Ямит
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
Строка 115: | Строка 115: | ||
[[sv:Yamit]] | [[sv:Yamit]] | ||
- | + | {{checked_final}} |
Версия 20:58, 22 апреля 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Ямит (ивр. ימית, «морская») — израильское поселение, созданное во время израильской оккупации Синайского полуострова после окончания Шестидневной войны в 1967 году и просуществовавшее вплоть до 1982 года, когда эта часть Синая была передана Египту по условиям мирного соглашения в Кемп-Дэвиде в 1979. На этот момент в нем проживало около 2 500 человек[1]. Само поселение было разрушено, а все его жители принудительно эвакуированы на территорию Израиля.
Содержание |
Местоположение
Расположенный южнее сектора Газа, Ямит был задуман как крупный город-порт, который к началу 21-го века должен был насчитывать около 250 000 жителей[2]. Его местоположение должно было сделать его буфером между сектором Газа и Синайским полуостровом. Несмотря на наличие нового, относительно доступного жилья, количество поселенцев оказалось недостаточным, чтобы город стал и морским портом. После подписания мирного соглашения с Египтом стало ясно, что дни Ямита, как еврейского поселения, сочтены. Большинство жителей согласились на компенсацию и покинули поселение в течение двух лет. К меньшинству, которое решило остаться, примкнули религиозно настроенные сторонники, которые начали селиться в городе.
Проект города и его назначение
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть по возможности подкреплена ссылками, это увеличивает авторитетность материалов Ежевики.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. |
Ямит был задуман с целью создать поселение, которое бы укрепило связь между Израилем и Синаем, а также отделило Сектор Газа от Синайского полуострова. По сути, Ямит являлся третьим звеном в плане «Вокруг сектора Газа», по которому Сектор Газа должен был оказаться замкнутым в кольцо еврейских поселений (Ашкелон с севера, Беер-Шева и города развития с востока и Ямит с юга), что помешало бы его дальнейшему развитию.
Принципы, заложенные в строительство города, должны были обеспечить рост города вплоть до 250 000 жителей к началу 21-го века. Город был запланирован, как третий израильский город-порт, после Тель-Авива и Хайфы. Кроме этого, предназначением города должно было стать размещение будущих волн алии, представители которой должны были занять важную нишу в жизни города. Основными направлениями экономики должны были стать туризм, промышленность и транспорт (аэропорт, морской порт и сухопутный транспортный узел). Вместе с этим, город был задуман, как экономический центр, который со временем обеспечил бы ему статус центрального израильского поселения на Синайском полуострове.
История заселения
В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.
Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике. |
Важной особенностью города можно признать тот факт, что до начала строительства место представляло собой пустыню, ничем не выделяющийся участок песков между поселениями Садот и Натив-Асара. Кроме бедуинов, время от времени проходивших мимо, там никого не было. Также нет сведений и о древних поселениях, находившихся на месте будущего города. Поэтому название «Ямит» («морская») отражало лишь географическую близость города к берегу Средиземного моря (и намерение создать в прибрежной зоне глубоководный порт) и не было названием поселения, прежде находившегося на этом месте.
Началом поселения можно считать конец 1973 г., практически сразу после окончания Октябрьской войны (войны Судного Дня), когда несколько семей-репатриантов из тогдашнего СССР заселились в специально построенные маленькие домики. Вслед за ними приехала еще одна группа будущих поселенцев, также репатрианты, но из США, которые поселились в Беер-Шеве. Только спустя два года, в сентябре 1975 г., началось активное строительство, а за ним и заселение.
Люся(Номи) Бренер, одна из первых поселенцев, вспоминает:
Необычной была планировка города. Все дома были развернуты и поставлены так, что внутригородское пространство оставалось совершенно свободным от автомобильного движения. Там шли дорожки между домами, было множество детских и спортивных площадок, сквериков, клумб, цветников, зеленых уголков, которые буквально в первый же год, благодаря капельному орошению, поднялись, расцвели, зазеленели. А все автомобильные стоянки и проезжие части дорог были вынесены за внешнюю линию города, по периметру его, так что внутри Ямита машины не ездили. Общегородским транспортом у нас был велосипед.
Надо сказать, что Ямит был как бы миниатюрной моделью Израиля. То есть, в городе жили люди светские и религиозные, ашкеназы и сефарды, коренные израильтяне и новые репатрианты, причем, почти из всех стран исхода — из США и СССР, Аргентины и Франции, Марокко и Йемена, Эфиопии и Польши, Венгрии и Румынии, из Южной Африки и Канады. Верующие тоже были всех мастей и оттенков. У нас было также много военных, которые служили в Синае, было много людей творческих профессий. И если вначале Ямит был городом исключительно молодежным, то потом приехали люди более зрелого возраста и даже немало пожилых.
В городе возникали и улаживались конфликты… Например, когда построили здание синагоги, возник спор о том, какой общине она достанется. Сефарды, хотя их было меньше, благодаря своей сплоченности и энергии, настояли на своем праве на синагогу. Ашкеназам выделили место для моления в молодежном центре, реформистам дали комнату в матнасе, а «тайманим» — комнату в синагоге… В городе ключом била культурная жизнь. К нам на гастроли приезжали лучшие артисты, они выступали на сцене матнаса, была своя замечательная самодеятельность. А какие капустники, вечера смеха мы устраивали! При матнасе действовало много объединений по интересам, там собирались любители поэзии и спорта, коллекционеры и туристы, фотографы и библиофилы. В Ямите выходила очень приличная городская газета на иврите, называлась она «Ямитон». В ней кроме новостей публик[ов]ались стихи и проза наших местных авторов, в ней было много юмора, шуток, фантазии.
Интересная ситуация сложилась с бедуинами. До начала строительства Ямита это место было совершенно пустынным, там не было ни стоянок, ни каких-либо кочевий бедуинских. Но как только Ямит стал строиться, как только там появились люди, зазеленели деревья — возле нас сразу же появились бедуины, разбившие свой лагерь между морем и городом. Мы, горожане, жили с ними, в общем-то, довольно мирно и дружно. Они приходили за покупками в наши магазины, некоторые из них нашли работу в городе, в том числе двое бедуинов работали у нас в супермаркете.[2]
Эвакуация жителей и разрушение города
Жители Ямита были эвакуированы 23 апреля 1982 года. Большинство поселенцев покинули город по собственному желанию (получив соответствующую материальную компенсацию), однако из-за того, что правые активисты (в основном представители движения Гуш Эмуним) забаррикадировались в домах, эвакуация вылилась в насильственное противостояние сторон.[3] Среди наиболее резко настроенных сопротивленцев были последователи рабби Меира Кахане, которые клялись, что скорее расстанутся с жизнью, чем подчинятся. После личного вмешательства Кахане они согласились покинуть Ямит. Эвакуация проходила под командованием Ариэля Шарона.
По предварительному договору между Израилем и Египтом последний должен был уплатить $80 млн за дома и инфраструктуру Ямита. Тем не менее в последний момент израильский премьер-министр Менахем Бегин (а не Ариэль Шарон, как многие полагают) принял решение уничтожить поселение. По словам израильского посла в Египте в то время, Моше Сассона, Бегин опасался, что израильские поселенцы втихаря вернутся в свои дома, что приведет к столкновениям между ними и египтянами. Принятое решение о разрушении Ямита вызвало отрицательную реакцию в египетском обществе.
Останки города остаются на том же месте, где прежде стоял город, и по сей день. Доступ к разрушенному городу затруднен из-за позиции египетских властей. Тем не менее, в 2005 году город посетил Цахи Ханегби. В период эвакуации, Ганегби, который тогда был еще студентом и одним из лидеров сопротивления возвращения Синая Египту, забаррикадировался с друзьями на монументе рядом с городом.
Политическое значение
В Израиле прецедент массового насильственного выселения израильских граждан из их домов считается важным социо-политическим моментом, который демонстрирует расширяющуюся пропасть во взглядах, образовавшуюся между религиозными националистами (такими, как последователи Мафдаля) и сторонниками левого движения. На сегодняшний день это один из разломов в израильском обществе, с которым израильтянам ежедневно приходится иметь дело, особенно после схожих событий, произошедших во время выполнения программы по размежеванию с сектором Газа в 2005 году.
После разрушения единственное здание, которое по-прежнему видно — это каркас главной синагоги, которая нынче не содержит заметных еврейских символов. Бескровная эвакуация израильских граждан и военных из Ямита и с Синайского полуострова считается прецедентом израильской политики Мир за землю, проиллюстрированную соглашениями в Осло, планом Размежевания (символом сопротивления которому стал кибуц Кфар-Даром), а также положенным теперь под сукно планом Объединения.
См. также
- Кемп-Девидские соглашения
- Кфар-Даром
Примечания
- ↑ Franks, Tim Can Israel's right deliver peace? (англ.). BBC News, Jerusalem (2009-02-07). — Может ли Израиль обеспечить мир?. Проверено 9 сентября 2009.
- ↑ 2,0 2,1 [Баршай] Гибель Ямита (рус.). «Дневник журналиста». — История становления и разрушения Ямита. Проверено 9 сентября 2009.
- ↑ Persin, Stephanie The Yamit Evacuation (англ.). http://www.jewishvirtuallibrary.org. — Эвакуация жителей Ямита. Проверено 9 сентября 2009.
bg:Ямит cs:Jamitfa:یامیتsv:Yamit