Бергельсон, Давид Рафаилович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
|||
Строка 81: | Строка 81: | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
- | + | {{checked_final}} |
Версия 18:46, 1 января 2011
Регулярная статья | |
Давид Рафаилович Бергельсон | |
Файл:DavidBergelson.jpg | |
Дата рождения: |
12 августа 1884 |
---|---|
Место рождения: |
Киевская губерния, Российская империя |
Дата смерти: |
12 августа 1952 (68 лет) |
Дави́д Рафаи́лович Бергельсо́н (1884—1952) — еврейский советский писатель, драматург. Писал на идиш.
Биография
Давид Бергельсон родился в местечке Охримово Липовецкого уезда Киевской губернии, в зажиточной еврейской семье. Сын крупного торговца зерном, рано осиротел. Кроме учебы в хедере, Бергельсон получил в детстве основы светского образования. Еще подростком много читал на иврите и русском языке и начал писать на этих языках. В 1909 г. он опубликовал в Варшаве свою повесть на идиш «Арум вокзал» («Вокруг вокзала»). В дальнейшем писал только на идиш. В рассказе «Дер тойбер» («Глухой», 1910) Бергельсон продолжает традицию Шалом Алейхема и других своих предшественников. Обостренное внимание к простому человеку, сочувствие к униженным и забитым, протест против равнодушия и черствости лежат в основе рассказа. Огромный успех имела повесть Бергельсона «Нох алемен» («После всего», 1913), которую критика причислила к наиболее значительным достижениям прозы на идиш. Трагическая история одаренной и красивой Мирл изложена на фоне социального кризиса еврейской интеллигенции. Повесть отличается напряженностью действия, тонким психологизмом и выразительным языком. Уже в ранних произведениях Бергельсона сказалось плодотворное влияние французской психологической прозы 19 в., в частности, Флобера и Мопассана. В литературе на идиш произведения Бергельсона знаменовали собой отход от повествовательной манеры Ш. Аша и развитие утонченного импрессионистского стиля. Критика (И. Нусинов и другие) считала Бергельсона родоначальником импрессионизма в литературе на идиш.
Наряду с творческой деятельностью Бергельсон принимал активное участие в еврейской культурной жизни. В 1917 г. он стал одним из директоров-основателей Култур-лиге. Литературные сборники «Эйгнс» («Свое», 1918) и «Ойфганг» («Восход», 1919) вышли под редакцией Бергельсона. В 1921 г. он уехал в Берлин, где жили в эту пору многие еврейские писатели, и сотрудничал в еврейских журналах. Часто печатался в нью-йоркской газете «Форвертс». С середины 1920-х гг. Бергельсон начинает склоняться к советской идеологии. В 1925 г. стал издавать в Берлине журнал «Ин шпан», в котором призывал еврейскую творческую интеллигенцию служить революции. В 1926 г. посетил СССР и объявил себя советским писателем, но и после этого еще несколько лет провел за границей. В 1934 г. окончательно поселился в Москве. Еще до возвращения написал и опубликовал советские по духу произведения — роман «Мидас ха-дин» («Мера строгости», 1926–27) и сборник рассказов «Штурм тег» («Бурные дни», 1927), в которых провозглашал поддержку социалистической реконструкции и призывал к участию евреев в ней. После переезда в СССР написал очерки и рассказы, посвященные советскому еврейскому быту: «Биробиджанер» («Биробиджанцы», 1934); «Трот нох трот» («Шаг за шагом», 1938), исторический роман «Байм Днепр» («У Днепра», 1932–40) и другие. Романом «У Днепра» Бергельсон внес в литературу на идиш один из основных советских жанров — историческое повествование с изображением революции 1905 г., революционеров, коммунистов и т. п.
После начала Второй мировой войны принял участие в работе Еврейского антифашистского комитета. Его рассказы печатались в газете «Эйникайт». Его проза военного времени, собранная в сборнике «Найе дерцейлунген» («Новые рассказы», 1947), по своим художественным достоинствам приближается к лучшим ранним произведениям Бергельсона. Особое место занимает в творчестве Бергельсона драматургия. В 1929 г. Белорусский Еврейский театр поставил инсценировку повести «Дер тойбер», а в 1933 г. Государственный еврейский театр в Москве (см. ГОСЕТ) показал спектакль по роману «Мидас ха-дин». Кроме того, Бергельсон написал пьесы «Принц Реубейни» (1946) и «Мир вилн лебн» («Нам хочется жить»).
Давид Бергельсон был арестован в 1949 году и расстрелян 12 августа 1952 года по делу Еврейского антифашистского комитета. В 1955 году был посмертно реабилитирован.
Произведения
- Повесть «Вокруг вокзала» (1909)
- Роман «После всего» (1913)
- Роман «Отход» (1920)
- «Мера строгости» (1926-27)
- Сборник рассказов «Бурные дни» (1927)
- Роман «На Днепре» (1932—1940)
- Пьеса «Принц Реубейни» (1946)
- Повесть «Александр Бараш» (1946, не окончена)
- Сборник «Новые рассказы» (1947)
Ссылки
- Статья «Бергельсон Давид» в Электронной еврейской энциклопедии
- статья БСЭ о Давиде Бергельсоне
- Б. Тучинский. בין השמשותן און שטורמװינטן: ד. בערגעלסאָן («бэйн һашмошесн ун штурмвинтн: Д. Бергельсон» — Сумерки и порывы ветра: Д. Бергельсон), «Черновицер блэтэр»: Черновицы — «Техник»: Кишинёв, 1935ja:ダヴィト・ベルゲルソン
mk:Давид Бергелсон pl:Dawid Bergelson ro:David Bergelson
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.