Тетраморф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Каббала» с помощью HotCat) |
|||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | '''Тетраморф''' ({{lang-el|τετραμορφος}} — четырёхвидный) — | + | '''Тетраморф''' ({{lang-el|τετραμορφος}} — четырёхвидный) — существо из видения пророка [[Иезекиил]]я, единого с четырьмя лицами: '''человека, льва, тельца и орла'''. |
В [[Каббала|Каббале]] эти существа носят название «''хайот а-кодеш''» (букв. «святые животные»). | В [[Каббала|Каббале]] эти существа носят название «''хайот а-кодеш''» (букв. «святые животные»). | ||
- | == В | + | == В Танахе == |
Образ четырёх животных происходит из пророческого видения [[Иезекииль|Иезекииля]] ({{Библия|Иез|1:4|-28}}; также {{Библия2|Иез|10:14}} и {{Библия2|Иез|41:19}}). Иезекииль описывает этих существ следующим образом: {{ВЗ|облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.|Иез|1:5|-18}} | Образ четырёх животных происходит из пророческого видения [[Иезекииль|Иезекииля]] ({{Библия|Иез|1:4|-28}}; также {{Библия2|Иез|10:14}} и {{Библия2|Иез|41:19}}). Иезекииль описывает этих существ следующим образом: {{ВЗ|облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.|Иез|1:5|-18}} | ||
Ниже ({{Библия|Иез|10:1}}) эти существа названы [[херувим]]ами (ср. также {{Библия|1Пар|28:18}}), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима ({{Библия|Иез|10:14}}). | Ниже ({{Библия|Иез|10:1}}) эти существа названы [[херувим]]ами (ср. также {{Библия|1Пар|28:18}}), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима ({{Библия|Иез|10:14}}). | ||
- | |||
- | |||
- | |||
== В иудаизме == | == В иудаизме == | ||
Строка 29: | Строка 26: | ||
Известна еврейская рукопись второй половины [[XIII век]]а, на которой [[Древо жизни]] охраняют четыре херувима.<ref>Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227</ref> Это объясняется тем, что в соответствующем месте [[Быт.|Книги Бытия]] ({{Библия2|Быт|3:24}}) используется форма множественного числа «כרובים» (''керувим''). | Известна еврейская рукопись второй половины [[XIII век]]а, на которой [[Древо жизни]] охраняют четыре херувима.<ref>Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227</ref> Это объясняется тем, что в соответствующем месте [[Быт.|Книги Бытия]] ({{Библия2|Быт|3:24}}) используется форма множественного числа «כרובים» (''керувим''). | ||
- | ==== В | + | == В апокрифах и христианстве == |
+ | [[Апокриф]] «[[Откровение Авраама]]», написанный в конце [[I век]]а независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца [[Авраам]]а на небо где он увидел огненный престол Божий «''и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орел. Четыре главы, и комуждо крил 4''».<ref>[[Тихонравов, Николай Саввич|Тихонравов Н. С.]] Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43</ref>. В [[Откровение Иоанна Богослова|Откровении Иоанна Богослова]] тетраморф представлен в образе отдельных ''Четырёх апокалиптических существ'' ({{lang-la|quattuor animalia}}, они же ''Четыре живущих'', у [[протестантизм|протестантов]] — ''Четыре живых существа''), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов [[рай|рая]]. Эти животные воспевали хвалу Богу как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а как у пророка Иезекииля каждый из них имеет четыре лица. | ||
+ | |||
+ | == В Каббале == | ||
{| align = "center" class="standard" | {| align = "center" class="standard" | ||
|- | |- | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
| [[Малхут]] | | [[Малхут]] | ||
| [[Ход (сфира)|Ход]] | | [[Ход (сфира)|Ход]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
|- | |- | ||
! colspan = 2 | [[Стороны света]]<ref name="Бааль Сулам" /> | ! colspan = 2 | [[Стороны света]]<ref name="Бааль Сулам" /> | ||
Строка 75: | Строка 69: | ||
|} | |} | ||
- | == | + | == Возможный источник образов == |
- | + | Ученые предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в [[Шумеро-аккадская мифология|вавилонской мифологии]], где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов: | |
* Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер) | * Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер) | ||
* Лев — бога войны Нергала (Марс) | * Лев — бога войны Нергала (Марс) | ||
Строка 91: | Строка 85: | ||
==См. также== | ==См. также== | ||
- | + | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
{{commonscat|Four Living Creatures}} | {{commonscat|Four Living Creatures}} | ||
Строка 194: | Строка 188: | ||
| страницы = | | страницы = | ||
}} | }} | ||
- | |||
[[Категория:Еврейская мифология]] | [[Категория:Еврейская мифология]] | ||
[[Категория:Библейские сюжеты]] | [[Категория:Библейские сюжеты]] |
Версия 07:37, 26 декабря 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Тетраморф (греч. τετραμορφος — четырёхвидный) — существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла.
В Каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш» (букв. «святые животные»).
Содержание |
В Танахе
Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез.1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:
Ниже (Иез.10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар.28:18), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез.10:14).
В иудаизме
В Талмуде[1] говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному.
Известна еврейская рукопись второй половины XIII века, на которой Древо жизни охраняют четыре херувима.[2] Это объясняется тем, что в соответствующем месте Книги Бытия (3:24) используется форма множественного числа «כרובים» (керувим).
В апокрифах и христианстве
Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орел. Четыре главы, и комуждо крил 4».[3]. В Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia, они же Четыре живущих, у протестантов — Четыре живых существа), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Эти животные воспевали хвалу Богу как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а как у пророка Иезекииля каждый из них имеет четыре лица.
В Каббале
Лев | Орел | Человек | Бык | ||
---|---|---|---|---|---|
Каббалистические миры | Ацилут | Брия | Иецира | Асиа | |
Сфирот | (по версии Бааль Сулам[4]) | Нецах | Иесод | Малхут | Ход |
Стороны света[4] | Юг | Восток | Запад | Север | |
Архангелы (согласно мидрашам)[5] | Михаэль | Рафаэль | Уриэль | Гавриэль | |
Знаки зодиака | Лев | Скорпион | Водолей | Телец |
Возможный источник образов
Ученые предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:
- Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер)
- Лев — бога войны Нергала (Марс)
- Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн)
- Человек — бога мудрости Набу (Меркурий)
При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез.1:9).[6] Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид, поддерживающих своды (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — Иез.1:22). Известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.[7]
Примечания
- ↑ Талмуд, Хагига 13б
- ↑ Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227
- ↑ Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43
- ↑ 4,0 4,1 Предисловие к Книге Зогар. «Сафра дэ-Цниута» — Книга Скромности
- ↑ Глаголев А. А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900. С. 442—443
- ↑ Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904. — С. 41.
- ↑ Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904. — С. 42.
См. также
Ссылки
Тетраморф на Викискладе? |
- Symbols of the Four Evangelists (англ.). Проверено 15 февраля 2009.
- Фреска Архангел Михаил и тетраморф. Храм Эль-Моаллака, Каир, Египет. Проверено 15 февраля 2009.
- Выдержки из «Поморских ответов» об иконописи. Проверено 15 февраля 2009.
Литература
- Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов. Их происхождение и значение. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 174 с.
- Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904.
- Борхес, Хорхе Луис. Книга вымышленных существ. — М.: Азбука-классика, 2004. — 379 с. — ISBN 978-5-352-00757-0
- Дмитриева С. О. Изображение тетраморфа в куполе храма Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде (канон и индивидуальность в средневековых храмовых росписях) // «Вестник» Международного университета природы общества и человека «Дубна». — 2008. — № 1.