Хамиты

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Народы в ТаНаХе» с помощью HotCat)
Строка 146: Строка 146:
[[pl:Języki chamickie]]
[[pl:Języki chamickie]]
[[tr:Hamitik]]{{WikiCopyRight}}
[[tr:Hamitik]]{{WikiCopyRight}}
 +
 +
[[Категория:Народы в ТаНаХе]]

Версия 20:36, 24 ноября 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии




Файл:Shem, Ham and Japheth.jpg
Сим, Хам и Иафет Джеймса Тиссо

Хамиты — согласно библейским источникам, потомки Хама, одного из трёх сыновей Ноя.

Содержание

Источник

В 9ой главе Книги Бытия повествуется, что однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.» (Быт.9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.[1]

Также, согласно одной из апокрифических книг, Книге Юбилеев, первоначальным местом расселения потомков Хама стала "вторая наследственная часть, по ту сторону Гигона, к югу, направо от рая, и она идет к югу".[2]


Родословная Хама и его потомков

Файл:Ksenophontov noah.jpg
И.Ксенофонтов. Ной проклинает Хама
Файл:Josephustable3.jpg
Карта расселения потомков Ноя по Иосифу Флавию, ок. 100 г.н.э.; сыны Хама показаны синим цветом

Род Хама

Основная статья: Хам

У Хама после Потопа было четверо сыновей (Быт.10:6- 20).

Потомки Хуша

Основная статья: Хуш

Согласно Книге Бытия, Хуш был первым сыном Хама и имел шестерых сыновей. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод.

Потомки Мицраима

Основная статья: Мицраим

Семь сыновей Мицраима: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим и Кафторим.

Потомки Фута

Основная статья: Фут, сын Хама

В Библии нет упоминания имён сынов Фута.

Потомки Ханаана

Основная статья: Ханаан, сын Хама

Согласно Книге Бытия, у Ханаана было одиннадцать сыновей: Сидон, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей.

Альтернативные генеалогии

Данные из внебиблейских источников не всегда совпадают с классической «таблицей народов» из Книги Бытия.


Дальнейшее использование и толкование термина

Файл:T and O map Guntherus Ziner 1472.jpg
Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой карте Т и О типа

Представление о Хаме и его потомках стали фиксироваться исторических преданиях, хрониках и трактах, основанных на библейской истории. Так например, в «Повести временных лет», записанной Нестором Летописцем в XII веке о Хаме говорится следующее:

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликия, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.[3]

— Древнерусская литература XII века Повесть временных лет

.

Также представление о хамитах, как о совокупности народов, проживающих к югу от Ханаана легло в основу средневековых европейских географических представлений, что, в частности нашло свое отражение в картах.

Уже в Новое время, когда европейцы проникли в Африку представление о детях Хама как о рабах Сима и Иафета стало одним из идеологических обоснований работорговли.

Хамитская теория в лингвистике

В середине XIX в. немецкий египтолог Карл Рихард Лепсиус ввел этот термин в лингвистику, назвав хамитскими общность малоизученных к этому времени языков африканских народов. По мере изучения, оказалось, что многие из "хамитских" языков не являются генетически родственными, а другие хамитские языки близки к семитским языкам. Поэтому в 1887 г. лингвист Ф. Мюллер предложил ввести термин «семито-хамитские языки» для обозначения совокупности уже достаточно изученных семитских и хамитских языков.

В 1908 г. семитолог А.М. Крымский писал:

Термин "Xамиты" заимствован новейшей этиологией из Χ гл. "Бытия" для обозначения народов, которые живут в сев. и сев.-вост. Африке, говорят так наз. хамитскими языками и отличаются как от соседних негров (банту), так и от семитов (арабов и абиссинцев-эфиопов); этот общепринятый теперь термин (введен Лепсиусом и Ф. Миллером) не совсем удачен, потому что, таким образом, приходится не причислять к X. финикиян, которые составителем "Бытия", на основании культурных и политических отношений, помещены в число потомков Хама, но говорили языком не X., а семитским. Антропологически X. принадлежат к расе средиземной (см. соотв. статью), т. е. сродни и семитам, и индоевропейцам, но ближе стоят к семитам, к которым они ближе и по языку.

— "Семитские языки" Т. Нёльдеке в обработке А. Крымского

Впоследствии, М. Коэн доказал, что термин "хамитские языки" не имеет определенного лингвистического содержания и он уступил место термину «семито-хамитские языки». [4]

Файл:Afroasiatic-en.svg
Современная карта афразийских языков

В 1970-е гг. американский лингвист Дж. Гринберг предложил использовать термин «афразийские языки» вместо семито-хамитских.

Хамитская теория в этнографии

Кроме того, по мере знакомства и изучения различных африканских культур европейские исследователи сделали предположение, что африканцы самостоятельно не могли сформировать какой-либо ареал цивилизации и любое государственное образование или крупная постройка (например, пирамиды Мероэ, Большое Зимбабве) должны были стать следствием влияния более развитых народов, арабов, индийцев или хамитов. Так немецкий лингвист Карл Майнхоф предположил, что хамитами являются пришлые кочевники со светлой кожей, которые принесли цивилизацию во внутренние районы Африки, но затем были ассимилированы автохтонным населением. Теория подтвреждалась существующим этнографическим материалом. Например, кочевники тутси, управлявшие земледельцами хуту, являются более светлокожими; или кочевники фульбе, создавшие халифат Сокото, в результате подчинения хауса, тив и других этнических групп, имеют, как правило, тонкие губы и узкие носы. Расцвет хамитской теории пришелся на первую половину XX в., периода колониального управления, одной из целей которого было просветить отсталые народы. [5]

Хамиты в антропологии

К хамитам обычно причисляют хамитские по происхождению (но не всегда по языку) народы Северной и Северо-восточной Африки и Западной Азии[6] Таким образом, хамитскими языками называют все афразийские языки, кроме семитских: берберо-ливийские, древнеегипетский язык, кушитские, омотские и чадские языки. Важно отметить, что современный ареал распространения семитских языков обусловлен средневековой арабской экспансией в Северную Африку и на Ближний Восток. В древности, территориальное соотношение семитских и хамитских языков было иным.

Хамиты в популяционной генетике и ДНК-генеалогии

Файл:Possible places of origin of E1b1b1-M215M35 subclades.png
Возможные места возникновения субкладов Y-ДНК гаплогруппы E1b1b1

В генетическом отношении, библейский ареал распространения хамитских народов наиболее соответствует ареалу распространения гаплогруппы ДНК Y-хромосомы человека E1b1b1 (M35) и её субкладов.[7] Места возникновения и современное распространение субкладов E1b1b1d (M281) и E1b1b1e (V6) соответствуют библейскому ареалу распространения некоторых сынов Хуша.

Согласно некоторым исследованиям в области ДНК-генеалогии, библейский ареал распространения потомков Мицраима наиболее соответствует ареалу распространения гаплогруппы ДНК Y-хромосомы человека E1b1b1a (M78).[7] Общего предка гаплогруппы E1b1b1a (M78) иногда называют «Y-хромосомным Мицраимом».[7]


Библия даёт подробную информацию о потомках Мицраима (египтяне, филистимляне, кафториты), Хуша (эфиопы, кушиты, сабеи) и Ханаана (ханаанеи, финикийцы). Потомков же Фута (возможно, ливийцы) обходит молчанием.

Примечания

  1. Быт.920
  2. Апокриф Книги Юбилеев
  3. «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачёва
  4. М. А. Коростовцев. Введение в египетскую филологию -М.: Восточная литература, 1963
  5. Львова Э.С. История Африки в лицах, М.:Муравей, 2001.
  6. Сончино
  7. 7,0 7,1 7,2 С.В. Лутак и А.А. Клёсов (2009)


Источники


ar:حاميونfi:Haamilaiset ko:함족 pl:Języki chamickie tr:HamitikУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках