Процесс формирования идей хасидизма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Хасидизм» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Хасидские цадики» с помощью HotCat)
Строка 43: Строка 43:
[[Категория:Хасидизм]]
[[Категория:Хасидизм]]
 +
[[Категория:Хасидские цадики]]

Версия 04:11, 30 декабря 2010


Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается, как правило, с движением Хасидизма. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный Исраэлем Бааль Шем Товом, открыл основы Каббалы желающим изучать их. Бааль Шем Тов, о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как Дов Бер из Межерича, Шнеур Залман из Ляд, Нахман из Брацлава, Рабби Менахем из Чернобыля, Элимелеха из Лежайска и многих других.

Согласно учению хасидизма, Бог присутствует всюду, каждое явление и событие является непосредственным проявлением Его сущности. Задачей человека является преодоление ограниченности собственного бытия и слияние с Божественным светом. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы, как путь служения Всевышнему. В хасидизме существуют различные направления, во главе которых стоят цадики — адморы.

Хасидизм, целиком восприняв каббалистическую картину мира, в некотором смысле вывернул её наизнанку: существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей. Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. (Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15).

Основателем хасидизма является Исраэль Бен Элиэзер (1698—1760), известный также как Баал Шем Тов (что означает «господин Благого Имени»), или сокращенно Бешт. Прежде чем раскрыться в качестве учителя, Исраэль был известен как целитель и изготовитель амулетов, — Баал Шем. Когда люди узнали о действенности его амулетов и о выдающихся личных качествах Исраэля, его стали называть Баал Шем Тов, или Бешт. В молодости он вел аскетический образ жизни, подолгу молился в Карпатских горах. Постепенно вокруг Бешта стали собираться ученики. Он разработал в рамках иудаизма изощренную мистическую систему, основанную не на интеллектуальном постижении Бога (как это делали учёные каббалисты), а на страстном религиозном рвении, доступном простым мирянам. Целью был двекут — единение с Богом. Идея двекут («прилепления») заимствована из самой Торы: «[Дабы ты] любил Господа [YHVH], Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся [давок] к Нему; ибо в этом жизнь и долгота дней твоих…» (Втор. 30:20). Достигнуть двекут — значит осознать Присутствие Бога в твоей жизни. Позже хасидские учителя утверждали, что двекут — это такой союз с Богом, который требует полного растворения в Нем собственного «я». Бешт, в отличие от раввинов, приверженных сложным теоретическим построениям и кропотливым исследованиям, полагал, что двекут — высшая цель религиозной жизни — не является прерогативой избранных мистиков, знакомых с эзотерическими писаниями и каббалистическими комментариями Торы, а представляет собой состояние сознания, доступное даже человеку совершенно неграмотному. Достаточно просто отдаться радости служения Богу через мицвот (заповеди). «Божественное Присутствие не нисходит на того, кто печалится в заповедях; оно нисходит на того, кто в заповедях радуется» (Бешт). Баал Шем Тов не предлагал своим ученикам никакой философской системы. Он учил их при помощи собственных афоризмов и притч. Ученики записывали его изречения, толковали их и в конце концов разработали вполне оригинальную систему мышления и действия, которая и получила название хасидизм, — от слова хесед, то есть «сострадание». Хасид — возлюбивший Бога и жизнь праведную. Сообщества хасидов собирались вокруг харизматических мистиков, называемых ребе, что значит учитель, мастер, или цадиков — праведников, святых. Ребе служили образцом сострадательной Божьей любви и наставляли хасидов, как достичь состояния двекут. Со временем роль ребе сместилась от наставничества к посредничеству. Если Баал Шем Тов учил, что состояние двекут доступно любому человеку, то его последователи уже говорили, что для единения с Богом необходим достаточно высокий уровень святости, который способны обрести только цадики, ученики же могут приблизиться к этому состоянию подражанием учителю. Внимание, таким образом, переместилось с Бога на ребе, и незаметно начался упадок хасидизма. Главная идея, как и практика раннего хасидизма — предельно просты. Идея такова: «Мело кол га-арец, кеводо» — «вся земля полна славы Его» (Ис. 6:3). Что же до практики, то и она описывается следующим образом: «Шивити Адонай ле-негди тамид» — «Вижу Господа пред собой всегда» (Пс. 16:8). В этих словах — сама суть хасидизма. Хасиды считают, что весь мир полон Богом. Отсюда, казалось бы, можно сделать вывод, будто хасидизм — это своего рода иудейский пантеизм, утверждающий, что «всё есть Бог». Однако это не так. В пантеизме творение отождествляется с Творцом. Пантеист полагает, что Бог и природа — синонимы. Философию же хасидизма правильнее назвать панэнтеизмом : всё в Боге. Эти понятия существенно различаются. Если в пантеизме мир и Бог тождественны, то в панэнтеизме Бог не исчерпывается миром. Бог включает в Себя мир, но превосходит его. Важнейший принцип учения хасидов — неразрывность связи между Богом и творением. Бешт говорил: «Деятельное творческое начало всегда скрыто в деянии, в творении. Мир во всем своем многообразии создан как бы из самого Бога и вместе с тем неотделим от Него, подобно тому как складка в платье сделана из самого платья и в нем остается. Мир — из Бога и в Боге». (Дубнов С. М. Возникновение хасидизма. Кн. 8. — Восход, 1888. С.13).

Дов Бер из Межирича (1704?-1772) — преемник Бешта. Обладая могучим интеллектом, переосмыслил опыт хасидов в виде законченной философско-теологической системы, основанной на учении каббалистов. Прозванный «Маггидом» (Наставником), Дов Бер обращался главным образом к узкому кругу хасидов, затрагивая вопросы, недоступные пониманию среднего человека. Основой теологии Дов Бера является представление о том, что Бог — единственная реальность и что все вещи суть проявления Бога во времени. «Мир до своего сотворения находился в Боге в потенции. Воля Божия вызвала его из состояния отвлеченной возможности в состояние действительного бытия. Но творение не отделилось от Творца. Так как, создав мир, Бог разлил в нем, во всех вещах и явлениях, свою бесконечную силу, то это значит, что Он сам облекся в бесчисленные формы вещей. Как до сотворения мир был в Нем, так теперь Он воплотился в мире. Бог есть не только внешняя причина вещей, но и внутренняя их сущность. Он душа мира» (Дубнов С. М. Возникновение хасидизма. Кн. 11-12. — Восход, 1889. С.41). После смерти Бешта стал его преемником и создал институт ребе — харизматических лидеров хасидских общин.

Пинхас из Корца (1726—1791) — ученик Баал Шем Това. Порицал созерцательный, эзотерический подход Дов Бера к хасидизму, поскольку это в большинстве случаев недоступно простым евреям. Считал, что прежде всего следует полагаться на силу страстной молитвы и искреннего стремления к Богу.

Рабби Менахем Наум из Чернобыля (1730—1797), ученик баал Шем Това, а затем Дов Бера из Межирича. Будучи знатоком Талмуда и галахи, показал свою склонность к нистар, эзотерической каббале, углубляясь в скрытое и мистическое значение Писаний. Его книга «Me’ор эйнаим» («Светоч глаз»), комментирующая еженедельные части Торы, отражает его увлеченность каббалой. Главное значение мицвот состоит в том, что их дал Сам Бог. Поэтому они — единственные средства, через которые мы можем приблизиться к Творцу; и по этой причине мы получаем духовную пищу, выполняя их. Если мы соблюдаем мицвот с намерением достигнуть близости к Богу, наши мицвот имеют жизнь и душу. Иначе, они — пустые тела ритуалов, лишённые духа («Me’ор эйнаим»). Рабби Наум говорит о единении души с её истоком: «Она приходит к божественному единству, как часть присоединяется к целому, которое есть Эйн-соф. И вслед за тем свет святости Эйн-софа сияет в человеке, когда часть сливается со своим истоком». (Idel M. Kabbalah, p. 66). Книга «Me’ор эйнаим» получила широкое распространение как одна из главных работ по хасидской идеологии.

Исраэль из Козниц (1733—1814) получил известность благодаря проповедям, убеждающим кротостью. Учил, что задача каждого ребе — находить доброе даже в последнем негодяе. Обращением к этим крупицам добра можно помочь человеку обрести путь нравственного и духовного самосовершенствования.

Рабби Моше Хаим Эфраим из Суделков (1740—1800?) был внуком Исраэля Бешта. Его книга «Дегель Махане Эфраим» («Знамя стана Эфраима»), содержащая службы по поводу еженедельных чтений Пятикнижия, является классикой хасидской литературы. В ней автор требует обращать все молитвы к цели восстановления Шехины (и таким образом, содействовать её полному воссоединению с Богом (Гавайе)); это может быть достигнуто цадиками через их познания, которые ведут к соединению Бога и Шехины. В «Дегель Махане Эфраим» сказано: «Мой дед, пусть он отдыхает в раю, а память о нём живёт в грядущем, сказал, что все вещи нам даровала Шехина, и все недостающее [хесронот] человеку надо понимать как недостающее Шехине, скажем так… благословен Он и благословенно Его Имя… Поэтому все наши молитвы должны быть произнесены для восстановления недостающего Шехине, скажем так, а потом для восстановления недостающего нам. Вот почему цаддиким являются эмиссарами Матронит [то есть Шехины], ведь цаддиким через свою неполноценность узнают о неполноценности Шехины, и именно они соединяются с ней в полноценном союзе. Очевидно, что все соединения происходят благодаря знаниям, вот почему соединение, близость называют познанием, „Адам познал Еву, жену свою“ (Берешит 4:1)». (См.: Moshe Hayyim Efrayim of Sudylkov, «Degel Mahane Efrayim», Jerusalem, 1962—1963, p. 34).

Рабби Элимелех из Лежайска (1717—1787), прародитель хасидизма в Польше и Галиции, сыграл центральную роль в пробуждении почтительного отношения к цадикам хасидских раввинов. Для многих цадиков почти навязчивой идеей было соединение Бога и Шехины, а также религиозное стремление посвятить этому свою жизнь. В своем трактате «Но’ам Элимелех» («Приязнь Элимелеха») он объясняет, что произносить йихудим является святым долгом: «Если человек собирается совершить мицву, он должен произнести вслух, что хочет совершить мицву, и еще сказать: „Во имя соединения Святого и Благословенного с Его Шехиной…“. Священное Единение („йихуд“) — это магико-теургический акт, сутью которого является восстановление нарушенного единства мироздания в конкретной точке пространства или времени и исправление перепутанных и неверных Имен. Согласно хасидским представлениям, любое, даже вполне будничное, действие цадика может сопровождаться Единениями. Трактат „Но’ам Элимелех“ сыграл огромную роль в становлении хасидизма и стал своего рода „священной книгой“, которую хасиды и сегодня кладут под подушки больных и рожениц.

Рабби Яаков Ицхак из Люблина (Провидец) (Гуревич, Исаак Яаков Га-Леви из Люблина и Ландсгута) (1745—1815) был учеником Межеричского Маггида и Элимелеха из Лежайска, а также учителем „Пшесехского еврея“. Прозванный Провидцем за свою способность читать людей как открытые книги, ребе Ицхак исцелял души человеческие, оказывая тем, кто к нему приходил, помощь как духовную, так и деньгами. В отличие от большинства других ребе, которые считали, что их работа ограничена духовными вопросами, полагал, что обязан помогать людям во всех делах. Хотя Иаков Ицхак не основал собственную хасидскую династию, он был учителем большинства ребе следующего поколения. Рабби Яаков Ицхак является отцом польского цадикизма, он первый стал раздавать в Польше амулеты. Написал книгу новелл к Торе каббалистического содержания. В конце книги помещены новеллы к трактатам Талмуда того же содержания. Умер рабби Яаков Ицхак от несчастного случая: выпал из окна второго этажа во время праздника.

Рабби Яаков Ицхак из Пшисхи, или Иегуди а-Кадош (Святой Еврей) (1766—1813) — старший ученик Яакова Ицхака из Люблина. Был прозван Святым Евреем за страстную приверженность идее нравственного самоусовершенствования. Из-за острых разногласий с учителем основал незадолго до смерти собственную хасидскую династию.

Рабби Леви Ицхак из Бердичева (1739—1809) после обучения у рабби Дов Бера сделался ревностным последователем хасидизма. Леви Ицхак любил повторять изречение Бешта, что можно служить Богу не только молитвой, но и обыденной беседой. Стал знаменит благодаря своему умению видеть в людях только лучшее и близостью к Богу, которого видел во всем. О его пламенной молитве, сердечной простоте в общении и любви к обездоленным еврейским массам сохранилось много преданий. Его книга „Святость Леви“ (1798) содержит положения во многом повторяющие учение рабби Дов Бера из Межерича. Однако, благодаря восторженности и мягкости характера Леви Ицхака, учение его приобрело новый колорит. Подобно Беру, он полагает, что общение с Богом достигается молитвенным экстазом, но описание этого экстатического состояния ярче, чем у Бера. Подобно Беру, Леви Ицхак отводит центральное место цадику, тому, кто достиг высшей ступени общения с Богом и „мысленно исчезает в Нем“. По ходатайству цадиков предотвращаются предопределённые бедствия, ибо цадик может отменить приговор Бога; цадик не властен только над теми Господними предначертаниями, которые направлены ко благу людей. В такие времена, когда цадиков мало или они по своему несовершенству не в силах отменить приговор Бога, людям приходится плохо, ибо мир управляется тогда судом, а не милосердием. Цадик не должен, однако, гордиться своим могуществом, ибо он является только каналом, через который изливается благость Божия. (Еврейская Энциклопедия. Т.4. С.204). „Создатель сотворил все, и Он — все!… Каждый миг Бог творит. Он непрерывно обновляет природу, и всякий миг Он вливает силы в Свои творения, во все миры… Он — Бесконечный. Он — начало всех начал, и ни одна мысль не может Его постигнуть… Он наполняет все миры и объемлет все миры, нет места свободного от Него, ибо полон мир славы Его“ (Городецкий С. А. Рабби Леви-Ицхок Бердичевский. Т.2. — Еврейская старина, 1909. С.221).

Рабби Шнеур Залман из Ляд (1745—1812), ученик Дов Бера. Основал направление ХаБаД (ХаБаД — акроним слов Хохма — мудрость, Бина — понимание и Даат — знание). Подчеркивал решающее во многом значение интеллектуального поиска вкупе с экстатической молитвой и созерцательными практиками. Автор книги „Ликутей амарим“ или „Тания“[1], фундаментального трактата по философии хасидов.

Рабби Нахман из Брацлава (1770—1811) — одна из самых интересных фигур в хасидском движении. Рабби Нахман, правнук Бешта по материнской линии, родился в Меджибоже в 1772 году. Смолоду был известен своим необычайным религиозным рвением, аскетизмом и экстатическими молитвами. Он усердно изучал талмудическую и каббалистическую литературу и под влиянием лурианского учения часто и подолгу постился. В центре учения рабби Нахмана стоит отношение цадика к своим приверженцам. Цадик — это душа, а хасиды — тело. Они взаимно дополняют друг друга. Хасид „должен прилепиться к цадику“, жадно прислушиваться ко всем его словам и, отбросив всякие мудрствования, отречься от всех собственных суждений и мыслить только умом цадика. „Это — основа благочестия“. Однако, хасид должен при этом оставаться свободным. В самом цадике, как, впрочем, и в Торе и Каббале, заключаются две силы, смертоносная и животворящая, и от свободного выбора хасида зависит, какой силе он подчиняется. Но цадик тоже нуждается в хасидах, ибо озарение цадика, то есть его постижение Божественного, совершается только через народ. Настаивал на необходимости непрестанного нравственного самоочищения и утверждал, что уныние — худший враг веры. Ввел в хасидизм новый элемент: народные сказки. До ребе Нахмана хасиды рассказывали друг другу лишь истории о прославленных цадиках. Сказки и притчи Нахмана представляют собой аллегорические сказания о принцессах и героях. В отличие от других ребе, Нахман не назначил себе преемника. Вплоть до наших дней хасиды черпают вдохновение в учении ребе Нахмана, которое систематизировал и опубликовал его ближайший ученик, ребе Натан Штернгарц.

Рабби Исраэль из Ружина (1797/8-1850) был одним из влиятельнейших цадиков Волыни и Украины. Он считал, что служение Богу осуществляется путём душевной бодрости и радости, а не путём аскетизма. Культ цадика, теоретически разработанный уже в сочинениях рабби Элимелеха Лежайского, достигает в изречениях рабби Исраэля полного своего развития: „Цадик светоч мира; через него изливаются свыше все блага мира… Он должен быть обставлен богато, ибо если сам цадик стеснен в пользовании земными благами, то и влияние его ограничено“. Известно, что в Ружине (Киевской губернии) рабби Исраэль окружил себя небывалой роскошью. Он построил обширный дворец, завел целый штат слуг, певцов и музыкантов и пышный выезд. Рабби Исраэль учил о том, что „тело цадика связано с душой его, а через последнюю — с душой всех миров, с абсолютным существом. Настоящий цадик это не тот, который служит Богу путём молитвы и Торы, а тот, который служит Богу и среди удовольствий земных. И только такой цадик может руководить своими хасидами и наставлять их, как служить Богу“. (Кандель Ф. Очерки времен и событий. Ч.2. — Иерусалим: Тарбут, 1990). От рабби Исраэля не сохранилось сочинений, если не считать сборника изречений и поучений, изданных его потомками в 1850 г., и сборника изречений, выпущенных в 1906 г.

Менахем Мендль из Ворки (1819—1868) использовал в качестве средства обучения безмолвие, за что получил прозвище Молчащий Цадик. Как настоящий „дзэнский ребе“, особое значение придавал прямому поклону, безмолвному крику и недвижному танцу.

Рабби Менахем Мендель из Коцка (1788—1859) — выдающийся цадик и талмудист, ученик рабби Бунима Пшизухского и Яакова Исаака Люблинского. Рабби Мендель жил в Томашеве, а затем в Коцке. Благодаря своим обширным талмудическим познаниям рабби Мендель вскоре занял первенствующее положение среди польских хасидов, и так называемая „пшизухская система“ его учителя, несколько видоизмененная рабби Менделем, стала господствующим течением среди хасидов Варшавской и близлежащих губерний. Доктрина рабби Менделя сводилась к следующему: основой служения Богу стало занятие талмудической наукой; изучение еврейской религиозной философии, культивировавшееся его учителем, было запрещено. Девизом коцких хасидов стала жизнерадостность. В отличие от многих своих современников, остро критиковал бытовавшие в обществе нравы, предъявляя высокие требования к себе и окружающим. Считал это главным врагом духовности и утверждал, что человеку необходимо приложить все усилия для преодоления своего эгоизма. Сам Мендель вел широкий образ жизни. В конце 30-х годов XIX в. рабби Мендель перестал принимать хасидов и жил уединённо. Последние 20 лет жизни провел в полном уединении в поисках абсолютной истины. Умер в 1859 году в Коцке.


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация