1918–19 гг. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии.

15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень.

Экономическое положение

После начала Первой мировой войны и русской оккупации экономическое положение евреев резко ухудшилось по причинам:

  • прекращения традиционных торговых связей,
  • громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек).

В ходе советско-польской войны 1920–21 гг. евреи города страдали от насилия и грабежа воюющих сторон.

После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни.

В 1920–30-е гг.:

  • еврейское производство и торговля сокращались,
  • большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками,
  • росла безработица.

В Тернополе действовали

  • организации еврейской взаимопомощи,
  • организации взаимного кредита,
  • еврейские кооперативы.

Общественная жизнь

В городе работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений:

  • сионисты всех направлений,
  • Бунд,
  • Агудат Исраэль.

Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось, часто общиной управляли назначенные правительством комиссары.

Образование

В Тернополе существовали

  • две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи),
  • талмуд-тора
  • две частные гимназии.

На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников).

К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.

  • 17 сентября 1939 г. – город занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР.

Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано.

В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.

Холокост

  • 2 июля 1941 г. немецкая армия вступила в Тернополь.
  • 4 июля 1941 - начало погрома, длившегося неделю. Украинцы и немцы погубили пять тысяч евреев.
  • Сентябрь 1941 г. - основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев).
  • 25 марта 1942 г. немцы расстреляли тысячу евреев.
  • В конце августа 1942 г. четыре тысячи тернопольских евреев отправлены в концлагерь Белжец.
  • 30 сентября 1942 еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец.
  • 20 июня 1943 г – ликвидация гетто.
  • 6 августа 1943 - уничтожение рабочего лагеря.
  • Апрель 1944 г – освобождение города советскими войсками.

В город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза.


Послевоенное время

  • 1946–48 гг. - аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий.
  • 1950-е гг. - разрушен памятник жертвам Катастрофы.


70-е - 80-е гг.

В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения.

Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению.

Конец XX в.

В конце 1980-х гг. в Тернополе по официальным данным проживало примерно 500 евреев.

В начале 1990-х гг. в независимой Украине еврейская жизнь начала восстанавливаться.

  • Организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб),
  • учреждена религиозная община,
  • учреждена воскресная школа.
  • Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства.
  • По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация