Меркава (Каббала)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Категория:Каббала,мистицизм» на «Категория:Каббала») |
Architect (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Каббала» с помощью HotCat) |
||
Строка 49: | Строка 49: | ||
<references /> | <references /> | ||
- | |||
[[Категория:Библейские сюжеты]] | [[Категория:Библейские сюжеты]] | ||
Версия 01:36, 26 декабря 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Меркава (ивр. מֶרְכָּבָה, «колесница») — термин используется в видении пророка Иезекииля (ма‘асе меркава) (Иез.1:4–28), обозначая «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа, каждое из которых имеет четыре крыла, и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.
Содержание |
В Священных Писаниях
В Ветхом Завете
Традиционные предания
В еврейской традиции
Тема Меркавы развивается в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырёх мудрецах, вошедших в пардес[1] и в так называемой апокалиптической литературе (Книга Еноха, Четвёртая книга Ездры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона.
В религиозной традиции
В иудаизме
Законоучители Талмуда запретили публичное толкование «ма‘асе меркава».[2]
Мистика Божественной колесницы представляет собой параллель гностицизму в еврейской эзотерической традиции, поскольку она служила учением еретических еврейских сект периода таннаев (I—II вв.) и, в особенности, III—IV вв.
В Каббале
Послужило одной из основ каббалистической литературы, получившей известность под названием «сифрут ха-меркава» (`литература колесницы`), или «сифрут ха-хехалот» (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности Божества, центральной темой «сифрут ха-меркава» являются видения мистиков (иордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики.
В философии
Маймонид
Третья часть «Путеводителя растерянных» Маймонида начинается с философского толкования пророчества Иезекииля о «Божественной колеснице», в котором он усматривает описание земного мира, небесных сфер и интеллектов, — начал, которым сферы обязаны своим движением.[3]
Источники
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Примечания
- ↑ Талмуд, Хагига 14б
- ↑ Мишна, Хаггига, II, 1; Талмуд, Хаггига 13а
- ↑ Статья «Маймонид» в Электронной еврейской энциклопедии
ja:メルカバー
mk:Меркаба pl:Mistyka Merkawy pt:MerkabahУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.