Гершензон, Михаил Осипович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
[[Файл:Pasternak gershenzon.jpg|thumb|left|Портрет М. О. Гершензона работы [[Пастернак, Леонид Осипович|Леонида Пастернака]]]] | [[Файл:Pasternak gershenzon.jpg|thumb|left|Портрет М. О. Гершензона работы [[Пастернак, Леонид Осипович|Леонида Пастернака]]]] | ||
- | Ме́йлих Гершензо́н родился в губернском городе [[Кишинёв]]е в семье Пинхус-Йосефа Лейбовича (Иосифа Львовича) Гершензона, мелкого коммерсанта и частного поверенного из города [[Литин (Винницкая область)|Литина]], и Гитли (Голды Яковлевны) Цысиной.<ref>[http://www.shtetlinks.jewishgen.org/litin/KishinewDB.html Запись гражданских актов раввината г. Кишинёва (свидетельство о рождении Мейлиха Гершензона, 1 июля (5 ава) 1869)]</ref> С [[1875 год]]а учился в [[хедер]]е, затем в частном Кишинёвском [[еврей]]ском общественном училище, в [[1887 год]]у окончил I кишинёвскую казённую гимназию. На протяжении двух лет слушал курс лекций по истории и философии в [[Берлин]]ском Политехникуме (1887-89). В [[1894 год]]у окончил историко-филологический факультет Московского университета. Сотрудничал с газетой «Русские ведомости» и журналом «Русская мысль». С конца 1890-х гг. занялся исследованием семейных архивов видных дворянских родов Москвы, занимался изучением движения декабристов и наследием [[Герцен, Александр Иванович|А. И. Герцена]], [[Огарёв, Николай Платонович|Н. П. Огарёва]], западников и славянофилов 1830—40 гг. Редактор литературного отдела журналов «Научное слово» и «Критическое обозрение» (с 1904 года), «Вестник Европы» (1907-08), сотрудник газет «Русская молва» и «Биржевые новости» (1912—13). | + | Ме́йлих Гершензо́н родился в губернском городе [[Кишинёв]]е в семье Пинхус-Йосефа Лейбовича (Иосифа Львовича) Гершензона, мелкого коммерсанта и частного поверенного из города [[Литин (Винницкая область)|Литина]], и Гитли (Голды Яковлевны) Цысиной.<ref>[http://www.shtetlinks.jewishgen.org/litin/KishinewDB.html Запись гражданских актов раввината г. Кишинёва (свидетельство о рождении Мейлиха Гершензона, 1 июля (5 ава) 1869)]</ref> С [[1875 год]]а учился в [[хедер]]е, затем в частном Кишинёвском [[еврей]]ском общественном училище, в [[1887 год]]у окончил I кишинёвскую казённую гимназию. На протяжении двух лет слушал курс лекций по истории и философии в [[Берлин]]ском Политехникуме (1887-89). В [[1894 год]]у окончил историко-филологический факультет Московского университета, получил рекомендации готовиться к профессуре, но как еврей не был оставлен при кафедре. Сотрудничал с газетой «Русские ведомости» и журналом «Русская мысль». С конца 1890-х гг. занялся исследованием семейных архивов видных дворянских родов Москвы, занимался изучением движения декабристов и наследием [[Герцен, Александр Иванович|А. И. Герцена]], [[Огарёв, Николай Платонович|Н. П. Огарёва]], западников и славянофилов 1830—40 гг. Редактор литературного отдела журналов «Научное слово» и «Критическое обозрение» (с 1904 года), «Вестник Европы» (1907-08), сотрудник газет «Русская молва» и «Биржевые новости» (1912—13). |
+ | В [[1909 год]]у выступил инициатором издания (а также как автор вступительного слова) сборника «[[Вехи (сборник)|Вехи]]», объединившего значительных представителей русской философской мысли: [[Бердяев, Николай Александрович|Н.A. Бердяева]], [[Булгаков, Сергей Николаевич|о. С.H. Булгакова]], [[Франк, Семён Людвигович|С. Л. Франка]] и других (''см. статью [[веховство]]''). | ||
+ | С начала [[1910-е|1910-х]] годов сконцентрировался на публикации литературно-исторических материалов, специально для которых издавал сборники «Русские пропилеи» (1915—1919, 6 томов) и «Новые пропилеи» (1923). В сотрудничестве с Московским религиозно-философским обществом издал собрание сочинений [[Киреевский, Иван Васильевич|И. В. Киреевского]] (1911, 2 тома) и [[Чаадаев, Пётр Яковлевич|П. Я. Чаадаева]] (1913—1914, 2 тома), участвовал в разработке серии «Памятники мировой литературы» (с 1911). | ||
+ | После Февральской революции — председатель Всероссийского союза писателей. В 1920—21 гг. член бюро Литературного отдела [[Народный комиссариат просвещения|Наркомпроса]], член коллегии 4-ой секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией [[Государственная академия художественных наук|Государственной академии художественных наук]]. | ||
- | + | Гершензон был одним из ярких и значительных философов-идеалистов начала 20 в. Его основные работы посвящены истории духовной жизни 19 в. Исследуя религиозно-философские искания эпохи, Гершензон стремился понять их закономерность, основываясь на изучении духовных исканий характерных представителей века. Особое внимание Гершензон уделял иррациональному началу в литературном творчестве. В изданном по замыслу Гершензона коллективном сборнике «Вехи» была помещена его остро полемическая статья о русской интеллигенции. Труды Гершензона, написанные в жанре художественных философско-психологических исследований, изобилуют впервые вводимыми в научный оборот сведениями, отличаются блестящим литературным стилем, полемичностью и оригинальностью трактовок (книга «П. Я. Чаадаев», 1908; «История молодой России», 1908; «Исторические записки о русском обществе», 1910; «Образы прошлого», 1912; «Мудрость Пушкина», 1919; «Мечта и мысль Тургенева», 1919; «Статьи о Пушкине», 1926). Гершензон подготовил к изданию сборник архивных материалов «Русские Пропилеи» (тт. 1–4, 6; 1915–19) и «Новые Пропилеи» (1923), «Архив Огаревых» (1930, посмертно), редактировал издание сочинений И. В. Киреевского (тт. 1–2, 1911), П. Я. Чаадаева (тт. 1–2, 1913–14) и других авторов, переводил на русский язык прозу Петрарки. На упреки в противоестественной для еврея приверженности к идеям славянофилов Гершензон отвечал, что не порывает ни единой нити, связывающей его с еврейским народом. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Автор работ о [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкине]] («Мудрость Пушкина», [[1919]]), [[Чаадаев, Пётр Яковлевич|Чаадаеве]], эпохе [[Николай I|Николая I]], соавтор (с [[Иванов, Вячеслав Иванович|Вяч. Ивановым]]) философски-публицистической «Переписки из двух углов» ([[1921]]) и других сочинений. После дела Бейлиса, начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир», опубликовал работу о еврейском поэте [[Бялик, Хаим Нахман|X.H. Бялике]] (1914), предисловие к составленному его близким другом [[Ходасевич, Владислав Фелицианович|В. Ф. Ходасевичем]] и Л. Б. Яффе (Лев Борисович, 1875—1948) сборнику русских переводов из новой поэзии на [[иврит]]е «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918), в 1922 году философские эссе «Ключ веры» и «Судьбы еврейского народа», в которых противопоставлял [[сионизм]]у идею универсализма еврейского духа. | Автор работ о [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкине]] («Мудрость Пушкина», [[1919]]), [[Чаадаев, Пётр Яковлевич|Чаадаеве]], эпохе [[Николай I|Николая I]], соавтор (с [[Иванов, Вячеслав Иванович|Вяч. Ивановым]]) философски-публицистической «Переписки из двух углов» ([[1921]]) и других сочинений. После дела Бейлиса, начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир», опубликовал работу о еврейском поэте [[Бялик, Хаим Нахман|X.H. Бялике]] (1914), предисловие к составленному его близким другом [[Ходасевич, Владислав Фелицианович|В. Ф. Ходасевичем]] и Л. Б. Яффе (Лев Борисович, 1875—1948) сборнику русских переводов из новой поэзии на [[иврит]]е «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918), в 1922 году философские эссе «Ключ веры» и «Судьбы еврейского народа», в которых противопоставлял [[сионизм]]у идею универсализма еврейского духа. |
Версия 08:37, 16 февраля 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Михаил Осипович Гершензон | |
Файл:Gershenzon.jpg | |
Имя при рождении: |
Мейлэх Иосифович Гершензон |
---|---|
Дата рождения: |
13.7.1869 |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
19.2.1925 |
Место смерти: | |
Период: |
философия XX века |
Основные интересы: |
публицистика, переводы |
Значительные идеи: |
веховство |
Михаи́л О́сипович Гершензо́н (имя при рождении Мейлих Иосифович Гершензон; 1 (13) июля 1869, Кишинёв — 19 февраля 1925, Москва) — российский литературовед, философ, публицист и переводчик.
Биография
Ме́йлих Гершензо́н родился в губернском городе Кишинёве в семье Пинхус-Йосефа Лейбовича (Иосифа Львовича) Гершензона, мелкого коммерсанта и частного поверенного из города Литина, и Гитли (Голды Яковлевны) Цысиной.[1] С 1875 года учился в хедере, затем в частном Кишинёвском еврейском общественном училище, в 1887 году окончил I кишинёвскую казённую гимназию. На протяжении двух лет слушал курс лекций по истории и философии в Берлинском Политехникуме (1887-89). В 1894 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, получил рекомендации готовиться к профессуре, но как еврей не был оставлен при кафедре. Сотрудничал с газетой «Русские ведомости» и журналом «Русская мысль». С конца 1890-х гг. занялся исследованием семейных архивов видных дворянских родов Москвы, занимался изучением движения декабристов и наследием А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, западников и славянофилов 1830—40 гг. Редактор литературного отдела журналов «Научное слово» и «Критическое обозрение» (с 1904 года), «Вестник Европы» (1907-08), сотрудник газет «Русская молва» и «Биржевые новости» (1912—13). В 1909 году выступил инициатором издания (а также как автор вступительного слова) сборника «Вехи», объединившего значительных представителей русской философской мысли: Н.A. Бердяева, о. С.H. Булгакова, С. Л. Франка и других (см. статью веховство). С начала 1910-х годов сконцентрировался на публикации литературно-исторических материалов, специально для которых издавал сборники «Русские пропилеи» (1915—1919, 6 томов) и «Новые пропилеи» (1923). В сотрудничестве с Московским религиозно-философским обществом издал собрание сочинений И. В. Киреевского (1911, 2 тома) и П. Я. Чаадаева (1913—1914, 2 тома), участвовал в разработке серии «Памятники мировой литературы» (с 1911). После Февральской революции — председатель Всероссийского союза писателей. В 1920—21 гг. член бюро Литературного отдела Наркомпроса, член коллегии 4-ой секции Главархива, с 1921 года заведующий литературной секцией Государственной академии художественных наук.
Гершензон был одним из ярких и значительных философов-идеалистов начала 20 в. Его основные работы посвящены истории духовной жизни 19 в. Исследуя религиозно-философские искания эпохи, Гершензон стремился понять их закономерность, основываясь на изучении духовных исканий характерных представителей века. Особое внимание Гершензон уделял иррациональному началу в литературном творчестве. В изданном по замыслу Гершензона коллективном сборнике «Вехи» была помещена его остро полемическая статья о русской интеллигенции. Труды Гершензона, написанные в жанре художественных философско-психологических исследований, изобилуют впервые вводимыми в научный оборот сведениями, отличаются блестящим литературным стилем, полемичностью и оригинальностью трактовок (книга «П. Я. Чаадаев», 1908; «История молодой России», 1908; «Исторические записки о русском обществе», 1910; «Образы прошлого», 1912; «Мудрость Пушкина», 1919; «Мечта и мысль Тургенева», 1919; «Статьи о Пушкине», 1926). Гершензон подготовил к изданию сборник архивных материалов «Русские Пропилеи» (тт. 1–4, 6; 1915–19) и «Новые Пропилеи» (1923), «Архив Огаревых» (1930, посмертно), редактировал издание сочинений И. В. Киреевского (тт. 1–2, 1911), П. Я. Чаадаева (тт. 1–2, 1913–14) и других авторов, переводил на русский язык прозу Петрарки. На упреки в противоестественной для еврея приверженности к идеям славянофилов Гершензон отвечал, что не порывает ни единой нити, связывающей его с еврейским народом.
Автор работ о Пушкине («Мудрость Пушкина», 1919), Чаадаеве, эпохе Николая I, соавтор (с Вяч. Ивановым) философски-публицистической «Переписки из двух углов» (1921) и других сочинений. После дела Бейлиса, начал сотрудничать с журналом «Еврейский мир», опубликовал работу о еврейском поэте X.H. Бялике (1914), предисловие к составленному его близким другом В. Ф. Ходасевичем и Л. Б. Яффе (Лев Борисович, 1875—1948) сборнику русских переводов из новой поэзии на иврите «Еврейская антология» (издательство «Сафрут», Москва, 1918), в 1922 году философские эссе «Ключ веры» и «Судьбы еврейского народа», в которых противопоставлял сионизму идею универсализма еврейского духа.
Семья
Брат Гершензона — Абрам (Бума) Осипович Гершензон (1868—1933), педиатр и организатор здравоохранения, один из создателей одесского общества детских врачей.
Жена — Мария Борисовна Гершензон (урожд. Гольденвейзер; 1873, Кишинёв — 1940, Москва) — сестра пианиста А. Б. Гольденвейзера.
Сын — Сергей Михайлович Гершензон — генетик, академик АН УССР.
Дочь М. О. Гершензона — Наталья Михайловна Гершензон-Чегодаева (1907—1977) — советский искусствовед, жена искусствоведа, профессора Андрея Дмитриевича Чегодаева (1905—1994).
Внучка М. О. Гершензона — искусствовед Мария Андреевна Чегодаева (род. 1931).
Примечания
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.