Каирская гениза
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
{{Остатье | {{Остатье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 19: | Строка 17: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
- | '''Каирская гениза''' — крупнейший [[архив]] средневекового еврейства, сохранившийся в [[гениза|генизе]] [[синагога|синагоги]] города [[Фустат]] (ныне в пределах [[Каир]]а) | + | '''Каирская гениза''' — крупнейший [[архив]] средневекового еврейства, сохранившийся в [[гениза|генизе]] [[синагога|синагоги]] города [[Фустат]] (ныне в пределах [[Каир]]а). |
- | + | == Содержание документов == | |
+ | Документы, охватывающие более тысячелетия (с конца IX по конец XIX в.), составлены [[Еврейское письмо|еврейским письмом]] на [[арабский язык|арабском]], [[иврит|древнееврейском]], [[арамейский язык|арамейском]], [[идиш]]е и некоторых других языках. | ||
+ | [[Image:Solomon Schechter.jpg|thumb|right|200px|Соломон Шехтер изучает документы из Каирской Генизы в 1895 г.]] | ||
- | Рукописи Каирской генизы, в отличие от гениз в прочих центрах диаспоры, уцелели благодаря полупустынному климату | + | Среди сокровищ Каирской генизы — [[Еврейско-хазарская переписка]], [[Кембриджский документ]], [[Киевское письмо]], древние фрагменты [[Коран]]а и священных текстов [[иудаизм]]а, а также [[Сир.|Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова]]. Большую же часть документов составляют повседневные деловые бумаги купцов и ростовщиков. Общее количество листов оценивается в 250 тысяч; в них упоминается до 35 тысяч лиц из [[Египет|Египта]], [[Страна Израиля|Палестины]], [[Ливан]]а, [[Сирия|Сирии]], [[Тунис]]а, Сицилии, Франции, Испании, [[Марокко]], [[Хорезм]]а, Индии и многих других стран. |
+ | |||
+ | == История открытия == | ||
+ | Рукописи Каирской генизы, в отличие от гениз в прочих центрах диаспоры, уцелели благодаря полупустынному климату [[Фустат]]а. Первым этими документами заинтересовался странствующий раввин [[Яков Сапир]] (1822-88), однако внимание широкой научной общественности к каирскому архиву привлёк [[Соломон Шехтер]] (1847—1915), который вывез из Египта в [[Кембриджский университет]] до 140 тысяч документов. Ещё 40 тысяч каирских рукописей осели в [[Еврейская теологическая семинария Америки|Еврейской теологической семинарии Америки]]. | ||
Библиотека [[Манчестерского университета]], в распоряжении которого находятся 11 тысяч документов каирской генизы, в настоящее время реализует проект их перевода в электронную форму и создания [http://rylibweb.man.ac.uk/insight/genizah.htm интернет-библиотеки каирской генизы]. | Библиотека [[Манчестерского университета]], в распоряжении которого находятся 11 тысяч документов каирской генизы, в настоящее время реализует проект их перевода в электронную форму и создания [http://rylibweb.man.ac.uk/insight/genizah.htm интернет-библиотеки каирской генизы]. | ||
+ | |||
+ | == Значение текстов генизы для мировой науки == | ||
+ | После открытия и ввода в научный оборот текстов Каирской генизы возникла научная категория ''еврейские документальные памятники''. Для исследователей средневековой истории стало более невозможно игнорировать тексты на [[иврит]]е или отрицать их подлинность, что практиковалось до середины XX века. Отчасти эта практика объясняется тем, что учёные-медиевисты, как правило, не изучали иврит и не стремились восполнить этот недостаток совей подготовки. | ||
+ | |||
+ | При изучении еврейских религиозных и теологических текстов удалось установить, что община [[Фустат]]а была [[раввин]]истической, а не [[караим]]ской. | ||
+ | |||
+ | Хотя большинство текстов генизы относятся к истории Египта и соседних стран, обнаружены также документы по средневековой истории Европы. | ||
+ | В частности, [[Норман Голб]] обнаружил документы о христианских [[Прозелиты|герах]] средних веков, об истории еврейских общин [[Руан]]а и Прованса. | ||
== Ссылка == | == Ссылка == | ||
* [http://rylibweb.man.ac.uk/insight/genizah.htm Интернет-библиотека каирской генизы] | * [http://rylibweb.man.ac.uk/insight/genizah.htm Интернет-библиотека каирской генизы] | ||
+ | * Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6 | ||
[[Категория:Наука о еврействе]] | [[Категория:Наука о еврействе]] | ||
[[Категория:Иудаизм в Египте]] | [[Категория:Иудаизм в Египте]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
{{checked}} | {{checked}} |
Версия 14:02, 23 августа 2011
Регулярная исправленная статья | |
Каирская гениза — крупнейший архив средневекового еврейства, сохранившийся в генизе синагоги города Фустат (ныне в пределах Каира).
Содержание |
Содержание документов
Документы, охватывающие более тысячелетия (с конца IX по конец XIX в.), составлены еврейским письмом на арабском, древнееврейском, арамейском, идише и некоторых других языках.
Среди сокровищ Каирской генизы — Еврейско-хазарская переписка, Кембриджский документ, Киевское письмо, древние фрагменты Корана и священных текстов иудаизма, а также Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Большую же часть документов составляют повседневные деловые бумаги купцов и ростовщиков. Общее количество листов оценивается в 250 тысяч; в них упоминается до 35 тысяч лиц из Египта, Палестины, Ливана, Сирии, Туниса, Сицилии, Франции, Испании, Марокко, Хорезма, Индии и многих других стран.
История открытия
Рукописи Каирской генизы, в отличие от гениз в прочих центрах диаспоры, уцелели благодаря полупустынному климату Фустата. Первым этими документами заинтересовался странствующий раввин Яков Сапир (1822-88), однако внимание широкой научной общественности к каирскому архиву привлёк Соломон Шехтер (1847—1915), который вывез из Египта в Кембриджский университет до 140 тысяч документов. Ещё 40 тысяч каирских рукописей осели в Еврейской теологической семинарии Америки.
Библиотека Манчестерского университета, в распоряжении которого находятся 11 тысяч документов каирской генизы, в настоящее время реализует проект их перевода в электронную форму и создания интернет-библиотеки каирской генизы.
Значение текстов генизы для мировой науки
После открытия и ввода в научный оборот текстов Каирской генизы возникла научная категория еврейские документальные памятники. Для исследователей средневековой истории стало более невозможно игнорировать тексты на иврите или отрицать их подлинность, что практиковалось до середины XX века. Отчасти эта практика объясняется тем, что учёные-медиевисты, как правило, не изучали иврит и не стремились восполнить этот недостаток совей подготовки.
При изучении еврейских религиозных и теологических текстов удалось установить, что община Фустата была раввинистической, а не караимской.
Хотя большинство текстов генизы относятся к истории Египта и соседних стран, обнаружены также документы по средневековой истории Европы. В частности, Норман Голб обнаружил документы о христианских герах средних веков, об истории еврейских общин Руана и Прованса.
Ссылка
- Интернет-библиотека каирской генизы
- Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.