Гесс, Мозес
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
|дети = | |дети = | ||
}} | }} | ||
- | '''Мозес Гесс (Хесс)''' ({{lang-de|Hess, Moses}}, Моше, также Мориц; [[21 июня]] [[1812]], [[Бонн]] — [[6 апреля]] [[1875]], [[Париж]]) — | + | '''Мозес Гесс (Хесс)''' ({{lang-de|Hess, Moses}}, Моше, также Мориц; [[21 июня]] [[1812]], [[Бонн]] — [[6 апреля]] [[1875]], [[Париж]]) — немецкий еврейский [[философ]], [[младогегельянец]], один из первых [[Германия|немецких]] социалистов, автор термина [[Отчуждение (философия)|отчуждение]]. Один из ранних провозвестников [[сионизм]]а (в частности, его [[Социалистический сионизм|социалистического направления]]). |
== Биография == | == Биография == | ||
- | Мозес Гесс родился в [[Бонн]]е. Его родители переехали в интересах бизнеса в [[Кёльн]] | + | Мозес Гесс родился в [[Бонн]]е. Его родители переехали в интересах бизнеса в [[Кёльн]]. В 1817–26 гг. (до 14 лет) Гесс жил у своего деда, [[Раввин|раввина]], коммерсанта, знатока Торы, который воспитал его в духе ортодоксальных еврейских традиций. |
В 1837—1839 гг. он изучал философию в [[Боннский университет|Боннском университете]], но диплома не получил. | В 1837—1839 гг. он изучал философию в [[Боннский университет|Боннском университете]], но диплома не получил. | ||
- | + | В своих первых книгах «Священная история человечества...» (1837; попытка сочетать гегелевскую триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у [[Спиноза, Барух|Баруха Спинозы]]) и «Европейская триархия» (1841; призыв создать прогрессивный франко-англо-немецкий союз против реакционной России) Гесс уделяет место и судьбе еврейства. Себя он считает немцем, резко нападает на [[Иудаизм|иудаизм]], выступает сторонником полной [[Ассимиляция|ассимиляции]] евреев посредством их эмансипации и поощрения [[Брак Смешанный|смешанных браков]]. Даже [[Дамасское Дело|Дамасское дело]] (1840), пробудившее в нем национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался еще долгое время. | |
- | + | С конца 1841 г. Гесс стал одним из редакторов (до К. Маркса) кельнской радикальной газеты «Райнише цайтунг» (запрещена правительством в марте 1843 г.), а в конце 1842 г. — ее парижским корреспондентом. Как лидер течения «истинный социализм» (синтез идей немецкого идеализма, французского утопического социализма и этики Л. Фейербаха) видел в коммунистическом обществе воплощение практической этики, за что подвергся резкой критике в «Коммунистическом манифесте» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса. Гесс, однако, остался этическим социалистом и тогда, когда в 1846–51 гг. примыкал к Марксу, признав важность политико-экономических факторов для построения коммунизма. С [[1863]] стал сторонником [[Лассаль, Фердинанд|Ф. Лассаля]]. | |
После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей [[христианство]]. | После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей [[христианство]]. | ||
В качестве журналиста Гесс много путешествовал по [[Бельгия|Бельгии]] и в 1845 году примкнул там к коммунистическому движению. Во время революции 1848 года в Германии, Гесс был вынужден бежать из страны и, после странствований по Европе, поселился в 1853 в Париже, занимаясь главным образом публицистикой. | В качестве журналиста Гесс много путешествовал по [[Бельгия|Бельгии]] и в 1845 году примкнул там к коммунистическому движению. Во время революции 1848 года в Германии, Гесс был вынужден бежать из страны и, после странствований по Европе, поселился в 1853 в Париже, занимаясь главным образом публицистикой. | ||
- | |||
- | |||
В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж, наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет [[США]] и Германии. Когда началась [[Франко-Прусская Война]], Мозес Гесс, как подданый Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её. | В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж, наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет [[США]] и Германии. Когда началась [[Франко-Прусская Война]], Мозес Гесс, как подданый Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её. | ||
Строка 57: | Строка 55: | ||
Среди прочего в своих трудах Гесс уделяет место и судьбе еврейства, однако его отношение к еврейскому вопросу претерпело ряд изменений. В 20-е годы XIX века он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны полностью [[ассимиляция (социология)|ассимилироваться]] посредством эмансипации и поощрения смешанных браков. В этот период Гесс резко нападает на [[иудаизм]]. Даже [[Дамасское дело]] (1840), пробудившее в нём национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался ещё долгое время. | Среди прочего в своих трудах Гесс уделяет место и судьбе еврейства, однако его отношение к еврейскому вопросу претерпело ряд изменений. В 20-е годы XIX века он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны полностью [[ассимиляция (социология)|ассимилироваться]] посредством эмансипации и поощрения смешанных браков. В этот период Гесс резко нападает на [[иудаизм]]. Даже [[Дамасское дело]] (1840), пробудившее в нём национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался ещё долгое время. | ||
- | + | == Книга "Рим и Иерусалим" == | |
- | Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта. | + | В 1861—1863 гг. Мозес Гесс жил в Германии, где опубликовал свою самую известную работу «Рим и Иерусалим: исследование еврейского национализма» (1862; Rom und Jerusalem, die letzte Nationalitatsfrage), вошедшую в классику сионистской литературы. |
+ | |||
+ | В ней Гесс выдвигает идею, согласно которой первичной движущей силой истории человечества является расовая борьба, вторичной — классовая. Две «мировые исторические расы» — арийцы и семиты — объединенными усилиями в области культуры создали современное общество: первые — стремлением объяснить и украсить жизнь, вторые — освятив ее и внеся в нее моральное начало. Различия между расами не означают их деления на высшие и низшие. Следовательно, нет оправдания дискриминации или угнетению какой-либо из них. Итогом исторического развития должно стать гармоническое сотрудничество всех наций, независимость которых — необходимая предпосылка социального прогресса. Независимость еврейского народа достижима лишь в национальном государстве, возрожденном в Палестине. Лучшим средством сохранения национальной самобытности евреев Гесс считает религию. Поэтому до создания в Палестине еврейских политических и социальных учреждений не следует вносить в еврейскую религию каких-либо изменений. В национальном еврейском государстве задачу приведения религиозных законов в соответствие с нуждами нового общества призван решать выборный Синедрион. Структура еврейского государства, по представлениям Гесса, должна базироваться на общенациональной собственности на землю; на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда; на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли «в соответствии с Моисеевыми, то есть социалистическими принципами» («Рим и Иерусалим», письмо 12). | ||
+ | |||
+ | Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта. Лишь с возникновением сионистского движения личность Гесса и «Рим и Иерусалим» были оценены по достоинству. Книгу стали переиздавать, переводить с немецкого на другие языки (в том числе на русский; новый перевод в сборнике «Рим и Иерусалим», Тель-Авив, 1979). Двухтомное собрание сочинений Гесса на иврите с примечаниями [[Бубер, Мартин|М. Бубера]] издано в 1954–56 гг. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Память == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Останки Гесса, похороненные по его просьбе на еврейском кладбище в Дейце близ Кельна, были в 1961 г. перевезены в Израиль и покоятся на кладбище у озера Киннерет. Именем Гесса назван мошав [[Кфар-Хес]]. | ||
- | |||
== Библиография == | == Библиография == | ||
Строка 75: | Строка 82: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | ||
* [http://www.jafi.org.il/education/100/russian/people/Forerunners/MosesHess.html Биография М. Гесса] на сайте [[Сохнут|Еврейского Агентства]] | * [http://www.jafi.org.il/education/100/russian/people/Forerunners/MosesHess.html Биография М. Гесса] на сайте [[Сохнут|Еврейского Агентства]] | ||
{{Деятели сионизма}} | {{Деятели сионизма}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|11146|ГЕСС}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Сионизм]] | ||
[[Категория: Философы по алфавиту]] | [[Категория: Философы по алфавиту]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Еврейские философы]] | [[Категория:Еврейские философы]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Персоналии:Сионизм]] | [[Категория:Персоналии:Сионизм]] | ||
Версия 07:32, 26 июня 2012
Регулярная исправленная статья | |
Мозес Гесс | |
Moses Hess | |
Файл:Moses Hess.jpg | |
Дата рождения: |
21 июня 1812 |
---|---|
Место рождения: |
Бонн |
Дата смерти: |
6 апреля 1875 (62 года) |
Место смерти: |
Мозес Гесс (Хесс) (нем. Hess, Moses, Моше, также Мориц; 21 июня 1812, Бонн — 6 апреля 1875, Париж) — немецкий еврейский философ, младогегельянец, один из первых немецких социалистов, автор термина отчуждение. Один из ранних провозвестников сионизма (в частности, его социалистического направления).
Содержание |
Биография
Мозес Гесс родился в Бонне. Его родители переехали в интересах бизнеса в Кёльн. В 1817–26 гг. (до 14 лет) Гесс жил у своего деда, раввина, коммерсанта, знатока Торы, который воспитал его в духе ортодоксальных еврейских традиций.
В 1837—1839 гг. он изучал философию в Боннском университете, но диплома не получил.
В своих первых книгах «Священная история человечества...» (1837; попытка сочетать гегелевскую триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у Баруха Спинозы) и «Европейская триархия» (1841; призыв создать прогрессивный франко-англо-немецкий союз против реакционной России) Гесс уделяет место и судьбе еврейства. Себя он считает немцем, резко нападает на иудаизм, выступает сторонником полной ассимиляции евреев посредством их эмансипации и поощрения смешанных браков. Даже Дамасское дело (1840), пробудившее в нем национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался еще долгое время.
С конца 1841 г. Гесс стал одним из редакторов (до К. Маркса) кельнской радикальной газеты «Райнише цайтунг» (запрещена правительством в марте 1843 г.), а в конце 1842 г. — ее парижским корреспондентом. Как лидер течения «истинный социализм» (синтез идей немецкого идеализма, французского утопического социализма и этики Л. Фейербаха) видел в коммунистическом обществе воплощение практической этики, за что подвергся резкой критике в «Коммунистическом манифесте» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса. Гесс, однако, остался этическим социалистом и тогда, когда в 1846–51 гг. примыкал к Марксу, признав важность политико-экономических факторов для построения коммунизма. С 1863 стал сторонником Ф. Лассаля.
После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей христианство.
В качестве журналиста Гесс много путешествовал по Бельгии и в 1845 году примкнул там к коммунистическому движению. Во время революции 1848 года в Германии, Гесс был вынужден бежать из страны и, после странствований по Европе, поселился в 1853 в Париже, занимаясь главным образом публицистикой.
В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж, наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет США и Германии. Когда началась Франко-Прусская Война, Мозес Гесс, как подданый Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её.
В соответствии с последней волей Гесса, он был похоронен на еврейском кладбище в Дейце близ Кёльна. В 1961 году останки Мозеса Гесса были перевезены в Израиль и покоятся на кладбище у озера Кинерет. Именем Гесса назван мошав Кфар-Хес.
Деятельность
В своей первой опубликованной работе «Священная история человечества, написанная юным последователем Спинозы» (1837; Heilige Geschichte der Menschheit von einem Junger Spinoza) Гесс пытался сочетать гегелевскую триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у Баруха Спинозы. В книге «Европейская триархия» (1841) он призывает создать прогрессивный союз трёх великих держав (Великобритании, Франции и Германии) в единое европейское государство против реакционной России.
Среди прочего в своих трудах Гесс уделяет место и судьбе еврейства, однако его отношение к еврейскому вопросу претерпело ряд изменений. В 20-е годы XIX века он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны полностью ассимилироваться посредством эмансипации и поощрения смешанных браков. В этот период Гесс резко нападает на иудаизм. Даже Дамасское дело (1840), пробудившее в нём национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался ещё долгое время.
Книга "Рим и Иерусалим"
В 1861—1863 гг. Мозес Гесс жил в Германии, где опубликовал свою самую известную работу «Рим и Иерусалим: исследование еврейского национализма» (1862; Rom und Jerusalem, die letzte Nationalitatsfrage), вошедшую в классику сионистской литературы.
В ней Гесс выдвигает идею, согласно которой первичной движущей силой истории человечества является расовая борьба, вторичной — классовая. Две «мировые исторические расы» — арийцы и семиты — объединенными усилиями в области культуры создали современное общество: первые — стремлением объяснить и украсить жизнь, вторые — освятив ее и внеся в нее моральное начало. Различия между расами не означают их деления на высшие и низшие. Следовательно, нет оправдания дискриминации или угнетению какой-либо из них. Итогом исторического развития должно стать гармоническое сотрудничество всех наций, независимость которых — необходимая предпосылка социального прогресса. Независимость еврейского народа достижима лишь в национальном государстве, возрожденном в Палестине. Лучшим средством сохранения национальной самобытности евреев Гесс считает религию. Поэтому до создания в Палестине еврейских политических и социальных учреждений не следует вносить в еврейскую религию каких-либо изменений. В национальном еврейском государстве задачу приведения религиозных законов в соответствие с нуждами нового общества призван решать выборный Синедрион. Структура еврейского государства, по представлениям Гесса, должна базироваться на общенациональной собственности на землю; на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда; на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли «в соответствии с Моисеевыми, то есть социалистическими принципами» («Рим и Иерусалим», письмо 12).
Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта. Лишь с возникновением сионистского движения личность Гесса и «Рим и Иерусалим» были оценены по достоинству. Книгу стали переиздавать, переводить с немецкого на другие языки (в том числе на русский; новый перевод в сборнике «Рим и Иерусалим», Тель-Авив, 1979). Двухтомное собрание сочинений Гесса на иврите с примечаниями М. Бубера издано в 1954–56 гг.
Память
Останки Гесса, похороненные по его просьбе на еврейском кладбище в Дейце близ Кельна, были в 1961 г. перевезены в Израиль и покоятся на кладбище у озера Киннерет. Именем Гесса назван мошав Кфар-Хес.
Библиография
На русском языке
- «Рим и Иерусалим», Тель-Авив, 1979
Примечания
Литература
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Ссылки
- Биография М. Гесса на сайте Еврейского Агентства
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
ca:Moises Hess da:Moses Hessgl:Moshé Hessja:モーゼス・ヘス pl:Mojżesz Hess pt:Moses Hess sk:Moses Hess sv:Moses Hess
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.