Иссерлес, Моше (РаМА)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Иссерлес, Моше» в «Иссерлес, Моше (РаМА)»)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Основные галахические труды: викификация)
Строка 10: Строка 10:
== Основные галахические труды ==
== Основные галахические труды ==
-
Основной галахический труд Иссерлеса «Дархей Моше» («Пути Моше», издан в 1692, 1760 гг.) был задуман им как комментарий к [[Арба Турим|Арба Турим]] [[Яков бен Ашер|Якова бен Ашера]]. Однако после выхода в свет книги Йосефа Каро «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», 1550–59) — обширных комментариев к тому же кодексу, Иссерлес придал своему сочинению форму примеров и дополнений к труду Каро. Он включил в них как постановления авторитетов, отвергнутые или не упомянутые Каро, так и обычаи, укоренившиеся в ашкеназских общинах.
+
Основной галахический труд Иссерлеса «Дархей Моше» («Пути Моше», издан в 1692, 1760 гг.) был задуман им как комментарий к [[Арбаа Турим]] [[Яков бен Ашер|Якова бен Ашера]]. Однако после выхода в свет книги [[Йосеф Каро|Йосефа Каро]] «[[Бейт Иосеф]]» («Дом Иосефа», 1550–59) — обширных комментариев к тому же кодексу, Иссерлес придал своему сочинению форму примеров и дополнений к труду Каро. Он включил в них как постановления авторитетов, отвергнутые или не упомянутые Каро, так и обычаи, укоренившиеся в [[ашкеназ]]ских общинах.
   
   
-
Материал, собранный в «Дархей Моше», Иссерлес использовал для глосс, известных под названием «hаггаот» («Примечания»), или «Маппа» («Скатерть»), к [[Шульхан Арух|Шулхан Аруху ]], сокращенная версия того же сочинения Иосефа Каро). Глоссы Иссерлеса, которые с 1569 г. печатались заодно с текстом Шулхан Аруха, сделали этот свод законов приемлемым и для ашкеназского еврейства.  
+
Материал, собранный в «[[Дархей Моше]]», Иссерлес использовал для глосс, известных под названием «hаггаот» («Примечания»), или «Маппа» («Скатерть»), к [[Шульхан Арух|Шулхан Аруху ]], сокращенная версия того же сочинения [[Йосеф Каро|Йосефа Каро]]). Глоссы Иссерлеса, которые с 1569 г. печатались заодно с текстом Шулхан Аруха, сделали этот свод законов приемлемым и для ашкеназского еврейства.  
-
В книге «Торат hа-хаттат» («Учение об искупительной жертве», 1569) Иссерлес излагает ритуальные предписания, согласно сочинению «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1534) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.). В сборнике «Шеелот у-тшувот Рема», написанном в 1550–71 гг., 91 из 132 респонсов принадлежат Иссерлесу, а остальные — его ученикам и коллегам. Известны глоссы Иссерлеса к трактатам [[Талмуд|Талмуда]] Бава Мециа и Нида, а также к монументальному сборнику разъяснений галахических проблем «Сефер Мордехай» Мордехая бен Гилеля hа-Коhена, текст которого Иссерлес уточнил.
+
В книге «[[Торат hа-хаттат]]» («Учение об искупительной жертве», 1569) Иссерлес излагает ритуальные предписания, согласно сочинению «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1534) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.). В сборнике «[[Шеелот у-тшувот Рема]]», написанном в 1550–71 гг., 91 из 132 респонсов принадлежат Иссерлесу, а остальные — его ученикам и коллегам. Известны глоссы Иссерлеса к трактатам [[Талмуд]]а [[Бава Мециа]] и [[Нида]], а также к монументальному сборнику разъяснений галахических проблем «[[Сефер Мордехай]]» Мордехая бен Гилеля hа-Коhена, текст которого Иссерлес уточнил.
   
   
-
Для галахических решений Иссерлеса характерны тенденции придавать силу закона обычаям, которые не имеют оснований в раввинистической литературе и порой прямо противоречат ей, а также склоняться к облегчительному толкованию Галахи в случаях крайней нужды и во избежание больших убытков. Хотя такая относительная либеральность взглядов Иссерлеса вызывала резкую критику ряда его видных современников, выдвинутые им решения галахических вопросов были признаны со временем ашкеназским еврейством.
+
Для галахических решений Иссерлеса характерны тенденции придавать силу закона обычаям, которые не имеют оснований в раввинистической литературе и порой прямо противоречат ей, а также склоняться к облегчительному толкованию Галахи в случаях крайней нужды и во избежание больших убытков. Хотя такая относительная либеральность взглядов Иссерлеса вызывала резкую критику ряда его видных современников, выдвинутые им решения галахических вопросов были признаны со временем [[ашкеназ]]ским еврейством.
== Сочинения по философии и каббале ==
== Сочинения по философии и каббале ==

Версия 13:03, 10 мая 2011

ИССЕРЛЕС Моше бен Исраэль (Isserles, Isserlis; акроним רמ״א, Рема или Рама; родился в период между 1525 г. и 1530 г., Краков, – умер в 1572 г., там же), посек, глава ешивы, один из величайших законоучителей ашкеназских евреев (Ашкеназы) шестнадцатого века.


Моше Иссерлес

Содержание

Биография

Родился в семье богатого талмудиста, одного из старшин краковской общины. До 1549 г. учился в иешиве рабби Шалома Шахны в Люблине. Уже в молодости считался выдающимся раввинистическим авторитетом и в 1550 г. был назначен членом бет-дина в Кракове. С 1552 г. возглавлял основанную им в Кракове иешиву, учащихся которой содержал на собственные средства. Иссерлес состоял в переписке со многими крупными законоучителями, в том числе и с Йосефом Каро и Шломо Лурия, и приобрел известность как выдающийся законоучитель, отличающийся глубоким знанием Закона и самостоятельностью суждений.

Основные галахические труды

Основной галахический труд Иссерлеса «Дархей Моше» («Пути Моше», издан в 1692, 1760 гг.) был задуман им как комментарий к Арбаа Турим Якова бен Ашера. Однако после выхода в свет книги Йосефа Каро «Бейт Иосеф» («Дом Иосефа», 1550–59) — обширных комментариев к тому же кодексу, Иссерлес придал своему сочинению форму примеров и дополнений к труду Каро. Он включил в них как постановления авторитетов, отвергнутые или не упомянутые Каро, так и обычаи, укоренившиеся в ашкеназских общинах.

Материал, собранный в «Дархей Моше», Иссерлес использовал для глосс, известных под названием «hаггаот» («Примечания»), или «Маппа» («Скатерть»), к Шулхан Аруху , сокращенная версия того же сочинения Йосефа Каро). Глоссы Иссерлеса, которые с 1569 г. печатались заодно с текстом Шулхан Аруха, сделали этот свод законов приемлемым и для ашкеназского еврейства.

В книге «Торат hа-хаттат» («Учение об искупительной жертве», 1569) Иссерлес излагает ритуальные предписания, согласно сочинению «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1534) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.). В сборнике «Шеелот у-тшувот Рема», написанном в 1550–71 гг., 91 из 132 респонсов принадлежат Иссерлесу, а остальные — его ученикам и коллегам. Известны глоссы Иссерлеса к трактатам Талмуда Бава Мециа и Нида, а также к монументальному сборнику разъяснений галахических проблем «Сефер Мордехай» Мордехая бен Гилеля hа-Коhена, текст которого Иссерлес уточнил.

Для галахических решений Иссерлеса характерны тенденции придавать силу закона обычаям, которые не имеют оснований в раввинистической литературе и порой прямо противоречат ей, а также склоняться к облегчительному толкованию Галахи в случаях крайней нужды и во избежание больших убытков. Хотя такая относительная либеральность взглядов Иссерлеса вызывала резкую критику ряда его видных современников, выдвинутые им решения галахических вопросов были признаны со временем ашкеназским еврейством.

Сочинения по философии и каббале

Иссерлес составил сочинения по философии и каббале: «Мхир яин» («Цена вина», 1559) — гомилетическое и философское толкование книги Эстер, и «Торат hа-Ола» («Учение о жертве всесожжения», 1570) — философские комментарии к «Море невухим» («Наставник колеблющихся») Маймонида. Не сохранились его «Иесодей сифрей hа-каббала» («Основы книг каббалы»), упоминаемые им в «Дархей Моше», а также его комментарии к книге Зогар и к агадическим преданиям Талмуда.

Перу Иссерлеса принадлежит также комментарий к переводу Э. Мизрахи на иврит «Новой теории планет» австрийского астронома 15 в. Г. Пурбаха. В философии Иссерлес был последователем Аристотеля, с учением которого он познакомился по работам Маймонида.

Скромность и миролюбие, отличавшие Иссерлеса, проступают особенно наглядно в его полемике, даже с наиболее ярыми оппонентами. Отстаивая свои мнения, Иссерлес всегда отдает должное учености и авторитету оппонента и, стараясь убедить его, формулирует доказательства в осмотрительно подобранных выражениях.

До Второй мировой войны к могиле Иссерлеса близ синагоги, названной его именем, совершали паломничество тысячи евреев со всех концов Польши (в день его смерти, приходящийся на Лаг ба-Омер).

Синагога Рама в еврейском квартале в Кракове

Источники

Статья в Электронной Еврейской Энциклопедии

http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11868&query=ИССЕРЛЕС+МОШЕ

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация