Аксельрод, Любовь Исааковна

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Философы» с помощью HotCat)
(Ссылки)
Строка 54: Строка 54:
= Ссылки =
= Ссылки =
-
* В Библиотке [[АМК]]: [http://amkob113.narod.ru/axrd/ Аксельрод Л. (Ортодокс), сб. статей «Против идеализма»]
+
* В Библиотке [[АМК]]: [http://amklib113.ru/bbl/axrd/ Аксельрод Л. (Ортодокс), сб. статей «Против идеализма»]
* [http://magister.msk.ru/library/revolt/aksel001.htm Аксельрод Л. И. Курс лекций по историческому материализму] или [http://sovphil.narod.ru/diaistmat/diaistmat001.rar rar]
* [http://magister.msk.ru/library/revolt/aksel001.htm Аксельрод Л. И. Курс лекций по историческому материализму] или [http://sovphil.narod.ru/diaistmat/diaistmat001.rar rar]
   
   
 +
[[Категория:требует категоризации]]
 +
[[Категория:Философы]]{{checked_final}}
   
   
-
 
-
 
-
 
-
 
:[[en:Lyubov Axelrod]]
:[[en:Lyubov Axelrod]]
:[[sv:Ljubov Axelrod]]
:[[sv:Ljubov Axelrod]]
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
-
 
-
[[Категория:требует категоризации]]
 
-
[[Категория:Философы]]{{checked_final}}
 

Версия 14:23, 9 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Любовь Исааковна Аксельрод
Файл:L Ortodox.JPG
Псевдонимы:

Ортодокс

Дата рождения:

1868

Место рождения:

Виленковичи, Виленская губерния

Дата смерти:

5 февраля 1946

Гражданство:

Флаг России Российская империя, Флаг СССР СССР

Род деятельности:

публицист, философ, литературовед

Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д (1868 — 5 февраля 1946), литературный псевдоним Ортодокс, — революционерка, философ и литературовед. В своих «Философских очерках» (1906) Аксельрод с меньшевистских позиций подвергает критике неокантианцев Бердяева, Струве и других. Сотрудничала в газетах «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции. Во время Первой мировой войны занимала оборонческую позицию. В начале революции 1917 была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».[1].

Биография

В 1887 после неудачного покушения народовольцев на императора Александра III и провала народовольческой организации в Вильне спешно эмигрировала во Францию, затем переехала в Швейцарию.

В 1892, окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера Г.В Плеханова при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с В. Лениным.

В 1900 окончила Бернский университет со степенью доктора философии (её диссертация о мировоззрении Л. Н. Толстого в 1902 была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря».

В 1906 вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после Г. В. Плеханова эксперт по вопросам марксистской философии.

В 1906 вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки Н. А. Бердяева, П. Б. Струве и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию И. Канта и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против A. A. Богданова и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).

В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934. Но в начале 1930-х гг. Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению.

Аксельрод обвиняли (в частности А. М. Деборин) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы Б. Спинозы.

Примечания

  1. При написании этой статьи использовались материалы «Большой советской энциклопедии» (т. I, 1949 год) и «Краткой Еврейской Энциклопедии» (дополнение II), Иерусалим, 1995.

Ссылки

sv:Ljubov Axelrod

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках