Литература Чертогов ("hейхалот")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
О.Э. (Обсуждение | вклад) |
О.Э. (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
- | == | + | == Характеристика == |
- | Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие и первой главы книги пророка Иехезкеля | + | Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (''ма‘асе брешит'')и первой главы книги пророка Иехезкеля (''ма‘асе меркава''), которая известна под названием ''сифрут ха-меркава'' ("литература колесницы"), или сифрут ''ха-хехалот'' ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой ''сифрут ха-хейхалот'' являются видения мистиков (''йордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (''кавод''), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики ''сфирот''. |
+ | |||
+ | Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в ''Пардес'' — Хаг. 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01 | ||
</ref> | </ref> | ||
- | Мистический опыт | + | Мистический опыт ''йордей меркава'' описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (''хехалот''), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва ''Кдуша'' и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01</ref> |
- | == | + | === Книга ''"Шиур кома"'' === |
- | |||
- | + | В трактате ''"Шиур Кома"'' приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, ''парасанг'', равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. ''«Шиур кома»'' стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна. | |
== Сноски == | == Сноски == | ||
- | <references /> | + | <references/> |
+ | |||
[[Категория:Каббала]] | [[Категория:Каббала]] |
Версия 12:27, 2 января 2011
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Характеристика
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (ма‘асе брешит)и первой главы книги пророка Иехезкеля (ма‘асе меркава), которая известна под названием сифрут ха-меркава ("литература колесницы"), или сифрут ха-хехалот ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут ха-хейхалот являются видения мистиков (йордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики сфирот.
Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в Пардес — Хаг. 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). [1]
Мистический опыт йордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдуша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). [2]
Книга "Шиур кома"
В трактате "Шиур Кома" приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, парасанг, равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. «Шиур кома» стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна.