Шалом Шахна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kofman (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Шахна, Шалом» в «Шалом Шахна») |
Kofman (Обсуждение | вклад) (→Источники) |
||
Строка 38: | Строка 38: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
- | + | [http://www.eleven.co.il/Статья о Шаломе Шахне в Электронной Еврейской Энциклопедии] | |
- | + | ||
- | http://www.eleven.co.il/ | + |
Версия 10:27, 14 декабря 2010
Регулярная статья | |
05/12/2010 | |
ШАЛОМ ШАХНА (Шалом бен Иосеф, Шахна бен Иосеф; 1510?–1550/по другим данным 1558/, Люблин), галахист и общественный деятель.
Биография
Шалом Шахна происходил из зажиточной семьи; учился в Казимеже (предместье Кракова) у рабби Якова Поллака (родился в 1460 г. /или 1470 г./ – умер не ранее 1533 г.), внесшего значительный вклад в разработку новых методов пилпула.
Уже в ранней молодости стал раввином Люблина; под его руководством действовавшая в этом городе иешива превратилась в крупнейший центр еврейской учености, в нее поступали учащиеся из многих общин Польши, Германии и других стран. Значительным авторитетом пользовался и люблинский бет-дин, который возглавлял Шалом Шахна; при нем в городе неоднократно проходили заседания Ваада четырех земель.
В 1541 г. король Сигизмунд I назначил Шалома Шахну и М. Фишла (умер в 1542 г.) «генеральными сеньорами» евреев Малой Польши, то есть фактически главами еврейской автономии; они были освобождены от налогов и получили почти неограниченную административную и судебную власть, включая право выносить смертные приговоры. Это вызвало широкое недовольство в еврейской среде и привело к конфликту между Шаломом Шахной и рядом общин: в частности, его попытке обосноваться в Казимеже воспрепятствовали местные евреи.
Труды
Шалом Шахна запретил публиковать свои труды, объясняя это тем, что галахист должен считаться с особенностями и нуждами своего времени, а потому ни одно решение не может быть окончательным. О характере галахического творчества Шалома Шахны можно судить только по воспоминаниям его сына Исраэля и наиболее известных учеников — Моше бен Исраэля Иссерлеса, Хаима бен Бецалеля (1520?–1588) и Биньямина Аарона Сольника. В этих воспоминаниях ученый предстает как оригинальный мыслитель и мастер изощренного логического анализа. Сохранилась часть респонсов Шалома Шахны.
Источники
о Шаломе Шахне в Электронной Еврейской Энциклопедии