Авраам бен-Давид (РаАВаД) (раввин из Прованса)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kofman (Обсуждение | вклад) (→Познания в каббале) |
Kofman (Обсуждение | вклад) (→Познания в каббале) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
== Познания в каббале == | == Познания в каббале == | ||
- | Раби [[Виталь,Хаим|Хаим Виталь]] перечисляет Раавада в | + | Раби [[Виталь,Хаим|Хаим Виталь]] перечисляет Раавада в числе каббалистов. Доказывая, что Раавад был каббалистом, он приводит тот факт, что Раавад упоминает в своих книгах во многих местах определенные законы (например галахот Бейт hа-бехира, перек 6, галаха 14, галахот Мишкав у мошав, перек 7, галаха 7), о которых известно, что они - «тайна Господа боящимся его», то есть вещи, которые истолковывались каббалистами, как знания, полученные мистическим образом. |
[[Реканати]] пишет о Рааваде, (раздел Насо), что открывался ему Элиягу hа Нави, то же писал раб Хаим Виталь в своем ведении к книге Эц Хаим. Комментаторы Торы в поколении [[ришоним]] считали его человеком святым и божьим, также и он свидетельствует о себе, что дух святости являлся в его бейт мидраше(см. комментарий к Рамбаму, Лулав, глава 8, (5). | [[Реканати]] пишет о Рааваде, (раздел Насо), что открывался ему Элиягу hа Нави, то же писал раб Хаим Виталь в своем ведении к книге Эц Хаим. Комментаторы Торы в поколении [[ришоним]] считали его человеком святым и божьим, также и он свидетельствует о себе, что дух святости являлся в его бейт мидраше(см. комментарий к Рамбаму, Лулав, глава 8, (5). |
Версия 12:22, 14 декабря 2010
Авраам бен Давид (Раавад) провансальский раввин, известен своими комментариями к Вавилонскому Талмуду, Мишне Тора Маймонида и Сефер галахот рава Альфаси, каббалист . Отец Ицхака Слепого. Родился в Нарбонне, прибл. 1125 году, умер в Поскьере 27 ноября 1198 году.
Содержание |
Учителя
Был зятем и учеником рабейну Авраама бен Ицхака, автора книги hа-Эшколь, учеником рава Мешулама из Люнила и рава Моше бен Йосефа бен Меруана hа-Леви (у него учился и раби Зерахья hа Леви (Бааль hа Маор).
Раавад учился в Нарбонне и Люниле, после завершения своей учебы стал одним из наиболее авторитетных равов Люниля, позднее переехал в Монпелье, потом в Ним, где прожил дольно долгий период. Раббейну Моше бен Йегуда (Темим Деим) пишет о раввинской школе в Ниме, находящейся в то время под руководством Раавада, как о важнейшем центре талмудической учености в Провансе.
Жизнь
Деятельность Раавада проходила в основном в Поскьере. Сегодня этот город называется Вовер. До сего дня в Вовере сохранилась улица, носящая имя Раавада. Трудно сказать с точностью, когда он переехал в Поскьер, известно, что около 1165 года Беньямин из Туделы посетил его там в начале своих странствий. Он пишет о богатстве и щедрости Раавада. Раавад не только построил и отремонтировал большое здание школы, он занимался материальным обеспечением бедных студентов.
Ученики
Среди его учеников: Исаак hа-Коэн из Нарбонны, первый комментатор Иерусалимского Талмуда, Авраам бен Натан из Люнеля, автор книги hа- Манhиг, Меир бен Исаак из Каркассона, автор "Сефер hа-Эзер» и Ашер бен Мешуллам из Люнеля, автор нескольких раввинистических трудов. Рабби Меир бен Ицхак, отец рава Натана бен Меира, учителя Рамбана. Также очевидно влияние Раавада на раба Йонатана из Люнеля.
Подход в галахе
Обширные познания Раавада в Торе проявились наиболее ярким образом в его комментарии к Мишней Тора Рамбама. Благодаря этому труду он получил прозвище «критик» - «бааль асагот». Раавад пишет, что предпринял этот труд, чтобы не слишком опирались на Рамбама в вынесении галахических постановлений, кроме того, он опасался, что в результате опубликования Мишней Тора изучение талмуда будет заброшено.
Рамбам с большим уважением относился к Рааваду, в послании рабби Шмуэлю ибн Тиббону он называет Раавада «великим равом из Поскьера». Считается, что Рамбам сказал о нем: «никогда я никем не был побежден, кроме автора одного труда».
Раавад критически относился к комментариям тосафот. В одном из своих посланий он замечает: «эти новые французы считают себя самими великими в мире».
В комментарии к кодексу р.Альфаси, он защищает р.Альфаси от критики Зрахьи hа-Леви (Бааль hа Маор)
Познания в каббале
Раби Хаим Виталь перечисляет Раавада в числе каббалистов. Доказывая, что Раавад был каббалистом, он приводит тот факт, что Раавад упоминает в своих книгах во многих местах определенные законы (например галахот Бейт hа-бехира, перек 6, галаха 14, галахот Мишкав у мошав, перек 7, галаха 7), о которых известно, что они - «тайна Господа боящимся его», то есть вещи, которые истолковывались каббалистами, как знания, полученные мистическим образом.
Реканати пишет о Рааваде, (раздел Насо), что открывался ему Элиягу hа Нави, то же писал раб Хаим Виталь в своем ведении к книге Эц Хаим. Комментаторы Торы в поколении ришоним считали его человеком святым и божьим, также и он свидетельствует о себе, что дух святости являлся в его бейт мидраше(см. комментарий к Рамбаму, Лулав, глава 8, (5).
Труды
Комментарий к Мишне Тора Рамбама
Комментарий к кодексу Альфаси
Комментарий на замечания рава Зерахьи hа Леви (Баал hа Маор)
Комментарий на трактаты Бава Кама, Авода Зара, Киним
Каббалистический комментарий на книгу Йецира,(однако по мнению Аризаля и рава Хаима Виталя, Раавад – автор комментария к книге Йецира не тот Раавад, который составил комментарий к Мишней Тора).
Гилхот лулав
В сборниках Темим деим, Орот хаим, Шиббалей hа Лекет сохранились респонсы Раавада на сотни галахических вопросов и его галахические постановления. Они были собраны в отдельный сборник и изданы по редакцией рава Каппаха в 1964 году.
Сефер баалей hа нефеш – о законах семейной чистоты
Комментарий на Торат Коhаним (книгу Сифра)
Источники
Cтатья в еврейской энциклопедии Даат о Рааваде