Шохат, Маня
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ=1 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |НАЗВАНИЕ= |
- | | | + | |ПОДЗАГОЛОВОК= |
- | | | + | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ | + | |ТЕМА= |
- | | ВИКИПЕДИЯ = | + | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ | + | |ИЗ ЦИКЛА= |
- | }} | + | |ПУБЛИКАЦИИ= |
- | + | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | |
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
- | |||
{{Политик | {{Политик | ||
| Имя = Маня Шохат | | Имя = Маня Шохат | ||
- | | Оригинал имени = מניה שוחט | + | | Оригинал имени = <span style="font:16pt 'times new roman';">מניה שוחט</span> |
- | | Фото = | + | | Фото = 14897_L.jpg |
- | | Ширина = | + | | Ширина = 200px |
| Подпись = | | Подпись = | ||
| Имя при рождении = '''Мария Вульфовна (Владимировна) Вильбушевич''' | | Имя при рождении = '''Мария Вульфовна (Владимировна) Вильбушевич''' | ||
| Псевдонимы = | | Псевдонимы = | ||
- | | Дата рождения = | + | | Дата рождения = 1879 |
| Место рождения = поместье Лососна, [[Гродно]] | | Место рождения = поместье Лососна, [[Гродно]] | ||
- | | Дата смерти = | + | | Дата смерти = 1961 |
| Место смерти = [[Тель-Авив]] | | Место смерти = [[Тель-Авив]] | ||
| Гражданство = | | Гражданство = | ||
Строка 37: | Строка 40: | ||
}} | }} | ||
- | '''Маня | + | '''Шохат, Маня''' (урожденная Вильбушевич Мария Вульфовна /Владимировна/; 1879, поместье Лососна, близ Гродно, – 1961, Тель-Авив) - деятель еврейского рабочего движения в России, деятель [[Сионизм|сионистского]] движения. |
- | + | == Биография == | |
+ | === Детство === | ||
+ | Родилась в зажиточной, просвещенной семье приверженцев движения [[Хиббат Цион]] (см. [[Ховевей Цион]]). Из-за слабого здоровья не посещала гимназию и получила домашнее образование. Работала на принадлежавшей брату фабрике в Минске, на которой познакомилась с условиями труда и бытом еврейских рабочих. В конце 1890-х гг. принимала участие в полулегальной просветительной деятельности среди рабочих, которой руководил [[Гершуни, Григорий Андреевич|Г. Гершуни]]. Вскоре вступила в [[Бунд]]. | ||
+ | === Арест === | ||
+ | В марте 1900 г. была арестована в связи с провалом минской подпольной типографии и кружков Бунда, возглавляемых Евгенией Гуревич (1861–1934). Шохат была доставлена в Москву и на допросах и «доверительных беседах» у начальника Московского охранного отделения С. Зубатова попала под влияние его теории о возможности легального рабочего движения, поддерживаемого властями. Зубатов убедил Шохат в том, что создание партии еврейских рабочих, которая защищает исключительно их профессиональные и экономические интересы и воздерживается от политических действий против существующего режима, послужит на пользу угнетенным еврейским массам и приведет к расширению их гражданских прав. | ||
+ | === Сионистская деятельность=== | ||
+ | В августе 1900 г. Шохат была освобождена из тюрьмы, вернулась в Гродно и занялась пропагандой зубатовских идей, организовала несколько экономических стачек. В то же время Шохат стала интересоваться сионизмом. С весны 1901 г. Шохат совместно с бывшими членами Бунда Ю. Волиным, [[Чемерисский, Александр|А. Чемерисским]] и другими развернула в Минске агитационную деятельность, и вскоре благодаря ее организационным способностям и неутомимой энергии под влияние легального тред-юнионизма попала часть еврейских рабочих. Взгляды и деятельность Шохат вызвали резкое осуждение в бундовской среде, что побудило ее вместе со сторонниками выйти из Бунда. В июле 1901 г. они основали в Минске [[Еврейская Независимая Рабочая Партия|Еврейскую независимую рабочую партию]] (ЕНРП). Партия в первое время добилась значительных успехов, заметно улучшилось материальное положение еврейских рабочих. Шохат в тот период искренне верила, что Зубатов — «великий двигатель рабочего движения». Шохат добилась у министра внутренних дел [[Плеве, Вячеслав Константинович|В. Плеве]] разрешения на проведение в сентябре 1902 г. [[Минская Конференция|Минской конференции]] российских сионистов, это был единственный сионистский съезд в царской России, состоявшийся легально. | ||
- | + | После изменения отношения правительства к планам Зубатова, а главное, под влиянием Кишиневского погрома (апрель 1903 г., см. [[Кишинёв|Кишинев]]) ЕНРП зашла в тупик и в июне 1903 г. объявила о самороспуске. В связи с этим Шохат как лидер и идеолог партии пережила душевный кризис и даже пыталась совершить покушения на Зубатова и других крупных чиновников. В 1904 г. вступила в [[Поалей Цион|Поалей Цион]]. | |
+ | === Посещение Израиля === | ||
+ | В начале 1904 г. брат Шохат, Нахум Вилбуш (Вильбушевич, 1879–1971), пригласил Шохат посетить Эрец-Исраэль, где жили еще два ее брата — Гдалияху (1865–1932) и Моше (1869–1952). В течение года она путешествовала по стране, изучая возможности поселенческой деятельности. В конце 1905 г., посетив Париж, получила деньги из фонда [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. Ротшильда]] на еврейскую [[Самооборона Еврейская|самооборону]] в России и участвовала в организации доставки туда оружия. После возвращения в Эрец-Исраэль выступала за создание еврейских сельскохозяйственных поселений на севере страны, в районе [[Голан]]. Для сбора средств на эти цели, а также на еврейскую самооборону отправилась в агитационную поездку в США, однако смогла получить деньги только на самооборону в России. | ||
- | + | Шохат пришла к выводу, что широкий класс еврейских рабочих в Эрец-Исраэль может возникнуть лишь на базе коллективных сельскохозяйственных поселений, развитие которых она считала необходимым условием для превращения заброшенной турецкой провинции в еврейскую страну. Она познакомилась с участниками общества Бар-Гиора, которое возглавлял [[Шохат, Исраэль|И. Шохат]]. Вместе с членами этой группы поселилась в [[Седжера|Седжере]] (ныне Илания) в Нижней [[Галилея|Галилее]], где в 1907–1908 гг. под ее влиянием группа стала первой в Эрец-Исраэль вести коллективное хозяйство (прототип [[Киббуц|киббуца]]). В 1908 г. она вышла замуж за И. Шохата. Вместе с ним она была среди основателей организации [[hа-Шомер]] (1909). Шохат приобрела ведущую роль в организации, во многом определив направление ее деятельности. | |
- | [[ | + | В 1914–17 гг. она с мужем жила в городе Бурса (Анатолия), куда они были высланы турецкими властями. Весной 1919 г. Шохат возвратилась в Эрец-Исраэль и поселилась в [[Кфар-Гилади|Кфар-Гилади]]. В том же году вступила в [[Ахдут hа-Авода|Ахдут hа-Авода]]. В 1921 г. Шохат совместно с [[Кацнельсон, Берл|Б. Кацнельсоном]] и И. Барацем (1890–1968) вошла в первую делегацию [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]], отправившуюся в США. Ее участие в делегации послужило поводом для скандалов и ожесточенной полемики со стороны бундовцев и еврейских коммунистов, припомнивших Шохат сотрудничество с Зубатовым и обвинявшим ее в том, что она выдала в переписке с ним ([[Заславский, Давид Иосифович|Д. Заславский]], статья «Зубатов и Маня Вильбушевич», «Былое», №3, 1918) ряд членов Бунда, мешавших работе возглавляемой ей ЕНРП. В ответ на эти обвинения Шохат опубликовала в газете «Ди цайт» протест, в котором утверждала, что публикаторы фальсифицировали ее письма. |
- | [[ | + | |
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | [[ | + | В 1921 г. Шохат присоединилась к [[Гдуд hа-Авода|Гдуд hа-авода]] и вскоре стала одним из активных участников организации, после ее роспуска работала в киббуце [[Кфар-Гилади|Кфар-Гилади]]. В 1930 г. она участвовала в организации Лиги еврейско-арабской дружбы. В 1920–1930-х гг. Шохат вступила в [[Хагана|Хагану]]. В 1939 г., после опубликования британским правительством [[Белая Книга|Белой книги]], Шохат выдвинула план доставки в Эрец-Исраэль нелегальных иммигрантов и с этой целью несколько раз выезжала за границу. В 1948 г. она вступила в [[Мапам]], переселилась в Тель-Авив. С началом в 1950-х гг. массовой [[Алия|алии]] из стран Востока (в особенности из Северной Африки) работала в [[Мабара|мабарот]]. Воспоминания Шохат о ее жизни в Эрец-Исраэль частично опубликованы в сборниках «Диврей поалот» («Слова работниц», Т.-А., 1930), «Ковец hа-Шомер» («Сборник hа-Шомера», Т.-А., 1937) и «Сефер hа-Шомер» («Книга hа-Шомер», Т.-А., 1957). |
- | [[ | + | |
- | [[ | + | |
+ | {{ElevenCopyRight|14897|ШОХАТ Маня}} | ||
- | {{ | + | {{Israel-politic-stub}} |
- | + | [[Категория:Персоналии:Израиль]] | |
+ | [[Категория:Политики Израиля]] | ||
+ | [[Категория:Общественные деятели Израиля]] | ||
+ | [[Категория:Конгрессы, учреждения, партии ]] |
Версия 20:33, 9 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Маня Шохат | |
מניה שוחט | |
Имя при рождении: |
Мария Вульфовна (Владимировна) Вильбушевич |
---|---|
Дата рождения: |
1879 год |
Место рождения: |
поместье Лососна, Гродно |
Дата смерти: |
1961 год |
Место смерти: |
Тель-Авив |
Партия: |
Бунд, ЕНРП, Поалей Цион |
Шохат, Маня (урожденная Вильбушевич Мария Вульфовна /Владимировна/; 1879, поместье Лососна, близ Гродно, – 1961, Тель-Авив) - деятель еврейского рабочего движения в России, деятель сионистского движения.
Содержание |
Биография
Детство
Родилась в зажиточной, просвещенной семье приверженцев движения Хиббат Цион (см. Ховевей Цион). Из-за слабого здоровья не посещала гимназию и получила домашнее образование. Работала на принадлежавшей брату фабрике в Минске, на которой познакомилась с условиями труда и бытом еврейских рабочих. В конце 1890-х гг. принимала участие в полулегальной просветительной деятельности среди рабочих, которой руководил Г. Гершуни. Вскоре вступила в Бунд.
Арест
В марте 1900 г. была арестована в связи с провалом минской подпольной типографии и кружков Бунда, возглавляемых Евгенией Гуревич (1861–1934). Шохат была доставлена в Москву и на допросах и «доверительных беседах» у начальника Московского охранного отделения С. Зубатова попала под влияние его теории о возможности легального рабочего движения, поддерживаемого властями. Зубатов убедил Шохат в том, что создание партии еврейских рабочих, которая защищает исключительно их профессиональные и экономические интересы и воздерживается от политических действий против существующего режима, послужит на пользу угнетенным еврейским массам и приведет к расширению их гражданских прав.
Сионистская деятельность
В августе 1900 г. Шохат была освобождена из тюрьмы, вернулась в Гродно и занялась пропагандой зубатовских идей, организовала несколько экономических стачек. В то же время Шохат стала интересоваться сионизмом. С весны 1901 г. Шохат совместно с бывшими членами Бунда Ю. Волиным, А. Чемерисским и другими развернула в Минске агитационную деятельность, и вскоре благодаря ее организационным способностям и неутомимой энергии под влияние легального тред-юнионизма попала часть еврейских рабочих. Взгляды и деятельность Шохат вызвали резкое осуждение в бундовской среде, что побудило ее вместе со сторонниками выйти из Бунда. В июле 1901 г. они основали в Минске Еврейскую независимую рабочую партию (ЕНРП). Партия в первое время добилась значительных успехов, заметно улучшилось материальное положение еврейских рабочих. Шохат в тот период искренне верила, что Зубатов — «великий двигатель рабочего движения». Шохат добилась у министра внутренних дел В. Плеве разрешения на проведение в сентябре 1902 г. Минской конференции российских сионистов, это был единственный сионистский съезд в царской России, состоявшийся легально.
После изменения отношения правительства к планам Зубатова, а главное, под влиянием Кишиневского погрома (апрель 1903 г., см. Кишинев) ЕНРП зашла в тупик и в июне 1903 г. объявила о самороспуске. В связи с этим Шохат как лидер и идеолог партии пережила душевный кризис и даже пыталась совершить покушения на Зубатова и других крупных чиновников. В 1904 г. вступила в Поалей Цион.
Посещение Израиля
В начале 1904 г. брат Шохат, Нахум Вилбуш (Вильбушевич, 1879–1971), пригласил Шохат посетить Эрец-Исраэль, где жили еще два ее брата — Гдалияху (1865–1932) и Моше (1869–1952). В течение года она путешествовала по стране, изучая возможности поселенческой деятельности. В конце 1905 г., посетив Париж, получила деньги из фонда Э. Ротшильда на еврейскую самооборону в России и участвовала в организации доставки туда оружия. После возвращения в Эрец-Исраэль выступала за создание еврейских сельскохозяйственных поселений на севере страны, в районе Голан. Для сбора средств на эти цели, а также на еврейскую самооборону отправилась в агитационную поездку в США, однако смогла получить деньги только на самооборону в России.
Шохат пришла к выводу, что широкий класс еврейских рабочих в Эрец-Исраэль может возникнуть лишь на базе коллективных сельскохозяйственных поселений, развитие которых она считала необходимым условием для превращения заброшенной турецкой провинции в еврейскую страну. Она познакомилась с участниками общества Бар-Гиора, которое возглавлял И. Шохат. Вместе с членами этой группы поселилась в Седжере (ныне Илания) в Нижней Галилее, где в 1907–1908 гг. под ее влиянием группа стала первой в Эрец-Исраэль вести коллективное хозяйство (прототип киббуца). В 1908 г. она вышла замуж за И. Шохата. Вместе с ним она была среди основателей организации hа-Шомер (1909). Шохат приобрела ведущую роль в организации, во многом определив направление ее деятельности.
В 1914–17 гг. она с мужем жила в городе Бурса (Анатолия), куда они были высланы турецкими властями. Весной 1919 г. Шохат возвратилась в Эрец-Исраэль и поселилась в Кфар-Гилади. В том же году вступила в Ахдут hа-Авода. В 1921 г. Шохат совместно с Б. Кацнельсоном и И. Барацем (1890–1968) вошла в первую делегацию Гистадрута, отправившуюся в США. Ее участие в делегации послужило поводом для скандалов и ожесточенной полемики со стороны бундовцев и еврейских коммунистов, припомнивших Шохат сотрудничество с Зубатовым и обвинявшим ее в том, что она выдала в переписке с ним (Д. Заславский, статья «Зубатов и Маня Вильбушевич», «Былое», №3, 1918) ряд членов Бунда, мешавших работе возглавляемой ей ЕНРП. В ответ на эти обвинения Шохат опубликовала в газете «Ди цайт» протест, в котором утверждала, что публикаторы фальсифицировали ее письма.
В 1921 г. Шохат присоединилась к Гдуд hа-авода и вскоре стала одним из активных участников организации, после ее роспуска работала в киббуце Кфар-Гилади. В 1930 г. она участвовала в организации Лиги еврейско-арабской дружбы. В 1920–1930-х гг. Шохат вступила в Хагану. В 1939 г., после опубликования британским правительством Белой книги, Шохат выдвинула план доставки в Эрец-Исраэль нелегальных иммигрантов и с этой целью несколько раз выезжала за границу. В 1948 г. она вступила в Мапам, переселилась в Тель-Авив. С началом в 1950-х гг. массовой алии из стран Востока (в особенности из Северной Африки) работала в мабарот. Воспоминания Шохат о ее жизни в Эрец-Исраэль частично опубликованы в сборниках «Диврей поалот» («Слова работниц», Т.-А., 1930), «Ковец hа-Шомер» («Сборник hа-Шомера», Т.-А., 1937) и «Сефер hа-Шомер» («Книга hа-Шомер», Т.-А., 1957).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШОХАТ Маня в ЭЕЭ
Это незавершённая статья о политическом деятеле Израиля. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |